Тенденции развития розничной торговли

По предварительным данным компании Euromonitor International, розничная торговля в Восточной Европе показала рост 13 % в текущих ценах в 2017 году. Белорусский рынок вырос на 8 %. Развитие розничной торговли обусловлено тенденциями, которые характерны не только для Беларуси, но и для Восточной Европы в целом. Среди них такие, как удобство и рациональность потребления, цифровая среда и развитие интернет-торговли, проникновение современной розницы и другие.

Мария МИЛАШЕВИЧ, старший аналитик компании Euromonitor International

Сдерживающие факторы развития

Согласно предварительным данным Euromonitor International, среднестатистический житель Республики Беларусь потратил примерно 1377 евро за девять месяцев 2017 года в каналах розничной торговли. Для сравнения, средний показатель Восточной Европы — 1973 евро на душу населения, Западной Европы — 5212 евро. Лидер Восточной Европы по затратам в розничной торговле на душу населения — Эстония (3468 евро).

Экономическое положение в Беларуси постепенно начинает стабилизироваться. Макроэкономические показатели в стране улучшились по сравнению с 2016 годом. Так, рост реального ВВП в 2016‑м был отрицательным — (–2,6) %, а в 2017 году его рост составил 2,0 %. Инфляция в 2016‑м достигла 11,8 %, в 2017‑м — 6,5 %. Несмотря на улучшающиеся показатели, экономическое развитие в республике остается весьма ограниченным, что является основным сдерживающим фактором развития розничной торговли.

На фоне стагнации игроки рынка предлагают различные решения с целью повышения активности потребителей. Например, МТБанк запустил карту Халва. При ее получении банк устанавливает лимит средств, за счет которых можно делать покупки в рассрочку до 12 месяцев без процентов в сети магазинов-партнеров (их число уже превысило 15 500 по всей стране). Принятие таких решений благоприятно влияет на развитие рынка. Однако — это маленькие импульсы, которые кардинально не изменят уровень потребления в республике.

Полный текст читайте в печатной версии журнала Продукт.BY № 9 (185) за ноябрь-декабрь 2017 года.
Подписывайтесь на журнал «Продукт.BY» и получайте эксклюзивную информацию!

Источник: Produkt.by