«Такие дискуссии чрезвычайно нужны»

Данный материал — еще один важный промежуточный итог проведения IV Экспортного форума «Беларусь молочная». По итогам дискуссии «Нормативное регулирование молочной отрасли: проблемы и пути решения» (проходила в рамках масштабного семинара «По техническому регулированию и электронной ветеринарной сертификации») директором по вопросам технического регулирования Группы компаний Danone в России Юлией ЕЛИСЕЕВОЙ был предложен проект резолюции. Предлагаем вашему вниманию текст, построенный на его (проекте резолюции) базе.

В рамках секции по техническому регулированию участники семинара обсудили, в том числе:

* внедрение новых законодательных актов Республики Беларусь и ЕАЭС;
* необходимость совершенствования действующих требований технического регламента Таможенного союза (ТР ТС), в том числе в части гармонизации со стандартами Codex Alimentarius;
* практики рынка по использованию характеристики «натуральный продукт»; Изменение № 2 к ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции».

А теперь — подробности.

Как работать в новых «декретных» условиях

Как известно, 26 февраля 2018 года вступил в силу Декрет Президента Республики Беларусь № 7 «О развитии предпринимательства» (далее — декрет). Помимо введения новых норм, упрощающих ведение хозяйственной деятельности, декретом вводятся ОБЩИЕ санитарно-эпидемиологические требования, а также требования в области ветеринарии, которые являются обязательными к применению (наряду с требованиями регламентов Таможенного союза).

При этом в декрете указано, что иные санитарно-эпидемиологические и требования в области ветеринарии, содержащиеся в технических нормативных правовых актах, подлежат применению по усмотрению субъектов хозяйствования. Эти «иные требования» могут не соблюдаться субъектами хозяйствования при условии:

а) обеспечения в процессе экономической деятельности безопасности, исключающей причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан;

б) обеспечения нормальных условий для выполнения работниками норм труда.

На сегодняшний день производители рассматривают данные положения декрета в качестве «необходимости соблюдать и общие требования (утвержденные декретом) и все иные действующие ветеринарные и санитарные требования».

Кроме того, отдельный акцент декрет делает на финансовую ответственность руководителя за непринятие необходимых мер по организации деятельности предприятия и т. д. Это — тоже достаточно серьезный вопрос, находящийся в практической отрасли.

Проект резолюции, принятой в рамках форума «Беларусь молочная», предлагает такой выход из ситуации: «Обратиться в государственные органы Республики Беларусь с целью получения разъяснения по применению законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия и ветеринарного контроля (надзора) в части порядка применения положений Декрета Президента Республики Беларусь  от 26 ноября 2017 года № 7 «О развитии предпринимательства» с целью обеспечения качества и безопасности продукции и минимизации рисков нарушения нового законодательства».

Натуральный продукт — с точки зрения потребителя и стандартов

Согласно ТР ТС 022/2011, информация об отличительных признаках пищевой продукции указывается при маркировке на добровольной основе.

В настоящее время на полках магазинов можно увидеть множество натуральных продуктов. К сожалению, использование этой, безусловно привлекательной в глазах потребителя характеристики, сегодня не регламентировано на уровне документов ЕАЭС.

В этой части Беларусь является хорошим примером для стран Таможенного союза. Действующий в Беларуси ТКП 126–2008 определяет в качестве цели маркировки пищевых продуктов знаком «Натуральный продукт» реализацию права потребителя на получение достоверной информации о пищевых продуктах и содействие потребителям в компетентном выборе пищевых продуктов.

В свою очередь, Международная практика регулирования (ISO DIS 19657 Natural Food Ingredients) рассматривает «натуральность» продукта и входящих в него ингредиентов не только с точки зрения их происхождения (природное либо полученное в результате промышленного синтеза), но и с точки зрения претерпеваемой ими обработки. К примеру, физические методы обработки (тепловая обработка, сепарирование, измельчение, экстракция) позволяют сохранить «натуральность» ингредиента либо продукта лишь при соблюдении остальных критериев.

Фактически, базовых принципов для определения натуральности того или иного пищевого продукта — всего-навсего три. Для соответствия им продукт должен быть произведен:

— из натурального продовольственного сырья животного, растительного, минерального (вода, соль), микробиологического происхождения;
— без применения методов генной инженерии;
— без пищевых ингредиентов, являющихся искусственными пищевыми добавками.

При этом допускается использование пищевых добавок, полученных в результате физических, ферментных или микробиологических процессов, в том числе в результате химических реакций, являющихся неотъемлемыми стадиями этих процессов.

