Щучин будет делать ставку на уникальные сыры

ОАО «Щучинский маслосырзавод» ввел в эксплуатацию новое солильное отделение под 60 тонн сыра в сутки, оборудованное новой камерой для хранения сыра на 800 тонн.

Знаковое событие

В строительство нового цеха было вложено около 100 млрд белорусских рублей. Реализация проекта осуществлялась за счет собственных финансовых средств с привлечением кредитных ресурсов. Планируется, что он окупится за неполные пять лет и позволит предприятию значительно усовершенствовать структуру производимой продукции, повысить ее конкурентоспособность, сделать акцент на импортозамещение, нарастить экспортный потенциал. Что, в свою очередь, благоприятно скажется на экономических показателях завода — по предварительным подсчетам, дополнительная прибыль должна составить 26,3 млрд рублей в год.

Открытие объекта такого масштаба — знаковое событие не только для самого предприятия, но и для всей области в целом. Как отметил первый заместитель председателя Гродненского облисполкома Иван ЖУК, на Гродненщине планируется производить 1,5 миллиона тонн молока в год. Молочные предприятия региона должны иметь соответствующие мощности, чтобы перерабатывать такие объемы сырья и наращивать выпуск готовой продукции. Причем ставка в данном случае делается на современное производство, которое позволяет получать максимальный экономический эффект.

— Модернизированный участок посолки сыра полностью автоматизирован, — рассказывает директор предприятия Виталий СТРОГИЙ. — Станция загрузки и выгрузки контейнеров позволяет оператору руководить процессом, находясь за пультом управления. Один контейнер для посолки вмещает в себя до 180 головок сыра, то есть одну партию сыра, что обеспечивает 100-процентную прослеживаемость партии. При этом вероятность обсеменения сыра сведена к минимуму, отрегулированы микробиологические и физико-химические показатели рассола. Установлен регламент посола сыра. Все это дает возможность получать продукцию стабильно высокого качества.

Уникальный сегмент

Отдельного разговора заслуживает камера хранения на 800 тонн сыра. Движущиеся по рельсам мобильные стеллажи производят действительно фантастическое впечатление. Такого пока не увидишь нигде в Беларуси. Благодаря данному пилотному проекту предприятию удалось решить проблему с ежедневной потерей времени на отгрузку продукции. При том что количество грузчиков сведено к минимуму. Изначально планировалось, что склад будет рассчитан на 400 тонн единовременного хранения, но после того, как его увеличили в высоту и начали использовать мобильные стеллажи, удорожание произошло всего на 7 %, в то время как функциональность выросла сразу в два раза.

— Ранее на заводе одновременно могли созревать до 300 тонн сыра. С введением новой камеры этот показатель увеличивается до 500–550 тонн сыра, а это значит, что у нас появится возможность вырабатывать сыры с длительными сроками созревания — от трех до 12 месяцев, — пояснил Виталий Строгий. — Сегодня производство аналогичных сыров, которые могут стать достойной альтернативой европейским, является действительно перспективным направлением. А с учетом того, что из-за эмбарго на российском рынке ощущается острый дефицит такой продукции, это актуально вдвойне. На предприятии уже выработали партию сыра «Пармезан Вест», который должен созреть к весне следующего года. Мы планируем, что сегмент производства сыров с длительными сроками созревания будет составлять 20 % от общего объема, то есть примерно 100 тонн сыра в месяц.

Кроме того, с целью расширения ассортимента на Щучинском маслосырзаводе планируется наладить производство сыров с пропионовокислыми бактериями, которые составят 10 % от общего объема выпуска сыров. Для их созревания на новом производственном участке выделена отдельная камера с особым температурно-влажностным режимом, который способствует развитию пропионовокислых бактерий.

— Дело в том, что пропионовокислые бактерии дают необходимый эффект (образование так называемых больших круглых глазков) при температуре (18±2) оС, в отличие от других видов сыров, которые созревают при (10–12) оС. Именно поэтому нам понадобилось выделить для этих сыров отдельную камеру. Раньше на предприятии ее не было, — говорит Виталий Строгий. — Еще одна перспективная ниша — сыры с наполнителями. Безусловно, на такую продукцию нет смысла отдавать 30–40 % ассортимента, оптимальный объем — примерно 20–40 тонн. На Щучинском маслосырзаводе уже имеется определенная линейка сыров с наполнителями — с медом, виноградом, базиликом, горчицей.

