Вы здесь

Такие разные континенты

Продолжаем в рамках постоянной рубрики рассказывать о наиболее знаковых подвижках, связанных с работой на внешних рынках представителей нашего рынка продовольствия, а точнее, Министерства сельского хозяйства и продовольствия.

К знаковым событиям последнего месяца можно, во‑первых, отнести визит нашей делегации в США, где прошли предметные переговоры с заместителем министра сельского хозяйства США Алексис Тэйлор с одной стороны, замминистра сельского хозяйства и продовольствия Игоря Брыло, начальника Главного управления ВЭД Алексея Богданова и начальника Главного управления продовольствия Александра Щербенка — с другой.

Вторым любопытным достижением следует смело считать переговоры в Минске (на уровне отечественного Минсельхозпрода) с делегацией ЮАР. Начнем историю по порядку, то есть с визита в США.

ПОЛИТИЧЕСКИЙ ПОДТЕКСТ

Для завязки сюжета можем сообщить, что встреча на уровне заместителей министра сельского хозяйства двух стран проходила впервые в истории двусторонних отношений США и Беларуси. Такая встреча, да и сам визит, стали возможными благодаря кропотливой работе белорусского посольства и персонально — временного поверенного в делах Беларуси в США Павла Шидловского, а также поддержке со стороны госдепартамента.

По большому счету, эти мероприятия продемонстрировали серьезный политический посыл: атмосфера отношений между двумя нашими странами заметно улучшилась. Как пелось в одной старой песне, немного по другому поводу: «Но говорит по радио товарищ Левитан — везде погода ясная, развеялся туман». Однако политика — совершенно не наша тема. Так что перейдем к родным продовольственным факторам.

«ГУД ДЭЙ, АМЕРИКА»

Итак, с торгово-экономической точки зрения продовольственный рынок США является весьма перспективным для продвижения белорусских товаров. Необходимо также отметить заинтересованность американских торговых компаний в работе с белорусскими производителями. Эту смелую мысль подтверждают, кстати, итоги прошлого года, когда экспорт предприятий Минсельхозпрода в США вырос на 50 % к уровню 2013-го. Ну, а основной целю визита белорусской делегации в конце февраля 2015 года стали поиск и, в перспективе, освоение новых рынков продуктов питания.

Можно также с уверенностью сейчас говорить о том, что США весьма заинтересованы в экспорте белорусской «молочки». Да, мясной рынок там серьезно защищен и «непробиваем». Но молочная, хлебобулочная, кондитерская и иная продукция из Беларуси в США успешно поставляется и реализуется уже сейчас. И есть основания полагать, что это — только начало.

«ВСЕ ЭМИГРАНТЫ ТАМ ОТНЮДЬ НЕ ВТОРОГО ПОКОЛЕНИЯ»

В ходе общения с заместителем министра сельского хозяйства США были презентованы возможности нашей страны, наглядно продемонстрирован ее сельскохозяйственный потенциал… Кроме того, в ходе визита удалось заложить то, что на языке дипломатов называется фундаментом для двусторонних отношений: шла речь о подготовке и подписании Меморандума в части полноценного сотрудничества между министерствами сельского хозяйства и продовольствия двух стран.

Алексис Тэйлор получила приглашение принять участие в июньской выставке «Бел-агро-2015» и дала предварительное согласие на приезд.

Как вы понимаете, эти встречи проходили в столице США. Кроме того, в Вашингтоне белорусской делегации удалось провести ряд встреч с представителями крупных розничных компаний, занятых поставками белорусской продовольственной продукции на американский рынок. Пока объемы этих поставок не велики. Рассмат-ривались возможности расширения горизонтов, уж извините за довольно банальную фразу, но…

На минуточку. Кроме официальных представителей Минсельхозпрода, в США приехали ТОП-менеджеры ОАО «Гродненский мясокомбинат», ЗАО «Мясо-молочная компания», ОАО «Минск Кристалл», СОАО «Коммунарка», СП ОАО «Спартак», ОАО «Брестский ликеро-водочный завод «Белалко», ООО «Биоком» и т. д.

