Угроза из пробирки для белорусского бизнеса

Искусственные стейки, куриные грудки и фрикадельки. Прогноз экспертов неутешителен! К 2025 году мир перейдет на массовое производство клеточного мяса. Между тем, российские ученые уже сейчас способны масштабировать его создание. С другой стороны, готовы ли белорусские экспортеры мясной продукции заложить эти риски в развитие своих предприятий с учетом целей государственной программы на 2020 год?

От набора клеток — к сочному бифштексу

Согласно прогнозу ООН, к 2050 году население земли вырастет до 9,1 млрд человек. Чтобы прокормить голодную армию людей, потребуется производить на 70 % больше продуктов, чем сейчас. Одним из способов решения проблемы является массовое выращивание мясной продукции из стволовых клеток в питательной среде биореактора.

Готовность № 1

В результате экспериментов, которые начались в 2000 году, отдел стволовых клеток ВИЭВ имени Я. Р. Коваленко разработал трехмерную мышечную структуру клеточного мяса на основе более экономичной питательной среды, чем в смежных белорусских НИИ, параллельно ведущих исследования по этой теме. Ученым также удалось взять за основу тип клеток, который может делиться не 50 циклов, как у зарубежных коллег, а бесконечно долго. Полученный образец был одобрен Всероссийским научно-исследовательским институтом мясной промышленности имени В. М. Горбатова как продукт, обладающий всеми полезными веществами, вкусом и запахом, идентичными натуральному мясу. Из стволовых клеток удалось воспроизвести жиры, что до этого не получилось у Марка Поста — его котлета была слишком сухой.



По словам начальника лаборатории стволовых клеток ВИЭВ имени Я. Р. Коваленко Ирины Савченковой, разработанная технология уже сегодня позволяет масштабировать выращивание клеточного мяса, стоимость которого сейчас составляет от 50 000 до 70 000 долларов за килограмм. Но отсутствие дотаций на исследование и интереса со стороны бизнеса не позволяет заниматься дальнейшими разработками для снижения цены продукта. В свою очередь, исполнительный директор Национального мясного союза Сергей Юшин сообщил, что пока российские предприниматели не готовы инвестировать в исследования, поскольку клеточное мясо — это нишевый продукт, и он еще долго не будет востребован у широкого потребителя, пишет журнал «Эксперт».

Востребованность и польза от массового производства клеточного мяса
1. В искусственных условиях мясо может быть синтезировано с минимальным количеством жира и других вредных веществ, что сделает его более полезным и диетическим. Выращенный в стерильных условиях продукт застрахован от паразитов и патогенных микроорганизмов.
2. Искусственное мясо будет востребовано среди вегетарианцев, людей, придерживающихся здорового образа жизни, тех, кто не употребляет мясо по религиозным убеждениям, из жалости к животным либо по состоянию здоровья.
3. Развитие технологии позволит освободить 99 % пахотной земли от выгонов скота, снизит примерно на 85 % количество выбросов парниковых газов и позволит сэкономить 45 % на воде и электроэнергии.



Скрытые риски

Казалось бы, для белорусских производителей мясной продукции особых причин для волнений нет, кроме одной (!) — 97 % мяса Беларусь экспортирует в Российскую Федерацию. В тоже время, согласно Государственной программе развития аграрного бизнеса в Республике Беларусь на 2016–2020 годы, планируется увеличить экспорт мяса и мясопродуктов до 376 тонн. Соответственно уже сейчас проводится программа по увеличению численности мясных коров, свиноматок и овцематок в племенных хозяйствах. Для повышения конкурентоспособности мясной продукции на внешнем рынке проводятся модернизация, реконструкция и техническое переоснащение действующих мощностей по переработке мяса. Все это требует уже сейчас колоссальных затрат от мясоперерабатывающей отрасли. Окупятся ли они, если Россия в кратчайшие сроки перейдет на клеточное мясо? Каким образом заложить риски, учитывающие эту возможность, в стратегию развития предприятия? Существуют ли они?



Доктор медицинских наук, Первый заместитель директора центра прикладной медицины и пищевой безопасности МГУ им М.В.Ломоносова Дмитрий Еделев уверен, что для белорусских производителей элитных сортов мяса причин для волнений нет.

