Спрос на тепличные овощи превышает предложение

По экспертным оценкам, потенциальный объем рынка тепличных овощей в России составляет примерно 150 млрд руб.

Однако фактическое насыщение этого рынка не превышает 40 процентов. Об этом говорят, в частности, аналитики компании Global Reach Consulting. Нехватка овощей позволяет удерживать цены на высоком, даже по сравнению с европейскими странами, уровне и обеспечивает рыночный объем, который считается в рублях, не за счет конкурентного и большого предложения товаров по низким ценам, а за счет продаж меньшего объема, но дороже, информирует FruitNews.ru.

По данным Федеральной таможенной службы, в 2010 году Россией было закуплено у иностранных поставщиков и производителей около 3 млн тонн свежих овощей, а только за первые 9 месяцев 2011 года – 3,4 млн тонн.

Для сравнения: по данным компании «Технологии Роста», с 2009 по 2011 гг., промышленные теплицы России смогли вырастить и реализовать всего 560-570 тысяч тонн овощей и зелени.

Генеральный директор «Технологий Роста» Тамара Решетникова говорит:

«Типичный житель России в среднем употребляет почти в 2 раза меньше рекомендованных Институтом питания РАН годовых норм свежих овощей… В теплое время года потребности удовлетворяются овощами, выращенными в открытом грунте, а 8-9 месяцев в году большинству россиян катастрофически не хватает «живых витаминов».

Среднероссийский показатель потребления тепличных овощей отечественного производства едва достигает 4 кг на человека в год. Импортные поставки добавляют еще 7 кг этих овощей к столу каждого россиянина.

Большинство крупнейших российских производителей тепличных овощей были созданы еще в советское время. Среди них ГУП «АК Южный», ОАО «АК Московский», ОАО «Совхоз «Тепличный» ( Иваново), СПК «Воронежский тепличный комбинат», СХПК «Тепличный» (Липецк), ЗАО «Агрофирма «Нива».

Но в СССР площадь защищенного грунта под стеклом и пленкой была в 3 раза больше, чем сейчас. На начало 2012 года общая площадь работающего закрытого грунта в России составляет менее 2 тыс. га. И эта площадь неуклонно сокращается, так как большинство теплиц были построены еще в 1970-1980-х годах, а денег на их модернизацию нет.

Гендиректор агрохолдинга «Московский» Виктор Сёмкин говорит: «Площади закрытого грунта в хозяйстве ежегодно сокращаются на 10 га за счет вывода из эксплуатации старых теплиц». «Московский» за последние 2 года не делал никаких существенных инвестиций в свое развитие из-за снижения рентабельности производства почти в 3 раза. «Полученных средств недостаточно, чтобы заниматься серьезным развитием предприятия», – объясняет В. Сёмкин. На импортные поставки из-за рубежа приходится доля рынка в 30 млрд руб.

Понятно, что российским производителям трудно конкурировать с южными коллегами (из Турции и Китая к нам поступает подавляющее число помидоров), и с земледельцами из Германии и Нидерландов, имеющими в своем распоряжении самые высокоэффективные технологии (капусты и прочие овощи). Но очевидно и то, что остается неудовлетворенным спрос на десятки миллиардов рублей. Эти деньги люди готовы, судя по исследованиям, тратить на тепличные овощи, только если цены на них будут существенно ниже. Получается, что ниша для бизнеса есть, но никто ее не спешит занять. Так нарушается одно из основных правил рыночной экономики и спрос не рождает предложение. Хотя спрос-то растет адекватно росту благосостояния российских граждан.

По данным Министерства экономического развития РФ, ВВП на душу населения увеличился с 11 710 долл. в 2008 году до 12 210 долл. в 2011 году. По прогнозам Economist Intelligence Unit, к 2014 году эта цифра достигнет 16 950 долл. Заметим, что по этому показателю мы опережаем подавляющее большинство стран мира, к примеру намного впереди Китая. А вот едим зелени (и вообще едим) меньше многих.

Итак, аппетит у людей есть (и он подогревается рассказами диетологов), деньги тоже имеются. Осталось наладить производство продукции на все вкусы и размеры кошельков. Вот это не получается.

