Технологический прорыв, или Секрет — в запечатанном воздухе

Хорошо упакованный продукт — это не просто красиво и удобно. Так, за конечным результатом бренда Cryovac стоят технологии, направленные на пищевую безопасность и сохранение питательной ценности продукта. Как это удается достичь с помощью обычной на взгляд потребителя пленки, знает директор по продажам компании «Силд Эйр» Григорий РОГОВ, отвечающий за рынок Украины, Беларуси, России и стран Балтии.

— Григорий Новомирович, давайте вспомним некоторые вехи развития компании. Серьезным шагом стало создание завода в Волгограде. Что дало рынку это предприятие?

— В 1993 году наша материнская компания Grace организовала совместное предприятие с заводом «Каустик» в Волгограде по производству пакетов для сыра. Они выпускались там и раньше. Еще с 1970-х годов завод, как производитель соответствующего сырья, наладил их выпуск по японской технологии под маркой «Повиден». Но за двадцать лет производство сильно устарело. Grace избрал правильную политику при создании нового предприятия: отказавшись от резких перемен, сначала собрал команду специалистов и стал учить людей работать по-новому. В ход пошли убеждения, знания, а не приказы, как это было в советские времена.

Я пришел в компанию в 1995 году, когда создавалась команда и начали внедрять новые технологии в мясной индустрии, позволяющие сохранять продукт дольше без применения консервантов. Молочной промышленности было предложено новшество созревания бескорковых сыров. Отвечая за рынок сыра, могу сказать, что на тот момент 95 % всех сыров производилось по так называемой корковой технологии. Фактически за три-четыре года рынок полностью был переведен на бескорковую технологию созревания. Эта технология была известна и раньше, но использовалась, так скажем, по упрощенному варианту. Сыр заворачивали в пакет, потом доставали, мыли и пакет, и саму головку сыра, затем его сушили, переворачивали сыр на другую сторону, опять помещали в пакет и так далее. В итоге сыр все равно плесневел, поскольку пакет не выполнял свои функции. Недостаточно было только пакета, требовались хорошие вакуумные машины. Компания «Силд Эйр» вывела на рынок инновационную технологию, реализовав под брендом Cryovac уникальное ноу-хау, обеспечившее возможность качественного созревания сыра в пакете.

В 2005–2006 годах были выкуплены акции завода, и ЗАО «Силд Эйр Каустик» стало одним из крупнейших предприятий по производству упаковки в Европе. Его отличают современные технологии, а упаковочные материалы полностью соответствуют европейским стандартам. К тому же завод в Волгограде специализируется на производстве некоторых уникальных материалов, которые экспортируются в другие страны Европы. Сегодня компания удовлетворяет 80 % потребности российских клиентов за счет собственной продукции.

В 1996-м наша компания заработала первый миллион долларов. В позапрошлом году оборот составил уже 130 миллионов долларов за счет заказов на территории России, Украины, Беларуси и других стран постсоветского пространства. Мы работаем не только на рынке сыра. У нас сильные позиции в упаковке охлажденного мяса, птицы. К слову, в Беларуси пока предложения для мясной индустрии не получили распространения, мы больше работаем с сырными производствами. Хотя, на мой взгляд, в вашей стране есть все условия для выращивания скота мясных пород и производства высококачественного охлажденного мяса.

— В чем специфика работы с мясными продуктами?

— Мы привыкли к потреблению замороженного мяса и поэтому не знаем проблем, возникающих с охлажденным сырьем. Его упаковка в пленку предусматривает более сложные технологии. Качество охлажденного мяса начинается с выбора породы скота, его содержания и кормления, подготовки животного к убою и т. д. Упаковка же — это завершающий этап, позволяющий сохранить на достаточно длительный срок то качество продукта, которое было получено в результате соблюдения технологий на предыдущих этапах. Еще раз обращаю внимание, что с помощью правильно выбранной технологии упаковки качество охлажденного мяса можно сохранить на длительный срок, но ни одна упаковочная система не улучшит его качество.

Мы пытаемся разъяснять, какие упаковочные системы и материалы надо использовать для мяса, какие проблемы необходимо при этом решать. Приведу пример. Малоизученная бактерия Clostridium estertheticum может вызывать порчу мяса. Стандартными методами ее невозможно обнаружить. С развитием рынка охлажденного мяса такая проблема обязательно появится. Вместе с ведущими исследовательскими центрами мира мы изучаем эту проблему и готовимся к ней.

— Что можно сказать о принципах работы вашей компании?