— Мы пока не в состоянии вырастить элементарный хороший стейк, но это неоправданно дорого и в ближайшей перспективе технология не будет развиваться, а вот промышленное производство качественного фарша перспектива ближайшего десятилетия. Но можем получать качественный фарш, который используется для производства колбасных изделий. Поэтому белорусским хозяйствам, разводящим элитный скот, волноваться нечего. Тем же, кто выращивает скот, мясо которого идет на производство фарша, необходимо следить за новой технологией и быть готовыми к тому, что со временем их продукция станет невостребованной. Но произойдет это не сразу, а скорее всего лет через десять и занимать переход будет значительное время. В первую очередь это коснется производства пищи для людей имеющих моральные ограничения на потребление мяса убитых животных. На котлетах из промышленного мяса можно будет писать: «при производстве котлет ни одно животное не пострадало».  и, скорее всего, с этим столкнется только следующее поколение.

До тех пор, пока стоимость искусственного мяса не станет ниже цены за натуральный продукт, белорусскому экспорту ничего не угрожает, считает специалист.

— Можно хоть сейчас загрузить клеточным материалом биореакторы и через два месяца получить массовый продукт для реализации. Но это пока экономически невыгодно, но исследование снижения стоимости производства и разработки новых технологий идут полным ходом как и исследования для снижения его цены, поскольку стоимость культивированного мяса превышает стоимость натурального продукта. Потребуется слишком много времени и средств на уменьшение затрат на его производство. Мировые корпорации подсчитали, что стоимость клеточного мяса снизится до 70 долларов за килограмм только через пять-десять лет. Кроме того, пока не существует никакой разрешительной документации на производство культивированного мяса в Российской Федерации, — объяснил сложившуюся ситуацию доктор наук.

Следовательно, пока еще рано говорить о каких-то рисках, связанных с экспортом для белорусской мясной отрасли, но изменения на рынке мяса не за горами — подытожил вышесказанное Дмитрий Еделев.

Протеин из CO2

Параллельно исследованиям производства мяса из пробирки ведутся разработки по созданию пищевых продуктов из медуз, насекомых, водорослей и даже с помощью электричества.



Финские ученые из компании VTT получили белок благодаря длительному, в течение недели, воздействию электричества на порцию углекислого газа. Полученный протеиновый порошок на 50 % состоит из белка и содержит 25 % углеводов, остальное — жиры и нуклеиновые кислоты. Порошок пока нельзя употреблять в пищу людям, но можно добавлять в корм животным. В будущем планируется производить белок в промышленных масштабах, а также в домашних условиях. Использовать эту технологию можно в космосе, дальних экспедициях, в местах с ограниченным количеством ресурсов.

С того момента, как в 2013 году голландец Марк Пост из Университета Маастрихта угостил журналистов гамбургером с котлетой из искусственного мяса, исследования в этой области значительно продвинулись. Клеточное мясо обзавелось мышечной структурой, приобрело вкус, запах и хрустящую корочку, идентичную натуральному продукту, и его себестоимость снизилась с 325 000 до 70–80 долларов за килограмм, пишет журнал «Эксперт». Но успехи ученых в борьбе с мировым голодом не вдохновили государственный аппарат на финансирование разработок, за исключением правительства Нидерландов, которое вложило в исследования 2 млн евро. Кроме того, недавно в Национальный институт сельского хозяйства и продовольствия США была подана заявка на грант в размере 5 млн долларов венчурного капитала для производства искусственного мяса в промышленных масштабах. Пока же финансирование исследований в этой области осуществляется за счет общественных организаций и частного капитала. Неудивительно, что в таких условиях основной пул разработчиков данной технологии сложился из шестерки стартапов. Тройку лидеров возглавляет голландский проект Memphis Meats, готовый в течение пяти лет заниматься массовым выращиванием фрикаделек, говяжьих стейков, куриных грудок и продавать их по цене обычного мяса. Но на пути внедрения данной технологии существует множество проблем. Наиболее важные — масштабирование производства и себестоимость продукции. Специалисты Всероссийского научного исследовательского института экспериментальной ветеринарии имени Я. Р. Коваленко нашли решение, по крайней мере, одной из проблем.

Проблемы, которые предстоит решить перед внедрением искусственного мяса в массовое производство
1. Пока нет опытных данных о том, как употребление искусственного мяса отразится на здоровье человека и следующего поколения.
2. Выращивание мяса должно быть экологически и энергетически выгодным, не оказывать вредного влияния на окружающую среду и производиться за счет возобновляемых ресурсов.
3. Масштабирование производства нанесет непоправимый урон мясомолочной отрасли и приведет к сокращению миллионов рабочих мест.

Источник: Produkt.by