Без теплиц России не обойтись. Климатические особенности нашей страны не позволяют выращивать круглый год овощи «на грядке». Короткое лето и продолжительная зима даже в наиболее благоприятном с климатической точки зрения Южном регионе РФ сводят приемлемый с точки зрения аграриев сезон до 4-5 месяцев. Что касается остальных частей России, то на выращивание овощей там остается всего 2-3 месяца.

Но производство тепличной продукции в России неуклонно снижается.

Почему?

Сами аграрии объясняют это прежде всего недостаточной поддержкой отрасли государством, высокими ценам на энергоресурсы и большими сроками окупаемости производства.

Главной причиной продолжающегося ухудшения состояния отрасли депутат Госдумы РФ, президент Ассоциации «Теплицы России» Виктор Смирнов считает неравенство условий, в которых работают отечественные и иностранные компании: «Если в других странах сельское хозяйство поддерживают вплоть до 50-процентных государственных дотаций, то в России, скорее, наоборот. Например, по энерготарифам фермеров приравняли к любому производству. Это значит, что надо сразу на пять лет просчитать, сколько потребуется электрической энергии и газа. Малейшая ошибка – никакого урожая».

На сегодняшний день общая доля ежегодных затрат на отопление теплиц доходит до половины всех затрат на производство овощей. По словам гендиректора тепличного комбината ЗАО «Матвеевское» Валентины Козленковой, в холодное время года производство овощей является убыточным в связи с высокими затратам на обогрев теплиц. Себестоимость овощей получается в два раза выше той цены, за которую их можно продать.

Предприятие известно качеством выпускаемой продукции, но ему все труднее конкурировать с дешевым импортом, который с радостью возьмет любой магазин. В результате многие предприятия, в том числе и лидеры отрасли, вынуждены ежегодно сокращать количество посевных площадей.

В 2010 году в России было занято под теплицы 1,8 тысячи га. Для сравнения: в Польше — 6,3 тысячи га, Франции – 8,5, Нидерландах – 10, Марокко – 10, Италии – 20, Турции – 35, Японии – 42, Испании – 52, Китае – 80.

По словам Ирины Чазовой, кандидата экономических наук, китайцы, выращивающие огурцы и помидоры в Сибирском ФО на площади 5 тысяч га, получающие при низких технологиях 10 кг/кв. м. при среднероссийской норме 32 кг/кв. м для огурцов и 37 кг/кв. м для помидор, застрахованы в Китае от производственных потерь в России. По ее словам, «даже при такой низкой урожайности (но высоких объемах производства и низкой себестоимости) без применения передовых технологий, модернизации технологических процессов и рекламы иностранные производители остаются конкурентоспособными участниками рынка».

Однако И. Чазова не упоминает о том, какую зарплату получают китайские работники, а ведь за такие деньги нормальный россиянин работать не будет, так как их не хватит даже на коммунальные платежи. Так что вряд ли нам подходит китайский опыт, когда отсталые технологии компенсируются работой сутками за гроши. Но применение современных технологий тормозит цена на отопление.

Стремясь сократить расходы на отопление, многие производители переносят производственные площади в более теплые регионы. Большое количество новых теплиц сегодня расположены в Южном ФО и Северо-Кавказском ФО, в Краснодарском крае, в Астраханской и Ростовской областях, в Ставропольском крае. В южных краях у аграриев появляется возможность снизить затраты на обогрев и освещение теплиц в связи с более длинным световым днем. Перенос предприятий становится выгоден компаниям, несмотря на возрастающие проблемы с хранением, переработкой и доставкой готовой продукции потребителям. По словам Виктора Смирнова, «вырастить хорошие овощи недостаточно. Чтобы этот дивный огурец дошел до покупателя, урожай надо сосчитать, где-то складировать, перевезти».

Отсутствие инфраструктуры, возможности быстро доставлять свежую зелень потребителям и не тратить на это всю возможную прибыль «плюс еще рубль», – вот тормоз для развития отрасли. Добавим сюда еще коррупцию от местных начальников до постов на дорогах, и ясно станет, почему невыгодно выращивать овощи в теплицах.

Вот в этом смысле государственная поддержка действительно нужна – государству пора заняться своим прямым делом и начать развивать инфраструктуру, кстати, и уничтожая заградительные посты на дорогах.