Экономика плюс

Диверсификация производства на уникальные категории имеет очевидный экономический эффект. Это позволит Щучинскому маслосырзаводу позиционировать свою продукцию дороже, чем классический сыр. Специалисты предприятия подсчитали, что даже несмотря на то, что производство таких сыров финансово более затратно, данное направление все равно оказывается рентабельным. И более того, позволяет предприятию получать дополнительную прибыль. В частности, за счет выпуска сыра «Пармезан Вест», стоимость которого планируется выше индикативных цен не менее чем на 15 российских рублей, предприятие планирует получить в месяц примерно 0,75 млрд рублей прибыли. Производство сверхтвердых сыров с длительными сроками созревания должно принести около 0,28 млрд рублей прибыли (цена выше индикатива на 10 российских рублей). Предполагается, что такой же доход обеспечат и сыры с пропионовокислыми бактериями. Всего в результате диверсификации производства планируется получать ежемесячно 1,31 млрд прибыли.

— Не менее существенный плюс — наличие собственной камеры хранения сыров, что позволит отказаться от аренды складских помещений, которая обходится предприятию в круглую сумму. Это даст экономию в 7,74 млрд рублей в год, — подчеркнул Виталий Строгий. — Кроме того, модернизация позволит существенно сократить трудовые ресурсы — на четыре грузчика и девять сыросолов. При подобной грамотной расстановке сил общая экономия фонда заработной платы составляет 88 млн рублей в месяц.

Масштабное техническое перевооружение, которое предусмотрено программой модернизации предприятия на 2015–2020 годы, позволит заводу вдвое (с 300 до 600 тонн в сутки) нарастить объемы переработки молока. Первый этап этой работы (модернизация солильного отделения, строительство камеры для хранения сыров) подошел к концу. На очереди — реконструкция аппаратного участка и участка приемки молока.

Год, который многому научил

2015 год оказался непростым для всей молочной отрасли Беларуси. Не стало в этом плане исключением и ОАО «Щучинский маслосырзавод». Предприятие ощутило на себе и девальвацию российского рубля, и бурный рост молочного производства в РФ, который резко обострил конкуренцию на полке, и последствия украинской проблемы — сырные продукты южной соседки в буквальном смысле наводнили близлежащие рынки. И все-таки, несмотря на разные сложности, к концу года ситуация более-менее стабилизировалась.

— Сейчас начинается традиционный сезон сырных продаж, — отмечает Виталий Строгий. — Они дают неплохую рентабельность. Так, за десять дней мы смогли заработать порядка 4,5 млрд рублей прибыли. Надеемся, что это не предел. Ожидается, что пик продаж придется на конец октября-ноябрь. Что касается уроков, которые мы извлекли из кризисной ситуации, то, пожалуй, самое главное — это необходимость принципиально поменять подходы к продажам. Сейчас мы проводим масштабную реорганизацию структуры предприятия. Планируем разделить функциональные обязанности между отдельными сегментами, сделать ставку на детальный анализ рынка. Безусловно, определенные изменения коснутся и системы стимулирования труда. Продажи сегодня имеют ключевой аспект в жизни любого предприятия. И люди, которые работают на прибыль, должны быть материально заинтересованы в ее увеличении. Иначе говорить о движении вперед не приходится.

О продвижении и консолидации

ОАО «Щучинский маслосырзавод» традиционно ориентировалось на биржевые товары оптового типа. Хотя сегодня здесь считают, что настала пора посмотреть и в другую сторону — пойти в сегмент фасованных сыров. Тем более что в области есть интересная идея, как сделать это с наибольшим экономическим эффектом для предприятий региона. В частности, на базе одного из них планируется создать фасовочный центр, который будет обслуживать всех производителей области. Это выгодно и с финансовой точки зрения (не нужно устанавливать дорогостоящие фасовочные линии на всех предприятиях), и с точки зрения мобильности — производители смогут более оперативно реагировать на изменение фасовочных направлений и трендов в молочной отрасли.

Положительный отклик у щучинских сыроделов вызывает и предложение консолидировать усилия в вопросах продвижения продукции на экспортные рынки.

— Не секрет, что зачастую представители оптовых компаний и крупных торговых сетей зарабатывают на нашем невежестве в вопросах продаж, потому что мы не обладаем той или иной информацией, — продолжает Виталий Строгий. — Наличие единой товаропроводящей сети позволило бы взять под контроль взаимоотношения с ритейлерами и сделать это сотрудничество действительно взаимовыгодным. Плюс ко всему на руку будет играть уже сам факт, что такая организация находится на территории, куда белорусские предприятия поставляют свою продукцию, а значит, разбирается во всех нюансах местной ситуации и знает всю кухню изнутри. Ну, и наконец, положительный момент — доступ к более дешевым кредитным ресурсам. Согласитесь, большая разница — 23 или 16 % составляет процентная ставка по кредиту. Сэкономленная разница пришлась бы кстати любому предприятию — высвободившиеся средства можно пустить на развитие производства.