Вы здесь

Шесть «сладких» мгновений весны

Пожалуй, белорусская кондитерская отрасль и ее развитие — одна из самых обсуждаемых тем за последние полгода. Интересна она и профессионалам, и обывателям, и пионерам, и пенсионерам. Весной вся эта история и вовсе оголилась.

Чтобы не быть голословными, мы решили сделать своеобразный дайджест из актуальных интервью и аналитических материалов, размещенных в Интернете в первой половине апреля, плюс добавить свои расследования, блиц-интервью и мысли.

Александр БЕЛОВ

Сразу признаюсь. Мы не претендуем на истину в последней инстанции. Есть люди, есть мнения… А истина… Она как всегда где-то посередине. Мы сознательно не придерживались какой-то хронологической строгости. Пусть в этом материале все будет как в жизни: сумбурно и не всегда последовательно, но по возможности искренно.

12 апреля. Управленческий подход

В день космонавтики авторитетный портал TUT.BY разметил материал с тревожным посылом. Мол, по данным Белстата, на 1 марта 2013 года на складах лежало 5,5 тысяч тонн шоколада и кондитерских изделий из шоколада и сахара, что составило 130,7 % к среднемесячному объему производства данной продукции.

Прокомментировать сложившуюся ситуацию взялся первый заместитель председателя «Белгоспищепрома» Генрих Черняк. По его словам, сегодня «Спартак» и «Коммунарка» по объемам производства работают на уровне прошлого года. Причины перегруженности складов он назвал следующие: «… смена руководства, смена сбытовой политики, из-за чего возможна мелкая пробуксовка по некоторым направлениям, но это временное явление».

Понятно, что фраза «нет ничего более постоянного, чем временное» чиновником такого ранга не комментируется.

При этом Черняк признал: проблемы со сбытом белорусских конфет на внутреннем рынке есть. «Руководство кондитерских предприятий должно более активно работать на внутреннем рынке. На полках кое-каких магазинов хотелось бы видеть более широкий ассортимент. Теперь над этим и руководство предприятий работает, и концерн подключается. Надо быть достойно представленным на полках розничной сети», — отметил он.

И еще раз подчеркнул, что ничего экстраординарного на кондитерском рынке не происходит.

11 апреля. Оценка сетей и одиночек

Руководитель проекта «Сеть универсамов «Рублевский» Наталия Шаблинская в интервью нашему изданию признала несколько принципиальных моментов.

За период с марта по апрель концерн «Белгоспищепром» провел более пяти совещаний с представителями крупнотоннажной белорусской торговли. Повод: на «Спартаке» и «Коммунарке» объемы складских запасов стали приближаться к 3 тыс. тонн.

По сути, ритейлу на уровне распоряжения правительства было предложено разгрузить склады ведущих кондитеров, с использованием административных рычагов. Области получили соответствующие разнарядки. И работа началась.

При этом торговля получила беспрецедентные отсрочки по оплатам: в пределах 90 суток, плюс скидки на уровне 15 %. Хотя в договорах (во всяком случае, в случае с «Рублевским») есть пункт: по истечении 60 суток продавец имеет право вернуть поставщику нереализованный товар.

На сегодняшний момент есть договор на поставку сети «Рублевский» 45 тонн продукции «Коммунарки». Но с самого начала работы, по словам Шаблинской, возникли тревожные ощущения:

график поставок был нарушен;

продукция в магазинах реализуется достаточно вяло.

Н. Шаблинская высказывает опасения, что эта кампания может повторить историю с реа­ли­за­цией через белорусскую розницу отечественной овощной консервации образца 2008 года.

«Нам говорят покупать у «Коммунарки» карамель, а карамель эта не продается, — сетует она. — Кроме того, «Коммунарка» сегодня производит огромные объемы. Лишь для того, чтобы представить весь ассортимент, необходимы очень большие торговые площади. При этом значительная часть этого ассортимента имеет проблемы со сбытом. Спрашивается, зачем производить этот неликвид и загружать склады? Ну, заставят они нас взять эту карамель, мы положим ее на самые дальние полки, и будет она там лежать. И что дальше?..».

Однако надежда умирает последней. И в сети «Рублевский» 50 % поставленной продукции «Коммунарки» будут реализовываться в лакомых прикассовых зонах. Впрочем, другие крупные магазины Беларуси от подобного «тренда» тоже не отстанут, есть такое ощущение.

Сложнее ситуация со «Спартаком». Попытки коммерческого директора сети «Рублевский» вый­ти на связь с руководством этого предприятия в начале апреля не увенчались успехом. Что ж, бывает.

Владелец своего розничного бизнеса В. Маргелов отметил, что небольшие магазины в Минске никаких особых предложений от флагманов кондитерской отрасли не получали. Видимо, это материальное воплощение примененного к рознице закона Парето: 20 % торговых объектов могут дать 80 % продаж.

Другой директор торгового предприятия заметил, что выход из ситуации весьма прост. Он иронично отметил, что каждому белорусскому бюджетнику необходимо в апреле – мае выдать часть зарплаты (пенсии, стипендии и т. д.) продукцией «Спартака» и «Коммунарки», из расчета 100, а еще лучше — 200 граммов неходовых конфет в одни руки. Ситуация немедленно исправится — продукция со складов разлетится.

10 апреля. Украинский фактор

В этот день в Киеве открылась крупнейшая специализированная выставка «ПродЭкспо-2013».

Присутствовавший там начальник экспортного отдела СОАО «Коммунарка» Владимир Гапанович раскрыл корреспонденту «Продукт.BY» еще один проблемный уровень. По его словам, за прошлый год производители Украины («Рошен», «Конти» и т. д.) поставили на белорусский рынок 22 тыс. тонн. Притом что объемы производства «Коммунарки» по итогам 2012 года не превысили 18 тыс. тонн.

