«Слодыч» — еще одно родное слово

В производстве своей продукции фабрика «Слодыч» использует исключительно натуральное сырье. Это — гласный и негласный «закон фирмы»

ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» в официальном нашем представлении вроде бы и не нуждается. Это — крупнейший в стране производитель печенья. Заслуги его хорошо известны и изучены. На счету много медалей и грамот, присужденных на различных специализированных выставках. Но, по большому счету, не только официальные регалии определяют лицо предприятия.

Главное, что его продукция нравится абсолютному большинству населения страны, какие бы соцопросы на сей счет в Беларуси ни проводились. А вот почему так происходит? Вот тут и есть о чем поговорить.

Александр НОВИКОВ

Когда-то корни решали все

Историки напряглись и установили, что корни у нынешнего ОАО «Слодыч» — прочней не придумаешь. Это предприятие — правопреемник некогда знаменитой фабрики кондитерских изделий «Жорж» Г. В. Рачковского. Фабрика открылась больше века назад в Минске и помещалась в доме № 79, расположенном по левой стороне улицы Захарьевской, между перекрестками с улицами Губернаторской и Петропавловской. Сейчас это — самый что ни на есть центр города, участок между ГУМом и «Центральным» универсамами.

Но в Великую Отечественную фабрика сгорела. А в послевоенный период бисквитное производство из центра перенесли на берег Свислочи, в район современной гостиницы «Беларусь».

Ну а в начале 1991-го объединение «Минсккондитерпром» в составе своих структурных единиц — кондитерской фабрики «Коммунарка», бисквитно-полиграфической фабрики и Молодечненской кондитерской фабрики вошли в состав Министерства сельского хозяйства и продовольствия.

Началась эпоха приватизации и разгосударствления. В итоге у предприятия появилась новая прописка — в микрорайоне Дражня. В 2001 году оно было преобразовано в открытое акционерное общество «Слодыч».

Вот, пожалуй, и все из раздела «историческая справка».

Стоило бы сомневаться!

На протяжении всей многолетней истории и до настоящего времени в производстве своей продукции фабрика «Слодыч» использует исключительно натуральное сырье. Это — гласный и негласный «закон фирмы».

В свое время на предприятии не соблазнились модными тенденциями, направленными на удешевление продукции (в первую очередь за счет использования различных, более дешевых заменителей натурального сырья). Здесь практически не используются консерванты.

Кстати, именно эта стратегия едва не стоила предприятию жизни. Я нисколько не сгущаю краски.

Был момент, когда все белорусы массово кинулись на дешевую продукцию, в основном — из России. Что было в том печенье — большой вопрос.

Но факт остается фактом: рынок ведущим белорусским производителем был около десяти лет назад практически потерян. Он не мог конкурировать ни внешним видом своей продукции (упаковкой), ни низкой ценой. А о том, что важно качественное питание, и мелочей здесь быть не может?... Кто тогда об этом так уж глобально думал?

В итоге фабрике «Слодыч» пришлось прикладывать колоссальные усилия для того, чтобы не чувствовать себя чужим в своем собственном доме.

Да, было потрачено немало своих и заемных средств, произошли серьезные кадровые изменения снизу доверху. Но время доказало правильность таких шагов. Как говорится, было потеряно все, кроме доброго имени и чести. А это, между нами говоря, дорогого стоит. Кроме шуток.

Фирменная торговля

На предприятии не придумывают велосипеда. Известно, что продвижению продукции помогает постоянное развитие фирменной торговли и своей товаропроводящей сети.

И в Минске существует сеть фирменных торговых предприятий от ОАО «Слодыч» (павильоны на Комаровском рынке, на Аэродромном рынке, на рынке «Ждановичи», в торговом центре «Столица»). Плюс два павильона в Бобруйске.

На балансе предприятия также два фирменных минских магазина. Один — непосредственно при фабрике (улица Радиальная, 54). Другой находится на улице имени З. Бядули.

Кроме того, в каждом областном центре есть отделы прямых продаж по городу и области.

Так что сегодня печенье под маркой «Слодыч» стараются продавать через свою товаропроводящую сеть.

В итоге доля продаж напрямую у этого предприятия в прошлом году достигла 73 %, в нынешнем, по прогнозам, может составить 75 %.

Согласитесь, яркая «цифирь».

Что еще произошло за последние годы

Три года назад «Слодыч» освоил массовый выпуск глазированного, частично глазированного и декорированного печенья. Это произошло после ввода в эксплуатацию итальянской линии. Начиная с этого года, на линии выпускается печенье с начинками. В частности, откровением стал набор «Для Танюши». И это название не связано с тем, что нового генерального директора предприятия зовут именно так. Просто целенаправленные маркетинговые исследования показали: одним из самых популярных женских имен в Беларуси является как раз Татьяна.

Сейчас на выходе у технологов предприятия еще один набор печенья с начинками, который должен появиться в ближайший период. Расскажем в свое время о том, что он собой представляет и как называется.

Упаковка в ОАО «Слодыч» очень серьезно и глобально менялась и видоизменялась за последние пару-тройку лет. Тут вам и современная — флоу-пак (оцеллофанивание в цветную современную пленку), выигрывающая в одну калитку у традиционной пергаментной. Хотя для старожилов, ностальгически относящихся «к наследию советских времен», так называемый пергамент был сохранен, пусть и несколько модернизирован… Так сказать, в соответствии с требованиями современности.

