Точки роста

Заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Игорь БРЫЛО рассказал о том, как в Беларуси будут работать над улучшением качества молока.

На протяжении последних лет сельскохозяйственная отрасль Беларуси успешно решает, казалось бы, трудновыполнимые задачи. В свое время перед аграриями стояла цель нарастить производство молока и накормить население отечественными молочными продуктами, и она была достигнута. Хотя на первоначальном этапе мало кто верил, что белорусское село сможет получить 10 млн тонн зерна и надоить 6 млн тонн молока. Затем нужно было провести реконструкцию молочно-товарных ферм. Опять-таки находилось немало скептиков, которые считали, что на подобную техническую революцию уйдут долгие годы. Но животноводы доказали, что и эта задача им по плечу. Сегодня сельхозорганизациям предстоит взять очередную вершину: обеспечить высокий уровень качества молока. И через год-два эта планка будет достигнута. Такую убежденность выразил заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Игорь БРЫЛО, выступая на деловой программе «Открытого сырного фестиваля в Гродно». Корреспондент «Продукт. BY» попросил замминистра прокомментировать, на чем основана эта уверенность.

— Игорь Вячеславович, молочная отрасль Беларуси с завидным постоянством демонстрирует динамику роста. В чем это проявляется?

— По объемам молока мы являемся одним из лидеров стран постсоветского пространства. В последнее время наметилась хорошая динамика по валовому производству молока. И этот год не исключение — за восемь месяцев мы уже получили 4 млн тонн, продемонстрировав рост в 107,3 %. Беларусь не только полностью обеспечивает внутренние потребности страны в молоке и молокопродуктах, но и имеет значительный экспортный потенциал. Мы отправляем за рубеж практически 60 % производимого молока. Причем география этих поставок постоянно расширяется. В число наших зарубежных партнеров входят не только страны бывшего СССР, но и Америка, Арабские Эмираты, Сингапур, Сирия, Польша и др. В настоящий момент уже 15 белорусских предприятий сертифицированы на поставку продукции в Китай.

Одним из знаковых событий для отрасли стал визит Миссии Генерального директората по здравоохранению и защите прав потребителей Европейской комиссии. По итогам работы данной организации ОАО «Савушкин продукт», ОАО «Берёзовский сыродельный комбинат», ОАО «Верхнедвинский маслосырзавод», Узденский производственный участок ОАО «Слуцкий сыродельный комбинат» получили право на поставку своей продукции в ЕС. В настоящий момент такая работа проводится в ОАО «Морозпродукт», на Пинском и Столинском производственных филиалах ОАО «Савушкин продукт».

— В таком случае возникает вопрос: почему вновь заговорили об ужесточении нормативов, если наш продукт и без того ценит потребитель во многих странах мира?

— Для любого государства задача номер один — обеспечение продовольственной безопасности, важными составляющими которой являются не только рост производственных показателей, но и улучшение качества продукции. Ведь от этого напрямую зависят здоровье населения и его качество жизни.

Второй немаловажный момент, как я уже говорил, — Беларусь поставляет на экспорт около 60 % молока. Чтобы быть конкурентными на мировом рынке, необходимо повышать качественные показатели сырья и, безусловно, снижать издержки. В частности, чтобы соответствовать требованиям Европейского союза, куда в последнее время стали активно продвигать свою продукцию наши предприятия, «экстра» должна быть в разы чище молока первого сорта.

Напомню, что СТБ 1598–2006 «Молоко коровье. Требования при закупках» вводит три сорта молока: экстра, высший, первый. Молоко второго сорта 1 сентября нынешнего года на молочные предприятия уже не принимается. В новом СТБ ужесточены требования по бакобсемененности: экстра и высший — до 100 тыс. единиц, первый — до 300 тыс. То есть максимум микробных клеток в молоке — 300 тыс. единиц, если будет больше, молоко на переработку не допускается.

Что касается соматических клеток, то раньше здесь допускался диапазон до 1 млн для второго сорта. Сейчас требования такие: экстра — до 300 тыс., высший и первый — до 500 тыс. Ранее для первого сорта порог составлял 750 тыс. Более того, с 1 января 2017 года данный стандарт планируется ужесточить еще — в частности, установить потолок по содержанию соматических клеток в 400 тыс. Так что у производителей молока есть полтора года, чтобы подготовиться к этому переходу.