Тогда, может быть, и проблема безработицы в южных регионах, на том же Кавказе, начнет решаться, ведь самой природой тем краям отведена роль всероссийской теплицы. Однако известные государственные программы предусматривают многое для решения трудовой проблемы юга, обещают, например, воссоздать там всероссийскую здравницу. Это хорошо. Но и про теплички бы не забывать.

Из-за труднорешаемых проблем с доставкой на сегодняшний день основная масса производств овощей расположена вблизи крупных городов. Лидером по производству тепличных овощей является Приволжский ФО. За ним следует Центральный ФО, где наиболее крупные проекты сосредоточены в Ленинградской и Московской областях. Согласно данным, опубликованным Минсельхозом России, доля производства свежих овощей по Федеральным округам распределяется следующим образом: Приволжский ФО – 21% от общего объема по России, Центральный ФО – 20,3%, Южный ФО – 20%, Сибирский ФО -13%, Северо-Кавказский ФО – 12%. Логично было бы использовать природные преимущества южных земель и стимулировать массовое производство там зелени. Но пока из Китая или Нидерландов в Питер или Томск доставить знающим людям помидоры или баклажаны легче и дешевле, чем с юга России.

Кстати, свободную нишу на нашем рынке тепличных овощей уже разглядела, например, испанская фирма Inverca, заявившая о старте в России проекта по строительству новых теплиц. По словам вице-президента компании Хуана Чаморро Гонсалеса, отечественный рынок «привлекателен для компании своим громадным потенциалом. В России есть все возможности для выращивания вкусных, качественных овощей круглый год, на Юге России – в Краснодарском крае, Осетии, Ростове-на-Дону климат такой же, как в Барселоне. 82% зимних теплиц в России – это стеклянные теплицы, построенные 35 лет назад, которые не могут обеспечить потребности населения».

Хуан Чаморро Гонсалес считает, что сегодня потребности России в высокотехнологичных теплицах составляют 2600 га, чтобы валовое производство тепличных овощей составило 2 млн тонн в год. Испанская компания предполагает построить четыре тепличных комплекса, три на юге России и один в центральной части. Общая площадь проекта – порядка 60 га, первые 30 га планируется построить до 2013 года. Испанские теплицы строятся не из стекла, а из пластика, что позволяет сильно экономить на обогреве. К сравнению, расход газа в старых тепличных комплексах на производство 1 кг овощей составляет от 3,2 до 6 кубометров газа. Новые технологичные пластиковые теплицы позволят тратить не более 1,2 кубометра на кг.

Наши овощеводы уверены, что успех проекта будет зависеть не столько от технологий, сколько от того, как испанцы сумеют договориться о том, чтобы без взяток и громадных переплат доставлять товар до потребителей в европейской части России. «А так и мы бы сумели зарабатывать», – говорят российские земледельцы безо всякой веры в то, что им помогут на государственном уровне.

Нельзя сказать, что правительство не видит тяжелого положения отрасли, но принимаемые им меры сложно назвать решительными. Первый вице-премьер Виктор Зубков предложил внести изменения в закон о торговле, облегчающие доступ фермерам к прилавкам больших розничных магазинов. Еще Виктор Зубков обещал дополнительную поддержку сельхозпроизводителям. Для этого правительство укрепило уставные капиталы «Росагролизинга» и «Россельхозбанка». В результате «Россельхозбанк», на долю которого приходится три четверти кредитования фермерского сектора, снизил годовую ставку по кредитам, предоставляемым фермерам, до 10,75%.

Также была изменена программа предоставления новой сельхозтехники, на которую правительство направило из бюджета 9 миллиардов рублей. В результате ее крестьяне смогут покупать технику по договорам лизинга без первоначального взноса, залогового обеспечения и с отсрочкой первого платежа.

Но предлагаемые правительством меры касаются, прежде всего, фермерских хозяйств, а не крупных сельхозпроизводителей. А для того, чтобы насытить рынок товарами, нужно организовывать промышленное производство.

Мелкосерийные товары самого высокого качества и так можно купить на рынках крупных городов. Только стоят они дороже. В результате игнорирование массового сектора производства овощей по низким ценам дорого обходится и бюджетам всех уровней – если товар не произведен и не продан, то с него и налоги не платятся. Миллиарды рублей, кстати.