Торговое лето в разрезе: взгляд корреспондента "Продукт.BY"

Выполняли ли магазины летом условия хранения товаров, рекомендованных производителями?

В июле и августе Беларусь из умеренно прохладной превратилась в тропическую. Как в любой стране с умеренным климатом, в республике оказались соответственные санитарные нормы, не учитывавшие природных катаклизмов. Когда температура зашкалила за 30, решили совместить и южную жару, и санитарные нормы. Согласно им в торговом зале может быть максимум +28 по Цельсию. В реальности же получалось так, что на улице было +35, и в зале, лишенном кондиционеров, но оснащенном холодильными агрегатами, температура подходила к +40. Видя это, наши граждане, приученные сообщать о своих проблемах наверх, принялись писать о том, что в магазинах невыносимо. А санитарные службы бессильны, если к ним пришла жалоба. Они должны реагировать на сигналы и наказывать. Так сложилось.

Александр НОВИКОВ

Давайте конструктивно. Или заглянем на 3 года назад

Кстати, примерно такая жара в июле наблюдалась в Беларуси три года назад. Тогда магазины стали… массово закрывать за нарушения температурного режима. И в торговой среде начались серьезные волнения. Ситуация стала выходить из-под контроля. В итоге районные власти в Минске кинулись проводить собрания с директорами магазинов. Впервые мне тогда довелось увидеть представителей торговли настолько раздраженными и сплоченными перед очами «суровых, но справедливых управленцев». Привожу несколько фрагментов по памяти из совещания во Фрунзенском районе. Один из директоров заявил на нем примерно следующее: «Уважаемые управленцы! Перед вами собрались те, кто сегодня делает доведенные показатели по выручке; те, кто кормит народ и при рентабельности в 1 % «барабанит» на общее благо который год подряд. Для сравнения: на рынках, построенных с вашего ведома, тоже муссоны не дуют. И температура там за прилавками высокая, и товары продаются весьма сомнительного качества иногда. Но ни один рынок во время жары не был закрыт, они не находились под жестоким контролем санитарных органов. Там никто никаких замеров температурного режима не производит и замков на двери не вешает. Почему же такое отношение к нам приходится видеть? Сообщу на всякий случай, что закрытие любого магазина даже на сутки — это весьма серьезно. Такая мера бьет по экономике магазина очень больно. А неделя простоя может означать для магазина смерть.

Стоит ли понимать так, что если такая жара продержится еще неделю, вы закроете львиную долю маленьких и средних магазинов, лишенных кондиционеров и не переведенных на выносной холод?.. Последствия таких шагов непредсказуемы». Владелица другого магазина высказалась в таком ключе: «Сегодня мы видим колоссальные финансовые вложения в промышленность, предприятиям даются льготные кредиты и т. д. А чем торговля, пережившая на такой низкой рентабельности тяжелейшие времена, хуже?.. Да, многим не удалось собрать денег на кондиционеры, но разве это только наша вина? Почему власть абстрагировалась от этих проблем? Логично, если бы руководство города выступило с инициативой по открытию льготной кредитной линии для магазинов, нуждающихся в модернизации систем кондиционирования». Попутно собравшиеся узнали, что руководство исполкома подобные инициативы не уполномочено проявлять.

И диалог еще более ужесточился. В 2007 году за летний период в городе закрывалось на какое-то время около 150 магазинов. Если учесть, что всего в Минске магазинов порядка 3000, не самый маленький процент получался.

Ситуация в развитии

Нельзя сказать, что история нас ничему не учит. За это время многие магазины успели купить кондиционеры, «апгрейдить» торговый холод. Да и проверяющие нынче не бросаются в крайности. Они стараются не закрывать магазины за нарушение температурного режима в торговом зале, а действуют финансовыми методами. То есть вполне «по-рыночному». Об этом свидетельствуют и недавнее заявления для прессы представительницы Минторга Любови Язепчик. Она официально заявила, что регулярно проводятся рейды контролирующих служб Минторга и санэпидемконтроля. Негодная к употреблению или просроченная продукция сразу же выбраковывается. В принципе продукцию также можно конфисковывать или изымать во временное пользование. Но до таких норм у нас еще не дошли. Зато дошли до фактического обхода президентского указа, запрещающего любые проверки без особых на то причин. Хотя жара вполне может сойти за уважительную причину. Чего уж тут.

Напиточный вопрос

Санитарные органы этим летом также обращали внимание магазинов на то, что они, мол, не выполняют условия хранения целой группы товаров, рекомендованных производителями. Самая «популярная сказка», которую с завидным постоянством приходится слушать не первый год директорам магазинов, — тема продажи безалкогольных напитков белорусского производства. Многие из наших белорусских предприятий температуру реализации исторически ставили в пределах 15–18, в последние годы она возросла до 20–22 градусов. Видимо, они полагают: выше этого предела в летнее время температура в магазине не может подняться. Или думают, что для продажи их напитков будут направо и налево ставить холодильные витрины?.. Как бы там ни было, но некоторые магазины из-за напитков получают летом по полной программе.

И если алкогольные напитки и температурные ограничения при их реализации санитары не отслеживали, то за безалкогольные можно прилично пострадать. А ведь проблема надуманная. Стоит производителям написать на той же «Бела-Коле», что срок ее реализации при температуре 25 градусов не должен превышать 15 дней, а при температуре 15 градусов — 30 дней, и все, вопрос закрыт. И это притом, что объемы реализации напитков в летнее время весьма велики, можно увеличивать товарооборот, объявленный «делом государственной важности». Вместо этого нам пришлось стать свидетелями игры со странными правилами. Магазинам приходилось либо сознательно сокращать ассортимент, либо подвергаться санкциям. Кто-то из директоров малых предприятий, занятых торговлей, проявил настоящий героизм, разорился на покупку кондиционера. Но даже достигнутая таким образом температура в зале вряд ли опускалась ниже 25 градусов. А это не позволяло работать с белорусскими напитками, которые к тому же завозили с перебоями.

По мнению торговли, одним из антилидеров в этом рейтинге непоставленных ходовых товаров стало «Лидское пиво» с его разрекламированным «Лидским квасом». По некоторым данным, этот продукт нашел неплохой сбыт в России по весьма приемлемой цене. Вот и вся история. Ну а те магазины, кому напитки и то же мороженое поставляли вовремя, в соответствии с заявками, смогли неплохо заработать в этот сезон. Надеемся, что таких удачников в Беларуси оказалось немало. Или даже большинство.

© Продукт.BY