Тенденции и перспективы: Его Величество масляный Дефицит

Попробуем оценить, как эта тема развивалась на протяжении месяца.

Конец августа и первая половина сентября прошли под одним знаком: в белорусских магазинах покупатели наталкивались на отсутствие элементарных продуктов: цельномолочной продукции. Про гречку даже говорить не стоит.

Мирослав ГАЙ

От Гомеля до Бреста В конце августа в Интернете появились первые крики SOS: «В Бресте резко сократилось количество молока в магазинах». В растиражированном на разных порталах сюжете шла речь про сеть брестских магазинов «Продтовары». Ее представители отмечали, что от поставщиков получают лишь молоко жирностью 3,3 % в пленке, да и то в ограниченном количестве. Товароведы жаловались на производителей: мол, последние сетуют на отсутствие сырья, а сами в неформальных беседах отмечают: «Отправляем цельномолочку на Россию, работаем с колес». Ситуация в целом прогнозируемая. О высокой степени такого развития сюжета из-за диспаритета цен на то же сливочное масло в Беларуси и России «Продукт.BY» писал в августе. Так все и получилось. Хотя как раз в Бресте ситуацию быстро удалось скорректировать. В этом городе работает крупнейший переработчик молока — ОАО «Савушкин продукт». Генеральный директор предприятия Александр Савчиц так прокомментировал ситуацию с молочным дефицитом: «Мы сами не ожидали такого спроса на нашу продукцию, в первую очередь на Украине. Именно туда в конце августа начало стремительно уходить наше молоко. На сегодняшний день в брестскую сеть направлено столько продукции, что говорить о каком-то дефиците не приходится». Казалось бы, инцидент исчерпан. Но вот 8 сентября БелаПАН сообщил: в магазинах Гомеля нет сливочного масла. В объединении «Гомельмясомолпром» тенденцию, связанную с дефицитом сливочного масла, подтвердили, но с определенной оговоркой. По версии специалистов объединения, раньше в Гомель поставлялась продукция под марками «Савушкин продукт» и «Бабушкина крынка», а сейчас этого не стало. Причина — экономический интерес в другом направлении. Говоря по-русски, сливочное масло в России значительно дороже. Плюс можно работать по предоплате. В отличие от белорусской торговли. В управлении торговли Гомельского облисполкома БелаПАН и вовсе браво заявили, что никакого дефицита сливочного масла нет, продукт должен быть в продаже, а если где-то дефицит, то виноваты в этом заведующие магазинами.

Столичный меридиан В Минске ситуация несколько иная. Дефицита цельномолочки в целом не наблюдалось. Но чего эта стабильность стоит директорам магазинов и отдельных перерабатывающих предприятий — отдельная история. В частности, генеральный директор минского ОАО «Городской молочный завод № 1» Эдуард Чернявский не может всю продукцию направить в Россию. Его просто не поймут. Но добиваться серьезной рентабельности в сложившейся ситуации ему крайне непросто. Предприятие традиционно не производит суперрентабельные сегодня СОМ, твердые сыры. А со скоропортящейся цельномолочной продукцией работать всегда было сложно. Кроме того, у этого социально ориентированного предприятия летом и в начале осени начали возникать проблемы с поставками сырья. Его закупочные цены и прямые заявки, адресованные сельхозпроизводителям, начали перебивать производители востребованного на внешних рынках СОМа. Их финансовые возможности оказались просто неограниченными. В итоге столичное предприятие покупало молоко у достаточно крупных региональных молокозаводов, а не у сельхозпроизводителей напрямую. В приватной беседе нам сказали так: «Что реально в этот сезон продавалось под маркой «экстра», уже никто из производителей не смотрел. Колхозы начали диктовать свои правила игры. Не хочешь брать у меня под маркой «экстра» просто первосортное молоко — это твое право. Но в итоге рискуешь остаться без молока. Вообще». По большому счету диспаритет оказался налицо. Тот же столичный ГМЗ № 2, установивший линию по переработке СОМ, проваливал заявки на поставку того же сливочного масла в столичные торговые предприятия. Версии таких «недоработок» специалисты предприятия высказывали самые разные: и задолженность перед сельхозпроизводителями (чего не было в помине), и общий кризис (что тоже звучит «не в тему»).

И последнее Наконец, 10 сентября «по поводу» высказался премьер-министр Сергей Сидорский. Он заявил, что порядка 80 % от общего объема произведенного в Беларуси сливочного масла уходит на экспорт. Вместе с тем премьер предостерег от нагнетания страстей. «А что касается наличия в торговой сети сливочного масла, то проблемы с этой продукцией быть в принципе не должно», — заявил Сергей Сидорский. Коротко и ясно. А уж как этого «не должно», это уже не проблема власти. Кстати, у Беларуси уже есть опыт 2007 года. Тогда ситуация решалась на местах административными методами. Чуть ли не штабы создавались, решавшие проблемы наличия сливочного масла. Из того времени лично мне запомнилась откровенная фраза директора гипермаркета BIGZZ Александра Павлова: «Я уже за то буду благодарен «Савушкину продукту», что они ни разу мне не провалили заявок на поставку сливочного масла. Тем самым нам удалось избежать очень серьезных проблем».

Кто станет идеалом для торговли в текущем году? Скоро узнаем.