В данном случае проект резолюции гласит: «Признать актуальность разработки и утверждения на уровне ЕЭАС правил применения термина «натуральный» путем внесения изменений в ТР ТС 022 или включения соответствующего стандарта в перечень взаимосвязанных стандартов к 22 ТР ТС (или к 021 ТР ТС). Обратиться в ЕЭАС с соответствующим запросом».

Экспорт молочной продукции в страны Евросоюза. Требования европейского законодательства, гармонизация с требованиями законодательства ЕАЭС

Рассматривая практику применения технических регламентов, нельзя не упомянуть о необходимости гармонизации с международными требованиями. Об этом много говорили участники семинара.

Принципиально то, что Евросоюз и ЕАЭС имеют различные системы технического регулирования в части молочной продукции и продукции, производимой на основе молока. При этом основополагающими стандартами для стран-членов ВТО являются стандарты Codex Alimentarius. Различие между требованиями может приводить к некоторым ограничениям.

Молочная отрасль сегодня одна из наиболее урегулированных с точки зрения наличия установленных требований к сырью, готовой продукции и процессам производства. В то же время, с учетом быстрого развития новых технологий получения сырого молока, производства молочной продукции и обеспечения отрасли новым высокотехнологическим оборудованием требуется постоянная верификация — соотнесение установленных норм с реальным положением дел и, как следствие, внесение изменений в ТР ТС.

Особо остро вопрос гармонизации с международными требованиями стоит для отдельных групп продукции, таких как детское питание, специализированная продукция на молочной основе. Регулирование для данных групп сегодня установлено в двух основных ТР ТС — 033 и 027. Однако отсутствие гармонизации ограничивает импорт и экспорт такой продукции между ЕАЭС и странами Евросоюза.

При этом следует отметить, что для ряда таких продуктов полный цикл производства не может быть сегодня на территории ЕАЭС. Основные причины — отсутствие сырья необходимого качества, уровень технической оснащенности (прежде всего сушки), производство витаминно-минеральных премиксов. Поэтому крайне важно обеспечить высокий уровень гармонизации с международными стандартами, использовать практику международных клинических исследований.

По итогам продолжительной дискуссии в проект резолюции был внесен следующий пункт: «Признать необходимость более высокой степени гармонизации требований ЕАЭС для молочной продукции и продукции на основе молока (в том числе специализированной) со стандартами Codex Alimentarius, а также разработки дифференцированных требований для густого и питьевого йогурта».

Кирилл ГЛУЩЕНКО, начальник отдела международного Департамента ветеринарного и продовольственного надзора Минсельхозпрода:
«В процессе дискуссии «Нормативное регулирование молочной отрасли…» важность приобрела организация конструктивного диалога. Организаторам удалось уйти от консервативной формы докладов, и это правильно. Практики не слишком любят слушать длинные выступления чиновников. Это — не секрет. Гораздо интереснее вытащить на поверхность какие-то болевые вопросы и заострить их в процессе обсуждения.

На мой взгляд, было бы полезно заранее заострять внимание участников на том, что подходы к ведению бизнеса в России и Беларуси принципиально отличаются.

На все вопросы, заданные нам из зала, мы с коллегами старались давать развернутые ответы. Другое дело, что представители белорусских предприятий часто ждут от нас каких-то чудес. Между тем… В ходе одного, пусть трижды представительного диспута, невозможно разобраться: почему то или иное предприятие оказалось «закрыто для поставок на Россию».

 

Юлия ЕЛИСЕЕВА, директор по вопросам технического развития Группы компаний Danone в России, официальный представитель Национального союза производителей молока «Союзмолоко»:

«Если кратко, то я нахожусь под большим впечатлением. По сути, побывав только на одном, хоть и столь масштабном семинаре, я смогла оценить перспективы и важность такого мероприятия, как форум «Беларусь молочная». Делюсь эмоциями со всеми коллегами. Отметила в ходе проведения дискуссии очень интересный подход к решению таких стратегических задач в Беларуси, как организация прослеживаемости продуктов животного происхождения в цепях поставок и прочее.

Рада, что в диспутах принимали участие высокопоставленные чиновники ваших министерств и ведомств, они открыто высказывались… К сожалению, в России такое не всегда возможно.

В который раз убедилась в правильности тезиса: молочная отрасль чрезвычайно политизирована во всем мире. С другой стороны, многие проблемы реально привести к общему знаменателю. Во всяком случае, на уровне ЕАЭС. Полагаю, именно взвешенный экспертный подход к возникающим проблемам дает основания надеяться на положительный практический результат».

Источник: Produkt.by