Помимо всего прочего, обсуждалась смена стратегии развития продовольственного бизнеса между США и Беларусью. В первую очередь отход от традиций прошлых лет: торговать в эмигрантских русскоговорящих районах типа Брайтона… Очевидно, что старое поколение эмигрантов, уехавших в США еще в советские времена, стремительно уходит. А их дети и внуки ориентированы отнюдь не на эмигрантские магазины, стремительно теряющие объемы продаж. И сегодня весьма остро стоит вопрос о входе лучших белорусских продуктов в американские розничные сети. Предполагается, что под них будут разрабатываться новые бренды, более понятные американцам. Договоренности о сотрудничестве в данном направлении опять-таки были достигнуты. Данные вопросы обсуждались и в Вашингтоне, и в штате Нью-Джерси. Кстати, переезжаем в новый штат.

ЭТО МОЖЕТ БЫТЬ ПРЫЖОК… В ПРОДОВОЛЬСТВЕННЫЙ КОСМОС

Особняком стоят переговоры белорусской делегации с директором компании Rastelli Foods Group Энтони Растелли в его штаб-квартире в штате Нью-Джерси. Данная компания является одним из крупнейших переработчиков говядины в США; в ее активе четыре мясоперерабатывающих завода и торгово-логистический комплекс с годовым объемом производства более 1,2 миллиарда долларов США. География поставок насчитывает 80 стран мира с основным уклоном на рынки США, Ближнего Востока, Северной Африки, а также стран Европейского союза. В общем, именно то, что можно назвать широчайшей внешнеторговой палитрой.

Примечательно то, что у этой компании-флагмана есть договоренности с Гродненским мясокомбинатом на поставку продукции в страны Ближнего Востока и определенные наработки в данном направлении. Один из флагманов нашей мясоперерабатывающей отрасли в конце 2014 года заключил деловое соглашение с Rastelli о совместной работе по продвижению белорусской продукции из говядины на рынки третьих стран. За реально короткий срок были совместно разработаны новые виды продукции из говядины, ориентированные на зарубежные рынки. Это не просто красивая, ни к чему не обязывающая фраза. На Международной выставке «Глобал фуд», проходившей в феврале в столице одноименного Арабского Эмирата городе Дубае, впервые состоялась презентация совместного бренда и продукта компании Rastelli и Гродненского мясокомбината. Стенд в ходе выставки посетили около 20 тысяч человек, и к нашей продукции был проявлен неподдельный интерес.

Ну а в ходе общения в штаб-квартире компании с ее директором белорусской делегации удалось договориться о посещении в апреле Гродненского мясокомбината аудиторами Арабских Эмиратов и, собственно, компании Rastelli для принятия важнейшего решения: о полноценном допуске нашей продукции на рынки ОАЭ и в целом Ближнего Востока под патронажем американской трейдинговой компании. Если данная задача будет решена, можно планировать и делать следующий шаг. Алексей Богданов констатирует: «В случае успешной реализации проекта с Гродненским мясокомбинатом, можно предположить, что такой мощный трейдер, как Rastelli, сможет продвигать на внешние рынки продукцию и других ведущих белорусских мясокомбинатов. Им нужно уже сейчас работать на перспективу».

Кроме того, в офисе Rastelli Foods Group прошли переговоры белорусов с представителями американских компаний Di Bruno Bros и Biery Cheese, которые занимаются импортом молочной продукции в США из стран ЕС и Латинской Америки. О том, что лучшие белорусские продукты планируется продвигать на американский рынок под специально разработанными брендами и при поддержке ведущих местных трейдеров, было уже достаточно сказано выше.

ИНДИАНА НА ЗАКУСКУ

Преодолев на автомобиле порядка полутора тысяч километров по «одноэтажной Америке» (выражение Ильфа и Петрова, побывавших здесь порядка 80 лет назад), представители белорусской делегации оказались в штате Индиана. Здесь сходу прошли переговоры с руководством компании Whiteshire Hamroc, позиционирующей себя в качестве ведущего производителя племенных свиней в США. Цель встречи состояла в налаживании сотрудничества в области племенного свиноводства, перспектив создания в Беларуси нуклеус-центра выращивания племенного стада свиней, а также возможностей получения в будущем американских сертификатов для генетических свиней, которые будут производиться в Беларуси. Это — еще одно любопытное начинание, особенно с учетом проблем, которые переживает в силу известных причин белорусское свиноводство.

А уже на следующий день белорусских коллег принимал министр сельского хозяйства штата Индиана Тед МакКинни. Он показал себя как весьма дружественно настроенный к Беларуси человек. Помимо очевидных вопросов сотрудничества в сфере племенного свиноводства, с министром удалось договориться о перспективах наращивания объемов взаимной торговли, в частности организации поставок из Индианы мяса индейки, а из Беларуси в этот штат — молочных продуктов и льна.