— На возникающие проблемы клиентов мы реагируем мгновенно. К примеру, в пятницу я получил на e-mail сообщение от одного белорусского маслодельно-сыродельного завода о проблеме с упаковочной системой. Инженеры связались с ними в течение часа и помогли наладить машину. Бывают ситуации, когда резко увеличилась потребность в каком-либо упаковочном материале. При наличии запасов сырья такой вопрос можно решить в пределах технологических возможностей очень быстро.

— Известно, что вы гордитесь своей заводской лабораторией. Какую роль она играет в качестве вашей продукции?

— Нам важно выпускать продукт, который бы не навредил людям, поэтому производим тщательную проверку материалов на всех этапах. В нашей заводской лаборатории есть все необходимые приборы для контроля. Мы оснастили ее по последнему слову, не жалея средств. Удивляет, что при развале пищевых предприятий в СССР сокращения начинались именно с лабораторий. Убежден, что для того, чтобы быть уверенным в своей продукции, лабораторный контроль жизненно необходим. Система качества, построенная на принципах со времен Советского Союза, хорошо используется нами в настоящее время. Причем она эффективна: процент брака меньше, чем на аналогичных европейских заводах. За этим успехом стоит человеческий фактор. У нас работают неравнодушные люди, ученые, которые хорошо разбираются в мясе, молочных продуктах, рыбе.

— Что стоит за словами «высокая степень гигиены продукта»?

— Существует мнение, что бренд Cryovac — это самые дорогие материалы на рынке. Однако опасно искать дешевые упаковочные материалы. А сравнения не всегда корректны. Если взять пакет, содержащий поливинилиденхлорид, и обычный полиэтиленовый пакет, то, конечно, последний будет дешевле. Есть определенные ситуации, когда для охлажденного мяса нужен высокобарьерный материал по кислороду. Но если использовать такой материал для упаковки тушки птицы, то она будет «задыхаться». В небарьерном пакете — быстро испортится. Нужно найти приемлемый вариант и, понятно, что это будет недешевая технология. Мы можем автоматизировать процесс упаковки. Есть системы, когда тушка буквально «сама залетает» в пакет. Но для этого упаковочный материал должен обладать дополнительными механическими свойствами. Плюс должна быть усадка для внешнего вида продукта. К тому же она распределяет влагу на поверхности, что очень важно, потому что при изменении температуры быстрее всего нагреется свободная влага — мясной сок, что послужит питательной средой для размножения бактерий. В технологии производства пищевых продуктов мелочей нет. Один маленький нюанс может сломать все.

Раньше мы учились у итальянцев, французов, американцев. Сейчас подошли к такой стадии организации производства, что нас можно назвать пионерами. Мы первыми адаптировали машину для загрузки птицы. Нашим специалистом создана русская версия упаковки российского сыра в мягкий вакуум. Чтобы головка сыра при этом не деформировалась, приглашали ученых из института аэродинамики для изучения движения воздуха внутри камеры упаковочной машины. Внедрили технологию Darfresh для нарезки колбасы и деликатесной продукции. Понимая процессы, происходящие с продуктами, применяем инновационные технологии. Так был сделан пакет для птицы, адсорбирующий запах, за что получена награда во Франции.

— Ваша компания уделяет большое внимание маркетинговой программе. Какова цель запланированного на июнь семинара?

— Наша компания выпускает в среднем по два новых продукта в месяц. Для меня, как директора по продажам, представляется достаточно сложным сразу их внедрить. Все время задумываюсь, как быстро это сделать. Хочется эффективно донести людям информацию о наших новинках. С этой целью думаем организовать семинар для маркетологов и объяснить им, что при создании нового продукта нужно учитывать технологию. Наша работа построена по схеме: получение информации о необходимой упаковке, разработка и внедрение. Это хорошая схема. Минус только в том, что разработанная под одного клиента система может не найти широкого применения.

Партнерские отношения строятся на доверии. Если будем честными по отношению к клиенту, то найдем правильное решение. Приятно, когда клиенты сами интересуются новинками, идут на контакт, задают вопросы. Меня в течение года учили в компании, кто такой клиент. Раньше я работал в сфере микробиологии. Моя диссертация была посвящена культивированию микроорганизмов. Я мог варьировать их скорость, они послушно росли. Для себя вывел такую фразу: управлять микроорганизмами легче, чем людьми. Люди — это другой мир.

— Что изменилось в работе на российском рынке в условиях эмбарго на продукты из Европы и CША?

— Эмбарго помогло производителям пищевых продуктов в России. Во-первых, произошел всплеск в сыроделии. Молочники сразу переориентировались на производство сыров. Во-вторых, отказ от поставок мяса дал возможность пробиться на рынок дешевым белкам. Однако люди покупают то, что будут кушать, а не то, что дешевле. Это тенденция, которую должны взять на вооружение маркетологи. Убежден, что продукт должен нравиться массовому покупателю, тогда будет его продвижение.