— Кто-то может сказать, что эта планка излишне жесткая…

— Чтобы не быть голословным, приведу лишь один пример. Сорт экстра, который полностью отвечает европейским стандартам, появился в Беларуси в 2007 году. На тот момент сырья, которое соответствовало данному требованию, было всего 5,0 %, сегодня этот показатель составляет уже 37,4 %. Тогда тоже мало кто верил, что такое возможно.

Высоким содержанием соматических клеток в молоке обусловлены потери продуктивности и валового производства молока. Уровень соматических клеток от 500 до 750 тыс. в 1 мл приводит к потере 10 % молока, 750 тыс. — 1 млн — к потере 11 %, а более 1 млн — к потере 12 % и более.

Скажу прописную истину: если корова здорова, она будет давать качественное молоко. Ведь что такое соматика? Уровень соматических клеток в молоке служит показателем состояния здоровья животного, своего рода индикатором. Любой воспалительный процесс приведет к увеличению количества соматических клеток в крови и соответственно в молоке. Ведь примерно на 70–75 % соматические клетки — это лейкоциты, являющиеся клеточными факторами неспецифической и специфической резистентности организма. И здесь без правильного рациона кормления, должного ухода за животным, грамотного ветеринарного сопровождения не обойтись. Кто хочет — умеет делать свою работу, у него все получается. Такие хозяйства можно найти в каждом регионе. На этой неделе мы проводили семинар-совещание в Кировском и Оршанском районах, я побывал в СПК «Лариновка» Оршанского района; в 2014-м средний удой на корову здесь составлял 8875 кг, в этом году планируют выйти на 9000 кг. Причем молоко сдается на 100 % сортом экстра без всяких проблем. Примерно такую же ситуацию я наблюдал в СПК имени Орловского в Кировском районе, который имеет стабильные показатели по сорту экстра и удои на корову порядка 7700 кг.

В качестве еще одного примера можно привести ОАО «Селекционно-гибридный центр «Заречье» Рогачевского района. Там молодые руководители и ветеринарный врач отработали технологические и организационные процессы по производству молока. В результате у них в июне-июле все молоко пошло сортом экстра, за прошлый год средний удой от коровы — 9180 кг.

Разные хозяйства, разные регионы. Но объединяет их одно — желание работать и добиваться нужного результата.

— Но есть и такие хозяйства, где вопрос с содержанием соматических клеток решают с помощью сепаратора…

— К сожалению, такие факты до сих пор встречаются. Отдельные специалисты на молочно-товарных фермах и комплексах ошибочно полагают, что удалив из молока большую часть соматических клеток механическим путем (с помощью сепаратора), можно повысить качество производимого продукта. Однако это не так, ведь соматические клетки являются не причиной заболевания животных, а его следствием. Удаляя таким способом соматические клетки, мы маскируем некачественное молоко под молоко хорошего качества. Поэтому использование сепаратора на ферме можно приравнять к фальсификации молока. Министерство сельского хозяйства и продовольствия взяло под особый контроль этот вопрос. И тем, кто привык таким образом снижать соматику, придется перестраиваться.

Только диктатура технологии на всех этапах обеспечит производство качественной, безопасной продукции, способной конкурировать на внутреннем и внешнем рынках и обеспечить эффективность средств, вложенных в модернизацию молочной отрасли.

— По некоторым показателям, в частности по остаточному содержанию антибиотиков тетрациклиновой группы в молоке, требования Таможенного союза жестче норм ЕС в 10 раз. Тем не менее проблема с антибиотиками по-прежнему стоит достаточно остро. Почему?

— Действительно, сегодня в нашей стране уделяется повышенное внимание проблеме остаточного содержания антибиотиков в молоке. С чем это связано? Нашу обеспокоенность вызывают два основных фактора. С одной стороны, не совсем грамотное использование антибиотиков в хозяйствах. С другой — несовершенство тех испытаний, которые сегодня проводятся лабораториями молочных заводов.

Никто не говорит, что в ветеринарии вообще не должны использоваться антибиотики. Речь здесь идет совершенно о другом: о грамотном их применении — согласно технологической инструкции, которую имеет любой ветеринарный препарат. Прописная истина заключается в том, что антибиотик не сразу выводится из организма как человека, так и животного. Соответственно, пока идет очищение организма, молоко такой коровы должно поступать не в общий котел, а выдаиваться отдельно, пастеризоваться и идти на выпойку телят. К сожалению, приходится констатировать, что так бывает не во всех хозяйствах. Чистое молоко смешивается с тем, в котором есть остаточное содержание антибиотиков. И, как результат, бракуется вся партия, что оборачивается серьезными экономическими потерями для наших предприятий.