Логично, что для более глубокого ознакомления с белорусским сельским хозяйством и углубления двусторонних торгово-экономических отношений Теда МакКинни пригласили посетить Беларусь, тем более повод для посещения имеется прекрасный: Международная выставка «Белагро-2015».

Собственно, на этом программа визита в США была успешно завершена. По ее итогам можно сказать «пару слов», как любят выражаться в городе Одессе.

АМЕРИКАНСКИЙ УРОК

Белорусская «молочка», хлебобулочные и макаронные изделия, соки, рыбная продукция, кондитерские изделия и алкоголь уже достаточно прочно закрепились на североамериканском континенте. Но сейчас стоит задача нарастить объемы поставок, расширить ассортимент поставляемой продукции и войти в американские торговые сети. Самое интересное то, что данная задача, при всей своей повышенной сложности и фантастичности, абсолютно решаема. На данном этапе к ее решению Минсельхозпродом подключены ЗАО «Мясо-молочная компания», областные мясо-молочные объединения (холдинги) и персонально ОАО «Гродненский мясокомбинат». Что из всего этого получится, мы планируем рассказывать по мере поступления информации. А сейчас — новый поворот.

БАЛ ЮАР

С 22 по 25 марта в Беларуси побывали представители ЮАР — одной из самых богатых и развитых стран африканского континента. Говоря протокольным языком, в Министерстве сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь прошли переговоры с делегацией ЮАР. В частности, с королем крупной ЮАРовской провинции Квазулу-Наталь, гордо именующим себя Мтимкхулу III, а также министром сельского, лесного и рыбного хозяйства этой страны Сензени Зоквана.

Про это мероприятие достаточно подробно писали отечественные СМИ. Поэтому обозначим данную, довольно экзотическую тему пунктиром. Видно было, что VIP-чиновники из ЮАР тронуты и откровенно растроганы тем вниманием, которое было к ним проявлено в Беларуси. Они сделали ряд важных заявлений. В частности, о том, что Южно-Африканская Республика оценила последние успехи Беларуси в сфере производства продуктов питания, развития сельского хозяйства, уровня подготовки соответствующих специалистов. Министр Зоквана сообщил о том, что его ведомство принимает активное участие в решении проблем безработицы и продовольственной безопасности страны. «До 2030 года перед нами стоит задача ввести в сельхозоборот до одного миллиона гектаров, а также создать миллион рабочих мест в сельскохозяйственном секторе», — заявил он. Вопрос участия нашей страны в этих процессах может дорабатываться. Самое важное, что данный интерес к Беларуси есть. В противном случае вряд ли бы делегация из ЮАР оказалась в нашей стране, да еще в таком «королевском» составе.

Первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Леонид Маринич, в свою очередь, подчеркнул, что «наша страна открыта для сотрудничества». Он, в частности, отметил, что государственное объединение «Белводхоз» может быть полезным для южноафриканской стороны в процессе решения задачи по орошению и вводу в сельхозоборот миллиона гектаров земли. Кроме того, Беларусь продемонстрировала заинтересованность в прямых поставках мясной и молочной продукции на развивающийся рынок ЮАР.

По итогам переговоров стороны также согласовали Меморандум о намерениях, в который пока вошли вопросы образования и обмена технологиями. (Подписание планируется в ходе визита в нашу страну президента ЮАР Джейкоба Зума летом этого года).

Наконец, Южно-Африканская Республика в лице своего профильного министра проявила заинтересованность в создании совместного предприятия с ООО «Санта Бремор». Это СП получит квоты и должно будет заниматься ловлей рыбы в соответствующих акваториях, а также ее переработкой (рыбы, а не акватории, как вы догадываетесь).

Помнится, на одном из официальных мероприятий, посвященных чествованию молодой брестской компании (дело было лет пятнадцать назад), ее представитель в шутку сказал: «Санта и в Африке Санта». Теперь такие «давнишние слова» приобретают новый смысл.

Это тот случай, когда хорошая шутка не просто продлевает жизнь, но также становится важным экономическим посылом в будущее.

P. S. Автор благодарит начальника Главного управления ВЭД Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь Алексея Богданова за помощь в подготовке данной публикации.

«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.