Сморгонские молочные продукты — торговать нужно по всему миру!

Размышления на тему «Как правильно развивать молочный бизнес?»

В планах белорусского правительства к 2025 году нарастить экспорт молочной продукции до 7 миллиардов долларов. Российский рынок уже не переварит столько — дальновидные тамошние производители сами все чаще смотрят за рубеж. Куда же пойдут дополнительные объемы? «Нужно открывать новые направления, торговать по всему миру», — отвечает директор завода «Сморгонские молочные продукты» Игорь ВОРОНИЩЕ.


Он рассказал корреспонденту ПРОДУКТ.BY, как предприятие осваивает ближние и дальние рынки, как чувствует себя в странах ЮВА, и почему классический творог остается одним их столпов производственной программы.

Зачем Азия, если есть Россия?

Экспортировать товары в буквальном смысле на край земли, безусловно, престижно. Но стоит ли, когда под боком Россия — огромная страна, и потребители с понятными вкусами и менталитетом? «Стоит, — уверен Игорь Воронище. — Экспорт в Россию, безусловно, привлекателен, но всегда есть риск столкнуться с ограничениями, как случилось лет пять назад. Тогда они больно ударили по творогу и всему российскому экспорту — партнеры нашли других поставщиков, а нам пришлось искать новых заказчиков. Вернуть утраченные позиции было очень непросто. С другой стороны, российская молочная отрасль активно развивается. Местные поставщики теснят зарубежных. Импорт белорусских молочных продуктов уже сократился, кажется, на 3 %. Конкуренция возрастает, места становится меньше, поэтому расширяться нужно заблаговременно, завоевывать Азию, Африку. Надо
выходить на такой уровень, чтобы продавать по всему миру. Есть вопрос и в том, что и куда продавать».

Халяль в помощь

Существенная часть экспортного портфеля предприятия — сухое обезжиренное молоко. В 2020 году из произведенных 5776 тонн половина ушла в Россию. В Китай отгрузили 2200 тонн, 630 ушли на Филиппины, в Малайзию и другие азиатские страны. Цифры впечатляют, особенно учитывая специфику стран, где к «чужакам» относятся настороженно. Решающее значение здесь, конечно, имеет тот факт, что по качеству продукцию завода можно поставить в один ряд с европейскими аналогами.

Индонезийский «Халяль» завод получил в 2014 году одним из первых в стране — это важный аргумент в пользу качества. По словам Игоря Воронище, самым сложным при подготовке к аттестации было найти сертифицированных халяльных поставщиков моющих средств и упаковочных материалов. А вот по производству, по продукту больших
нареканий у экспертов не было. Для успешного выхода на рынки азиатских стран халяльность продукции играет определяющую роль.

«Первые поставки в Китай сделали после выставки в Шанхае в 2018 году, — рассказывает Игорь Воронище. — Там нашлись прямые покупатели. Они попробовали продукты, протестировали качество, потом приехали в Беларусь для
проведения аудита предприятия и обсуждения условий сотрудничества. Несмотря на то, что одна и та же продукция в Китай продается дешевле, чем в Россию, маржинальность нас устраивает».

Творог – кормилец

Одна из важнейших позиций в производственной программе — творог. С 2006 года его начали поставлять на экспорт. В 2013-м нарастили мощность линии до 12 тонн в сутки! И с тех пор она всегда загружена.

В 2020 году заявки из России были расписаны на месяцы вперед. В чем секрет заинтересованности оптовиков? Этот бизнес предсказуем и стабилен, только если производитель следит за качеством и бережет свою репутацию,
уверен Игорь Александрович.

«Мы делаем ставку на натуральность. Осуществляем отбор молока сорта экстра. И закваски выбираем очень тщательно, от них зависят узнаваемый вкус и правильная консистенция будущего продукта. Большая часть творожной продукции идет в Россию по долгосрочным контрактам. Из месяца в месяц продаются согласованные
объемы в соответствии с заявками партнеров. Сейчас производится охлажденный творог со сроком годности 15 суток. Этого достаточно, чтобы доставить его в ближние регионы России, где он идет в переработку.

Производится и замороженный творог (до минус 25 градусов) по заявкам переработчиков из дальних регионов России.

Несмотря на некоторую сезонность, у творожного бизнеса неплохие перспективы, особенно сейчас, когда из-за кризиса творог становится продуктом первой необходимости. Практически треть из 250 тонн сырья (молока), поступающего для переработки на предприятие (75 тонн), идет на изготовление творога. И пусть рентабельность по нему не самая высокая, но благодаря короткому производственному циклу уже через три дня после выработки
завод получает деньги», — отмечает Игорь Воронище.

В Сморгонь за мороженым

Выяснили, что стратегически важными для Сморгонского завода считаются творог, сухие молочные продукты и масло. Но есть еще мороженое!Оно, говорят, заслуживает ничуть не меньшего внимания. Ведь этот десерт — визитная карточка не только города, но и страны. Не зря сморгонское мороженое попало в брошюру Национального агентства по туризму, как один из ста поводов посетить Беларусь.

Секрет успеха прост, улыбается Игорь Воронище: «Мороженое изготавливается по традиционной рецептуре, проверенной временем. В составе всего шесть ингредиентов: цельное молоко, сливки, сухое молоко, крахмал,  ваниль и сахар — все натуральное, никакой химии. За  это его и любят все от мала до велика. Правда, срок хранения у такого мороженого недолгий, но оно и не залеживается на прилавках».

В некотором роде — лимитированная коллекция белорусского мороженого.

Его не найдешь в любом магазине страны. У желающих попробовать — есть повод заглянуть в Сморгонь.

Источник: ПРОДУКТ.BY