Учитывая серьезность данной проблемы, в июне 2015 года Департамент ветеринарного и продовольственного надзора принял документ, запрещающий использовать для лечения и профилактики продуктивных животных ряд ветеринарных препаратов, в которых содержатся антибиотики.

Сегодня Минсельхозпрод является активным сторонником использования альтернативных методов лечения в ветеринарии. Ветврачи и зоотехники должны брать на вооружение новые технологии, нельзя отставать от жизни. Тем более что в стране производится более 50 препаратов, которые применяются для альтернативного метода лечения животных. В частности, хорошо себя зарекомендовали гомеопатические препараты, ветпрепараты на основе интерферона рекомбинантного бычьего, на основе йода, пробиотиков и других веществ, которые не являются чужеродными в уже готовой продукции.

Выпуском подобных лекарств занимаются ОАО «Белветунифарм», несколько заводов по производству ветеринарных препаратов в системе «Белзооветснаб», частные компании. К примеру, в ООО «НПЦ БелАгроГен» на основе интерферона сделали очень широкую линейку ветеринарных препаратов. Компания «Рубикон» также может предложить 10 препаратов.

И надо сказать, что многие хозяйства уже успели оценить эффективность альтернативных методов лечения. Достаточно активно в этом направлении работаю Гродненская и Брестская области. Причем ОАО «Савушкин продукт» даже к сельскому молоку предъявляет такие же требования, как к сырью, поступающему из сельхозорганизаций. И, замечу, поступает совершенно правильно — подобную принципиальность на данный момент должен проявлять любой переработчик. Требования к качеству одинаковы для всех, владельцы частных подворий должны понимать это и перестраивать свою психологию.

— А что вы имели в виду, когда говорили о несовершенстве лабораторных исследований?

— Назрела необходимость оптимизировать систему испытаний и сконцентрироваться на эксклюзивных вещах. Поясню почему. Мы продолжаем искать в молоке антибиотики пенициллиновой и тетрациклиновой групп, в то время как многие хозяйства давно о них забыли и используют уже ряд антибиотиков 6–7 поколений, препараты синтетического происхождения. Также немалые средства затрачиваются на проверку готовых продуктов на содержание радионуклидов, токсических элементов, солей тяжелых металлов и др. Хотя ни одна страна мира этого сейчас не делает. Проверяют сырье, а не готовую продукцию. Мы же, получается, тратим деньги на двойной анализ, что никак нельзя назвать эффективным использованием финансовых средств. Неудивительно, что некоторым предприятиям лабораторные исследования выливаются в кругленькую сумму — порядка 12 млрд рублей в год. Необходим более рациональный подход, который позволит значительно сократить расходы.

Положительного результата не получится, если мы будем убаюкивать друг друга. В этой связи хочу процитировать интервью с игроками футбольного клуба «Динамо» (Киев) Александром Хацкевичем и Валентином Белькевичем. Их команда дошла до полуфинала Лиги чемпионов. В групповом турнире они выиграли 4:0 у «Барселоны», которой повезло гораздо меньше. Проиграв вторую игру подряд, испанская команда оказалась четвертой в группе, в то время как «Динамо» (Киев) вышла на первое место. Естественно, игроки ожидали похвалы от тренера, однако он зашел в раздевалку и сказал удивительную фразу: не расслабляться, мы выиграли всего лишь у аутсайдера. К чему я вспомнил этот случай? Нужно всегда равняться на сильнейшего игрока, хороший результат ни в коем случае не дает право работать в полсилы, мы должны постоянно ставить перед собой серьезные задачи, иначе не сможем двигаться вперед. Повторюсь, что белорусской молочной отрасли действительно есть чем гордиться. Выражение «белорусское молочное чудо» возникло не на пустом месте. Скажу без преувеличения, что не каждое молокоперерабатывающее предприятие Европы и Америки соответствует нашему уровню технологии. Специалистами отрасли проделана действительно колоссальная работа. Поэтому то знамя, которое подняли, нужно и дальше держать высоко. Моя задача, как заместителя министра, курирующего и переработку, и производство молока, — объединить наши усилия. Будем ежемесячно посещать молочные предприятия и на примере тех, кто идет в ногу со временем, учить остальных. Новый ГОСТ будет дисциплинировать не только животноводов на фермах, но и молокопереработчиков.