Смогут ли ученые найти лекарства от пищевой аллергии?

Одна из самых трудных для лечения форм аллергии – пищевая.

Как сообщает АиФ, европейские исследователи обещают, что в ближайшие 5-7 лет эту болезнь будут излечивать!

Возможно ли такое?

Главным энтузиастом в создании революционного метода лечения является профессор Рональд ван Рее из Амстердамского университета. Его заявления не стоит игнорировать: ван Рее известный учёный и свои исследования проводит при поддержке Евросоюза, где проблема аллергии стоит очень остро. Неужели действительно пациенты с аллергией на креветки смогут лакомиться ими вместе с пивом, а дети-аллергики – пить молоко, не боясь диатеза? Возможно, решения этих конкретных проблем придётся ждать больше. Сейчас голландский учёный разрабатывает средство от аллергии на арахис.

– Это одна из самых сильных и опасных пищевых аллергий, которая иногда даже приводит к летальному исходу, – рассказывает Владимир Таточенко, профессор из Научного центра здоровья детей РАМН. – Самая частая аллергия у детей – на молоко, но она не такая тяжёлая и с возрастом иногда даже проходит. А вот непереносимость арахиса остаётся навсегда.

Сам Таточенко считает лучшим способом лечения подобных состояний отказ от продуктов, вызывающих конкретную пищевую аллергию у пациента, и к громким заявлениям голландских коллег относится несколько скептически, но считает их исследования полезными.

Новое – это старое?

Несмотря на то что средство от аллергии будет новым, способ лечения её – старый. Называется он аббревиатурой, хорошо знакомой аллергикам, – АСИТ – и расшифровывается как АллергенСпецифическая ИммуноТерапия. Здесь лечение проводят самими аллергенами, вызывающими реакцию. Их вводят в очень маленьких безопасных дозах и под контролем врача. Чаще всего сейчас так борются с сезонными аллергиями. Начинают лечение обычно осенью, когда пыльцы нет. Процедуру проводят неоднократно, и к опасному сезону иммунитет встречает аллергенную пыльцу безразлично, не реагируя на неё. Если всё проходит успешно, то после 3-5 таких курсов (в один год проводят обычно один курс) болезнь практически проходит.

При пищевой аллергии такая методика работает плохо. Но ван Рее уверен, что новые лечебные аллергены будут более эффективными и безопасными. В них-то всё и дело. Сейчас используют самые настоящие аллергены, которые выделяют из пыльцы, клещей, насекомых, продуктов. А он предлагает делать «игрушечные» аллергены с помощью генно-инженерных технологий. Создаются они по образу и подобию настоящих белков, вызывающих аллергию, но их делают так, что реакция на них минимальна, а способность вырабатывать «иммунитет» как к настоящим аллергенам – максимальна. Ван Рее называет эти средства гипоаллергенами, что можно перевести как недоаллергены или слабые аллергены. Конечно, они вряд ли избавят от аллергии на продукты всех и навсегда, но результаты лечения ими будут, скорее всего, не хуже, чем использование АСИТ при непищевой аллергии. По статистике, старый метод помогает 80-90% больных, если они лечатся правильно и у них хватает терпения на неоднократные курсы.

Мнение эксперта

Исследования голландских учёных комментирует Юрий Смолкин, доктор медицинских наук, профессор, директор Научно-клинического консультативного центра аллергологии и иммунологии:

– Эта работа действительно нужная. Но внедрерие в практику её результатов, даже в случае успешного завершения исследований, произойдёт не ранее, чем через 8-10 лет. А в России и того позже, так как у нас не могут даже зарегистрировать те аллергены, которые с успехом применяются в Европе в последние 20 лет. Это же относится и к диагностическим тестам, без которых развитие аллергологии просто немыслимо.

Кстати

Пищевая аллергия многолика. Она проявляется далеко не всегда в виде рвоты, колик, отсутствия аппетита, запора или, наоборот, диареи и других симптомов поражения желудочно-кишечного тракта. Очень часто случаются и классические формы типа крапивницы или отёка Квинке. По данным Института иммунологии ФМБА РФ, реакции на пищевые продукты бывают у 48% пациентов с атопическим дерматитом, у 45% – с поллинозом, у 15% – с бронхиальной астмой и у такого же количества больных с аллергическим ринитом. Чаще всего аллергия на продукты встречается у людей с заболеваниями пищеварительного тракта и печени.