Управленец заявил также, что мы имеем дело с самой настоящей экспансией на белорусский рынок со стороны южного соседа. В то же время он отметил: по информации, полученной в посольствах Бельгии, Италии и Франции, украинский «Рошен», несмотря на всю агрессивность проводимой маркетинговой политики, не поставил ни одного килограмма в эти страны. «И это неспроста, качество там давно хромает», — заявил наш собеседник.

Кстати, об украинской кондитерке в апреле писали и говорили в Беларуси много. С одной стороны, прошла информация такого плана. Представитель компании Roshen сообщал TUT.BY красноречивый факт: мол, в начале апреля с украинско-белорусской границы поставщики развернули две или три машины с «рошеновской» продукцией, которая предназначалась для Беларуси. О причинах этого инцидента в компании не сообщили.

В то же время зампред «Белгоспищепрома» Г. Черняк прокомментировал ситуацию сверх дипломатично. По его словам, вопросы о том, чтобы ограничить ввоз в Беларусь импортной кондитерской продукции, не прорабатываются. «Есть цивилизованные механизмы… Если со стороны тех же украинских поставщиков будут нарушения законодательства, тогда будут соответствующие меры приниматься. А создание каких-то барьеров — это путь в никуда».

Такое ощущение, что мы имели дело с пробным шаром. Но его официальный запуск никто не подтвердил.

12 апреля. Директорский взгляд

Генеральный директор СОАО «Коммунарка» Иван Данченко прокомментировал ситуацию вокруг вверенного ему предприятия на языке цифр.

Складские запасы к середине апреля составили 1650 тонн и продемонстрировали тенденцию к снижению.

По состоянию на 12.04.2013 с начала года было реализовано 4277 тонн продукции СОАО «Коммунарка», что составило 101 % к аналогичному периоду прошлого года.

В процентом соотношении это:

113 % — в товарной массе;

129 % — в деньгах.

Заметно хуже сложилась в 2013 году ситуация с экспортом:

56 % — в товарной массе;

91 % — в деньгах.

В то же время Иван Иванович настаивал на том, что поставки в Россию в прошлом году дали минусовую рентабельность (-10 %). «В нынешнем году благодаря новой дистрибуционной схеме рентабельность «Коммунарки» достигла +15», — подсчитал Данченко. По его словам, предприятие переживает переходный период, что всегда сложно. От работы с прежними дистрибуторами было решено отказаться, новый (Белорусская сахарная компания) делает первые шаги в работе с кондитерской продукцией.

Он уверен, что в мае – июне ситуация с поставками в Россию кардинально изменится. Другой вопрос, что многое зависеть будет от погоды. В жаркое время шоколад требует максимума затрат и усилий для сохранения товарного вида, да и спрос на него падает.

Но надежда на лучшее у И. Данченко определенно есть. Неслучайно же он пригласил представителей нашего журнала посетить «Коммунарку» до конца апреля и оценить ситуацию собственными глазами и ушами.

В то же время он видит проблемы работы на внутреннем рынке, куда за счет реализации самых разных серых схем хлынул поток импортной продукции. За период январь – март объемы импорта выросли со 156 % по показателям прошлого года до 219 % в 2013 году.

И это, по его мнению, отзвуки работы предыдущего руководства «Коммунарки», обострившего отношения с белорусской розницей и заложившего тем самым мину замедленного действия.

5 апреля. Мысли издалека

В этот день «Еврорадио» раз­мес­ти­ло эмоциональное интервью с экс-инвестором «Спартака» и «Коммунарки» Маратом Новиковым.

Многие его коллеги поспешили заявить, что «Марата, мол, душит обида, и он далек от объективности».

Тем не менее этот взгляд для нас также интересен. Мы не хотим касаться политики. А что касается экономики, то прог­нозы Марата Михайловича далеки от оптимистичных. Он полагает, прежней «кондитерки» больше в Беларуси не будет.

«Я иногда думаю: если бы я вернулся, смог бы поднять заново белорусскую «кондитерку»? – задает он риторический вопрос. — Нет, уже не смогу. Потому что, прежде всего, — потерян рынок. Мы торговлю держали в руках, доведены были отсрочки платежей до 10–15 дней, а теперь они уже пользуются 60 днями, что только развращает торговлю. При таких правилах игры государственные предприятия погибнут.

По предположениям Новикова, нынешний год может стать роковым для «Спартака» и «Коммунарки», если ситуация кардинально не изменится. Пока что каналы поставок на экспорт основательно подорваны, пусть и не до конца. «Спартак» через «Белкондитер» еще продает свою продукцию в Россию. Но долгосрочных планов на сотрудничество нет, все зыбко.

Марат Михайлович предполагает, что в ближайшие годы государство может найти более выгодную альтернативу ему лично и продать пакет акций того же «Спартака» российскому или украинскому холдингу.

«Может, ради этого все в итоге и затевалось?», — задает он еще один риторический вопрос.

Разумеется, представители госструктур такие заявления комментировать не уполномочены. А значит, можно смело ставить точку. Но только в данной статье.

Читайте также
Совершенствовать менеджмент госпредприятий концерн «Белгоспищепром» намерен за счет управляющих компаний Первой...
Где кроются резервы роста экспорта «сладкой» и «горькой» подотрасли? И правда ли, что фабрики «Коммунарка» и «...
Диалог с инвестором фабрики «Спартак» Маратом Новиковым, вице-президентом компании Double Star International (США)...
PRODUKT.BY
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (29) 755-95-50
 

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.

*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.