Топ-20 европейских fashion-брендов заинтересовались белорусским рынком

Выбор в торговых центрах Минска должен приблизиться к европейскому уровню.

Выбор в торговых центрах Минска в течение двух-трех лет должен максимально приблизиться к европейскому уровню, считают эксперты.

Прошедший год для розничной торговли и сферы услуг Беларуси был годом восстановления, констатировали эксперты международной консалтинговой компании Colliers International, Belarus, презентуя свой годовой обзор рынка коммерческой недвижимости. Так, по отношению к кризисному 2009 году розничный товарооборот в стране вырос на 17,1% в национальной валюте и на 25,4% в евро, составив 17,6 миллиарда евро, сообщает Marketing.by. – Столичный рынок торговой недвижимости привлек большое внимание со стороны как существующих сетевых операторов, так и новых, – отметил управляющий партнер компании в странах Балтии и Беларуси Михаил Морозов. – И уже в этом году мы увидим приход новых марок в сегменте «fashion», новых операторов продовольственных сетей, которые, заметив такую динамику, особенно на фоне соседних стран, принимают позитивное решение о выходе на рынок. Они уже ведут переговоры о заключении договоров аренды торговых площадей или планируют начало строительства собственных супер- и гипермаркетов. Правда, несмотря на высокий спрос в торговом сегменте, существующее предложение в нем до сих пор очень ограничено. Особенно когда речь идет о наиболее востребованных у крупных торговых операторов современных форматах торговли, о чем эксперты говорят уже, к сожалению, не первый год. – Качественные торговые центры в Минске можно сосчитать на пальцах одной руки, – подчеркивает Михаил Морозов. Так, согласно данным Colliers International, Belarus, за 2010 год в Минске было введено в эксплуатацию восемь торговых центров и комплексов с развитой торговой частью общей площадью 59 тысяч кв. метров. Среди них такие объекты, как гипермаркет ProStore на ул. Уборевича, строительные гипермаркеты «Материк» и «ОМА», торговые центры «Кольцо», «Силуэт» и другие. Что же касается планов на этот год, на рынок уже заявлен выход еще десяти торговых объектов, общая площадь которых превысит уже 78 тысяч кв. метров. Пожалуй, самым ожидаемым станет открытие многофункционального комплекса с рабочим названием «Автовокзал «Центральный», девелопером которого выступает компания BNK Engineering. В составе этого проекта будет открыт торгово-развлекательный центр, вместе с появлением которого в «модный» сегмент столичной торговли, в том числе, придут и многие новые бренды. Правда, какие именно – пока в основном остается коммерческой тайной. – Если же говорить про интерес международных «fashion» ритейлеров к белорусским проектам, то сегодня активную позицию занимает испанская группа INDITEX, одним из многочисленных брендов которой является знаменитая Zara. Надеемся, что первый магазин мы увидим уже в этом или следующем году, – поделился Михаил Морозов. – Что касается остальных крупных ритейлеров... Мы можем говорить о том, что первая «двадцатка» европейских брендов, наиболее востребованных в области «fashion», которые представлены на соседних рынках – в России, Восточной Европе, Скандинавии, начинают проявлять интерес к Беларуси. Кто-то – более предметный, кто-то – может быть, для общего развития, но тем не менее все упирается в отсутствие торговых объектов и площадей, которые удовлетворяют их требованиям. Именно отсутствие предложения, по мнению эксперта, тормозит развитие торгового сегмента рынка коммерческой недвижимости Беларуси. Впрочем, оглядываясь на опыт соседней России, он готов прогнозировать положительные перемены уже в ближайшее время. – Думаю, выбор в торговых центрах Минска в течение двух-трех лет должен максимально приблизиться к европейскому уровню по набору профессиональных арендаторов. Я говорю не только о тех операторах, которые покупают франчайзинг, но и о материнских компаниях, которые придут сюда самостоятельно и будут работать на белорусском рынке, – считает управляющий партнер Colliers International, Belarus. – Это тот путь, который уже пройден в России, где тоже на протяжении последних пяти-семи лет выдавали франчайзинг, а сейчас уже перенимают управление готовыми магазинами. Это тот сценарий, который будет реализован и в Беларуси по мере того, как будут построены профессиональные торгово-развлекательные центры современных форматов. Впрочем, о том, что торговым рядам столицы пришло время меняться, говорит и тот факт, что сегодня основной спрос среди арендаторов (74%) формируется вокруг площадей от 100 до 500 кв. метров. Это новое «лицо» столичной торговли, которое по требованию времени пришло на смену некогда более популярным у индивидуальных предпринимателей – основных потребителей площадей для большинства торговых центров – «рыночных» нарезок по 10-30 кв. метров. А значит, устаревшие торговые центры будут вынуждены проходить полную реконструкцию, для того чтобы оставаться конкурентоспособными и востребованными на рынке современных форматов.