«Санта Бремор»: последние тенденции

О том, что происходит с предприятием в нынешнем году, «Продукт.BY» беседует с генеральным директором Александром МОШЕНСКИМ

Генеральный директор СП «Санта Импэкс Брест» Александр МОШЕНСКИЙ не так давно сказал, что в 2008 году его компания «занималась посевами. А урожая стоит ждать не ранее чем к 2010-му». О том, что происходит с «Сантой» в нынешнем, в какой-то степени переходном году, «Продукт.BY» и беседовал с руководителем предприятия.

Александр НОВИКОВ

— Александр Михайлович, давайте начнем с глобальной, хоть и не имеющей, по мнению некоторых экспертов, отношения к Беларуси темы — финансового кризиса. Как он отражается на наших соседях, той же России, от успехов экономики которой во многом зависит и наше благополучие?

— Кто-то сказал, что у этого кризиса в России оказалось несколько лиц. Для многих финансистов он означал неразрешимые проблемы. У тех, кто занимался застройкой, или, как это модно называть, девелопментом, тоже возникли серьезные потери. Торможение ощутили и ритейлеры.

Хорошо на сей счет выразился Уоррен Баффет: «Кризис как отлив. Благодаря ему сразу стало видно, кто вошел в воду голым». В целом то же самое можно сказать и про нас.

— Связано ли глобально тревожное положение в сфере финансов с тем, что про «Санту» за последний год было меньше слышно и она не была ньюсмейкером на нашем рынке, как это случалось в прежние годы?

—Да мы никогда и не гонялись за популярностью. Просто делались определенные спланированные ходы, они вызывали интерес у общественности.

А сейчас, в период кризиса, занялись вещами, до которых в прежние годы элементарно не доходили руки, когда все и так росло в экономике. Более активно решаются вопросы по изменению организационной структуры компании. Происходит это не за счет, допустим, сокращения сотрудников, а более активного, жесткого использования уже имеющегося человеческого ресурса.

В связи с определенными объективными проблемами нам пришлось также скрупулезно оценить содержание портфеля готовых продуктов, «причесать» его, говоря на сленге маркетологов.

Проведение подобных мероприятий быстро дало эффект. Основную часть мероприятий, связанных с ассортиментом, задумывали зимой, воплощали в жизнь весной. А сейчас начинаем оценивать результаты. Надеемся, осенью они проявятся еще более ярко. Объективно говоря, то, что зависело от нас, мы реализовали. В частности, несмотря на все трудности, не была свернута программа по реконструкции и строительству. Во многом это связано с нормальным взаимоотношением с банковским сектором.

— Кстати, о планах по строительству. В 2008 году «Санта» планировала запустить новый, уже третий завод по производству продуктов питания. Но в итоге его открытие пришлось перенести...

— Да, открыть его планировалось в августе сего года. Но в силу разных причин его запуск произойдет несколько позже. Но все равно в этом году. Кроме того, в ближайшее время будет переоборудован старый цех сельди. Он станет полноценным заводом по переработке лососевых видов рыб. Так что все намеченное делается. Правда, не совсем теми темпами, которые изначально были намечены.

— Где будет проводиться переработка сельди после переориентации деятельности соответствующего цеха?

— На нашем новом заводе. Там будут выпускаться сельдь, пресервы, салаты и некоторые иные виды продуктов питания.

— А можно конкретизировать слова о том, что «Санте» в этом году пришлось «причесать ассортимент»? В чем это выразилось?

— Произошли определенные изменения в дизайне упаковки. Мы задумались над тем, как можно осуществить общий апгрейт готового продукта и сделать его более приемлемым по цене, без потери качества, усилить его привлекательность и возможности использования. То есть в одном случае расширить ассортимент или линейку, в другом — наоборот, что-то сократить.

— Правильно ли я понял, что вы едва ли не говорите кризису спасибо за возможность переоценки каких-то моментов в работе?

— Нет, никакой благодарности к кризису у меня нет. Хотя, объективно говоря, это печальное явление показало нам: «Санта» жизнеспособна.

У меня возникла такая аналогия. Допустим, у надежно сконструированного самолета, попавшего в турбулентные завихрения, могут начинать расходиться и сходиться крылья. Конечно, пассажирам все это будет не слишком приятно. Но зато они получат возможность долететь туда, куда хотели.

Та турбулентность, которую создал для экономики, всех секторов рынка кризис, ощутили практически все. Нас тоже трясло. Но мы свой полет продолжаем, опасностей для пассажиров нет.

Стоит также отметить, что рынки продовольствия в кризис во всем мире падали меньше, чем остальные. Стратегическая ставка на продукты питания, сделанная когда-то «Сантой», себя оправдала. Да, в Беларуси работа с ними не дает каких-то мега-прибылей, но зато есть возможности для постоянного развития. И это несмотря на проблемы с девальвацией рубля, падением покупательских возможностей населения и т. д.

Вы много говорили о процессах диверсификации, которые особенно четко проявились в работе вашей компании примерно пару лет назад…

— Да, с 2007 года «Санта Бремор» — основной акционер компании «Савушкин продукт». В 2008 году продолжились инвестиции в будущее. В частности, были вложены средства в покупку молочного комбината в Пинске. Сегодня он полностью модернизирован и перестроен. Недавно там начато производство сыров. К выпуску этой продукции были привлечены специалисты из Германии, Польши, Голландии. Надеюсь, продукт получится достойный по качеству. Оборудование, во всяком случае, это позволяет. А пресловутый человеческий фактор в Пинске будет сведен к минимуму, как это уже получилось в Бресте.

А разработана ли какая-то марочная стратегия по отношению к новой сыродельной продукции из Пинска?..

