Tesco теряет долю на рынке, несмотря на инвестиции

Крупнейший британский ритейлер Tesco впервые почти за 20 лет зафиксировал снижение прибыли по итогам полугодия — она упала на 11%. Ухудшение показателя связано с кризисом в Европе, но главным образом с инвестиционной программой на 1 млрд фунтов, направленной на укрепление позиций в Великобритании. Аналитики полагают, что политика оздоровления обходится Tesco слишком дорого.

Впервые с 1994 года Tesco — третий по величине ритейлер в мире после американского Wal-Mart и французского Carrefour — сообщила о снижении операционной прибыли до 1,59 млрд фунтов. Показатель оказался ниже консенсус-прогноза аналитиков в 1,62 млрд фунтов, сообщило Bloomberg. Дивиденды по итогам отчетного периода компания оставила на уровне 4,63 пенса, впервые с начала века не подняв выплаты акционерам.

Неудовлетворительные результаты Tesco отчасти объясняются проблемами на международных рынках, на которые приходится почти 40% операционной прибыли компании. Принадлежащая в США компании сеть Fresh & Easy остается убыточной, за год сумев снизить потери всего на 1,4%, до 74 млн фунтов. В континентальной Европе и Ирландии операционная прибыль компании снизилась на 6,8%. Не лучше обстоят дела в Азии, где показатель снизился на 1,4%. При этом особые опасения вызывает Южная Корея — основной рынок для компании в регионе. Здесь власти ужесточили нормативы работы магазинов в стране — теперь они могут работать лишь с 8 утра до полуночи и должны быть закрыты два воскресенья в месяц. Эти нововведения будут стоить компании по итогам года 100 млн фунтов. «Теперь Tesco не может больше рассчитывать на то, что зарубежный бизнес компенсирует проблемы в Великобритании», — отмечает BBC.

В январе этого года ритейлер предупредил, что может рассчитывать только на минимальный рост доналоговой прибыли по итогам года. К тому времени продажи Tesco на внутреннем рынке падали уже несколько месяцев подряд, несмотря на масштабную кампанию по снижению цен на товары первой необходимости, которую инициировал глава британского подразделения Tesco Ричард Брэшер. Проект обошелся компании в 500 млн фунтов и был в итоге признан неудачным, а г-ну Брэшеру пришлось подать в отставку. Ответственность за британское направление взял на себя в добавление к своим основным обязанностям гендиректор Tesco Филип Кларк.

Упрочить позиции Tesco на домашнем рынке должен инвестиционный проект в 1 млрд фунтов, который г-н Кларк анонсировал полгода назад. В рамках этого плана ритейлер нанял более 8 тыс. сотрудников, обновил дизайн магазинов, а маркетинг сделал более агрессивным. Значительная часть средств пошла на обновление сайта и оптимизацию мобильных приложений. «Изменения происходят постепенно, и клиенты начинают говорить нам, что им нравится то, что они видят», — сказал г-н Кларк на конференции по итогам полугодия. Продажи за последние три месяца выросли на 0,1% — впервые за 18 месяцев.

«Ситуация с продажами Tesco наконец налаживается. Кажется, покупатели и правда клюнули на расставленные ритейлером приманки», — сказал РБК daily аналитик Barclays Джеймс Анстед. Однако эксперты считают, что пока в финансовом плане улучшения слишком небольшие, тогда как затраты более чем значительны. Несмотря на инвестиции, Tesco пока не может увеличить присутствие на местном рынке — наоборот, ее доля снизилась по сравнению с прошлым годом на 0,1 п.п., до 30,8%. Аналитики считают, что Tesco вернется к серьезному росту продаж и прибыли не ранее 2014 года.

Источник: FOOD NEWSWEEK