Сколько стоит McDonald's?

Перенять чужой опыт и купить эффективную бизнес-модель...

Сегодня это едва ли не единственный шанс хорошо заработать и быть успешным, пишет Bel.biz.

Франшиза — это право на создание коммерческой фирмы, продажу товаров и оказание услуг в порядке коммерческой концессии. Другими словами, лицензионное соглашение, подразумевающее использование товарного знака и технологий со взаимными обязательствами и льготами между передающей и получающей сторонами, предоставляемое за плату и оформленное в соответствии с законом о товарных знаках.

Выгода для всех

Для крупной иностранной компании продажа франшизы иностранному партнеру — это возможность проникнуть на недоступные ранее рынки и формировать на них новые условия работы. Для пользователя лицензии – достижение высокого качества продукции или услуги, серьезное увеличение конкурентоспособности. Не зря же на Западе рост торговли лицензиями на деятельность опережает все другие сферы торговли. К сожалению, в нашем государстве франчайзинг пока не играет такой роли, как в некоторых странах Европы, Северной Америки и Азии. Скорее всего, белорусский бизнес еще просто не осознал всех преимуществ этого механизма.

Современный франчайзинг — это очень сложные по своей структуре системы, охватывающие всю совокупность взаимосвязанных процессов от производственной логистики до послепродажного обслуживания. На данном этапе белорусский бизнес освоил лишь самые простые модели франчайзинга, преимущественно связанные с торговлей. Впрочем, есть на нашем рынке и представители сферы услуг.

К примеру, открывшийся в конце прошлого года салон красоты для собак «Милорд». Как рассказали BEL.BIZ владельцы салона, франшиза была приобретена не в Европе или США, а в России. Главным для них было не столько имя компании, сколько опыт: москвичи рассказали о таких тонкостях ведения этого редкого в наших краях бизнеса, что не решись минчане на покупку франшизы, вполне вероятно, прогорели бы.

Сложности понимания

Белорусские владельцы лицензий отмечают, что главная причина медленного проникновения механизмов франчайзинга в Беларусь — отсутствие посреднических организаций, которые сумели бы донести до наших бизнесменов все преимущества такой деятельности. Как говорит Артем Ледовский, заместитель директора по развитию «Мазз Базз Франчайзинг», для того, чтобы началось осваивание более сложных форм этого вида бизнеса, необходимо присутствие на рынке франчайзинговых брокеров, обучающих инициативных людей простым истинам более сложных и эффективных экономических моделей. Например тому, что запуск производственного комплекса, создающего добавленную стоимость на производимой продукции или оказываемых услугах каждый день, намного выгоднее приобретения квартиры или земли. Еще одно преимущество франшизы – выверенная до мелочей бизнес-модель, обеспечивающая максимальную эффективность. Здесь, в первую очередь, ценится результат многолетней кропотливой разработки владельца лицензии. Немаловажно, что принадлежность к франчайзинговой сети всегда безопасней – и в отношении потребительского рынка, и в отношении поставщиков сырья и материалов. Как утверждает эксперт, это знание приходит с эволюцией бизнеса и экономики. И чем раньше оно начнет проникать в белорусское деловое сообщество, тем быстрее будет расти национальная экономика.

К сожалению, пока об этом можно только мечтать. Крупным же иностранным компаниям приходится использовать другие механизмы прихода на белорусский рынок. К примеру, «Макдоналдс» является дочерним предприятием. В качестве иностранного предприятия действуют в Беларуси и такие компании, как Adidas, Nike, Coca-Cola. А ведь франчайзинг может быть очень эффективным инструментом именно для представителей малого и среднего бизнеса.

Во-первых, он дает возможность выхода на внешние рынки, причем, несколькими способами (экспорт, лицензирование). Во-вторых, обладая уникальным географическим положением, Беларусь по праву может считаться коридором между Европой и Азией. Следовательно, перспективными направлениями развития франчайзинга в стране может выступать гостиничный бизнес, рестораны, пункты быстрого питания, сфера развлечений и отдыха, автомобильный сервис. Именно при помощи механизма покупки интеллектуальной собственности малый бизнес страны мог бы решать проблему повышения качества услуг, создания новых рабочих мест, притока валюты в страну.

На любой вкус. И кошелек.

Стоимость франшиз колеблется от доступных широкому кругу предпринимателей до многомилионных сумм. Бизнес-консультант Валерий Еловских прокомментировал актуальный рейтинг ТОП-10 франшиз в США (подробнее можно посмотреть на entrepreneur.com) со стартовой ценой для их приобретения. Среди них, как широко известные большинству бренды, так и мало что говорящие широкой публике ampm.

Бренд Сфера деятельности Затраты на франшизу
1 Hampton Hotels Отели $3 716 000 — $13 148 800
2 ampm Заправочные станции $1 786 929 — $7 596 688
3 McDonald's Рестораны быстрого питания $1 057 200 — $1 885 000
4 7-Eleven Inc. Розничная торговля $30 800 — $604 500
5 Supercuts Парикмахерские $119 350 — $196 550
6 Days Inn Отели $192 291 — $6 479 764
7 Vanguard Cleaning Systems Химчистки $8 200 — $38 100
8 Servpro Страхование $127 300 — $174 700
9 Subway Сеть быстрого питания $84 300 — $258 300
10 Denny's Inc. Семейные рестораны $1 125 609 – $2 396 419

Как видно из приведенных цифр, совсем не обязательно быть мультимиллионером, чтобы иметь бизнес с известным именем и хорошими перспективами. Но следует понимать, что представленные в таблице затраты идут только на нематериальные активы: фактически предприниматель платит за право использования бренда, обучение, а также за включение юрлица в общую информационно-рекламную деятельность материнской компании. Материальные активы надо приобретать отдельно. Для того, чтобы иметь представление о порядке первоначальных затрат при работе с той или иной франшизой нужно удвоить вышеприведенные цифры.

Кстати, приобретение бизнеса в США дает возможность получения деловой визы (а затем и грин-карты). Если же говорить по отраслям, наиболее популярными в США являются парикмахерские и спортивные клубы, а львиную долю во вновь продаваемых франшизах занимают сети быстрого питания и коммерческой химчистки.

Недавно Subway обогнала McDonald’s и вышла на первое место в мире по количеству торговых точек. С учетом того, что в Минске тех же «Макдоналдсов» не так много, а в регионах их нет вовсе, подобный бизнес видится весьма перспективным. Причем франчайзеров вовсе не обязательно искать в США — готовую и эффективную бизнес-модель можно купить и в Азии, и в Европе, и в Австралии.