Наконец, на предприятии установлен упаковочный аппарат итальянской фирмы с завораживающим названием Martini. Именно на нем печенье с пылу с жару можно упаковывать в вертикальные полиэтиленовые пакеты.

На линии № 1 установлена новая ротационная машина. При ближайшем рассмотрении это означает: у производителя появилась возможность не просто формовать тестовую заготовку, но и покрывать поверхность тестовых заготовок глянцующим составом (масса, которая делается на основе натурального куриного яйца и придает печенью особый блеск), посыпать сахаром, корицей… В общем, самыми разнообразными посыпками и помазками.

Произошло также полное переоснащение парка роторов на всем предприятии. (Напомним, что ротор — это узел ротационной машины, который формует тестовую заготовку).

Стоит отметить, что четкость рисунка на готовом продукте — это показатель, который нормируется его величеством ГОСТом, от которого на предприятии не отходят.

Одним из символов перемен стала для фабрики «Слодыч» отсадочная итальянская машина, позволяющая выпускать двухцветное и одноцветное печенье разной формы: и квадратное, и в виде завитушек, и так называемую царскую сдобу. Оборудование позволяет придать этой продукции любую форму. (Уточним, что отсадное печенье выпускается в рамках национальной программы импортозамещения).

Стоит ли говорить, что потенциал у всего установленного оборудования на предприятии — колоссальный?

Из Беларуси — подальше. И поближе

В основном «Слодыч» сориентирован на внутренний белорусский рынок. Кроме того, имеют место быть поставки в Россию, США и Израиль, Молдову и Туркмению. География расширяется.

В сутки на фабрике выпускается до 50 тонн продукции. Формирование заказов происходит под конкретные пожелания торговли. И «Слодыч», как и все современные предприятия, ждет от розницы и разнообразных оптовых звеньев и баз, существующих в стране, гораздо большей активности в этом направлении.

Без обратной связи не будет того, что называется взаимовыгодным сотрудничеством торговли и производителя.

P.S. Благодарим за помощь в подготовке материала директора ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» Татьяну Селих, председателя профкома, председателя наблюдательного совета компании Ольгу Баранову, начальника бисквитного цеха Егора Серова.

ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч»

Республика Беларусь, 220046, г.Минск, ул.Радиальная, 54

Тел./факс: +375 17 230-62-07

www.slodych.by

Формально-неформальная визитка

Фабрика «Слодыч» — национальный лидер по производству сахарного, затяжного, сдобного печенья, крекера и вафельного листа, а в последнее время и глазированного печенья. Ассортимент насчитывает более 100 единиц. Каждый из отдельно взятых видов продукции может быть расфасованным и упакованным в лотки и художественно оформленные коробки, упаковку флоу-пак, в термоусадочную пленку и т. д. В итоге выходит свыше 300 товарных позиций, на любой вкус и глаз, как говорят в народе.

Между прочим, для обеспечения такой ассортиментной линейки предприятие работает в 3 смены.

Те самые системы

Основная задача всех специалистов фабрики — создание качественной и безопасной продукции. С этой целью на предприятии разработана, внедрена и сертифицирована система НАССР («Анализ рисков и контроль критических точек»). Кроме гарантии безопасности, внедрение НАССР имеет и ряд других преимуществ. Прежде всего, это повышение конкурентоспособности и престижа ОАО «Слодыч». Не секрет, что сегодня люди уделяют особое внимание здоровому образу жизни и предпочитают покупать продукты только на основе натуральных компонентов. Кроме этого, в последние годы возрастает число стран, которые законодательно предписывают разработку НАССР на предприятиях-производителях пищевой продукции. Кстати, система НАССР органично вписывается в систему управления качеством ИСО-9001-2001, давно внедренную на ОАО.

Плюс ко всему на фабрике задействованы и официально сертифицированы система охраны окружающей среды и система управления охраной труда.

Последние награды ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч»

* Диплом победителя потребительской номинации «Бренд № 1» в профессиональном конкурсе «Бренд года-2008».

* Диплом первой степени победителя IX Республиканского конкурса потребительских предпочтений «Продукт года-2008» в номинации «Печенье» за широкий ассортимент и качество продукции.

* Серебряная медаль и дипломы за набор печенья «Розовая элегия», «Фруктовый Слодыч», «Сладкий фейерверк» на конкурсе «Лучший продукт-2009» на V Международной выставке товаров и сырья для их производства «Продэкспо-2009» (Москва) 9–13 февраля.

* Дипломы и медали «За высокое качество» и «За вклад в развитие пищепрома» — директору ОАО «Кондитерская фабрика «Слодыч» на V Международной выставке товаров и сырья для их производства «Продэкспо-2009» (Москва) 9–13 февраля.

* Диплом и большая золотая медаль за серию печенья «Слодыч глазированное» на конкурсе «Лучшая продовольственная продукция-2009», г. Санкт-Петербург, в рамках 13-й Международной специализированной выставки «Интерфуд-2009» 7–9 апреля 2009 года.

* Диплом Международного фестиваля-конкурса «Выбор года-2008» за победу в номинации «Печенье №1 2008 года».

* Диплом участника 5-й Национальной выставки Республики Беларусь в Республике Казахстан «Беларусь ЭКСПО-2009» 3–6 июня 2009 года.