— Поскольку запланировано объединение двух молочных предприятий, то сыры из Пинска станут выпускаться под известной маркой «Савушкин продукт». Будем задействовать синергию (улыбается).

— В этом году молочный рынок Беларуси трясло по независящим от нас причинам. Претензии России к нашей «молочке» были явно завышены. На мой взгляд, они продиктованы политическими факторами, стремлением к переделу рынка… Чем угодно, но не здравым экономическим смыслом. Кстати, в прошлом году Россия также пыталась ограничить ввоз рыбной продукции из Беларуси, и «Санта» испытывала сложности… Как можно оценить такие тенденции?

— Торговый баланс не так заметно, может быть, для обывателей, но очевидно для производителей в Беларуси и России начал превращаться в квотирование. А это прежде всего преференции, которые даются или не даются той или иной стране, определенному производителю.

Если мы с Россией не имеем таможенных барьеров, между нами нет границ, то мне непонятна такая идеология.

Вот Евросоюз — это тоже зона единого экономического хозяйствования. И у них не может быть никаких ограничений друг для друга. Ибо если будет наблюдаться подобная тенденция, то сама идея ЕС быстро станет абсурдной. Да, они пытаются регулировать процессы производства, но ограничения для производителей в Европе — это нонсенс. Порой в Евросоюзе ограничивают работу фермеров, в случае явного перепроизводства того или иного сырьевого компонента. Это понятно. Но для меня, как для бизнесмена, наметившиеся в последнее время тенденции в торговле между Россией и Беларусью выходят за пределы здравого смысла.

— А давайте представим фантастическую ситуацию. Тому же «Савушкину продукту» выделяют серьезный финансовый транш и говорят: «Вы ограничьте пока свою деятельность, передохните. У нас тут перепроизводство молока, цены придется снижать, рынок рухнет»… Как бы вы повели себя в ситуации, возможной в Евросоюзе?

— Такой поворот сюжета как раз невозможен для Европы. Там могут финансово поддержать крестьянина, а не производителя той же готовой молочной продукции.

— Александр Михайлович, наша беседа переходит в эндшпиль. Поэтому самое время спросить, можем ли мы говорить о каких-то новых продуктах от «Санты» и «Савушкина продукта», или этот год — повод для того, чтобы сугубо «прошерстить» уже существующий ассортиментный портфель?..

— Отчего же. «Савушкин продукт» уже завершает монтаж и в августе планирует осуществить запуск новой, принципиально новой для Беларуси линии по розливу питьевых йогуртов, кефира, молока в ПЭТ-бутылку. Применение новых технологий, усовершенствование пастеризации позволит этой продукции сохранять качественные характеристики свежего молока. Кроме того, продукция будет разлита в асептическую упаковку. Это серьезная инновация.

На «Санте» пока не будут открываться новые товарные категории. Задача — провести разумную ротацию в уже существующих. В первую очередь в категориях сурими, икра, морепродукты.

— В конце 2008-го вы говорили, что год прошел под знаком логистики (строительства логистических складов на территории Беларуси). Есть ли результат?

Для Беларуси логистическая цепочка полностью сформирована. А вот завершение строительства нового логистического комплекса в Москве пришлось перенести на год. Планируется, что он будет открыт в октябре. С его вводом можно будет говорить о том, что нам удалось выстроить и логистическую, и дистрибуционную систему не только в Беларуси, но и за ее пределами.

— В декабре прошлого года «Санта» рискнула и в разгар кризиса открыла специализированный рыбный супермаркет в центре Минска. Оправдал ли себя этот риск?

— Да. Как бы тяжело ни было в материальном плане, но рост числа сторонников здорового питания вообще и рыбной кулинарии в частности никто не отменял. Опять же, задача была создать мультиформатный рыбный бутик. То есть чтобы у посетителя была возможность выбирать и охлажденную продукцию, и полуфабрикаты, и блюда, готовые к употреблению. Мы также хотели сделать на его базе витрину для основных линеек нашей продукции, показать товар лицом, что называется.

Если говорить конкретно про этот магазин, то там есть еще много возможностей для развития уже имеющегося. Но для нас это еще и своеобразный полигон. Он предоставляет возможность диалога с покупателем, получать информацию из первых рук о потребительских надеждах и чаяниях. Благодаря такому общению можно будет проводить определенный анализ и планировать, какую нишу еще можно попробовать занять: сушение, разведение определенных пород рыб.

— И последнее. В этом году у вас увеличились объемы продаж мороженого по сравнению с прошлым, относительно благополучным годом. Это успех маркетинговых стратегий или жаркое лето?

— Нужно будет посмотреть, какими окажутся показатели у других производителей этой продукции. Если у всех будет такая статистика, значит, скажем, что лето было жарким и солнечным. Если же рост покажем только мы, то будем хвалить маркетологов. Так что рано приписывать успех в секторе мороженого солнцу или маркетингу. Нам необходимо больше информации.

Справка «Продукт.BY»

Александр Михайлович МОШЕНСКИЙ — генеральный директор СП «Санта Импэкс Брест».

Родился 15 марта 1970 года. Окончил механико-математический факультет БГУ.

Начинал бизнес (сначала поставку морепродуктов и рыбы в Беларусь, а затем и собственное производство) с отцом, Михаилом Мошенским, экс-начальником конструкторского бюро Брестского электромеханического завода. В 2000 году сменил его на посту генерального директора «Санты».

По ходатайству исландских бизнесменов в 2006 году назначен почетным консулом Исландии в Беларуси — первым в регионах СНГ. Женат. Воспитывает дочь. Увлечения (помимо работы) — рыбалка и спорт: дзюдо, теннис.

Жизненное кредо: «Если начинаешь бежать и экономить силы или делать это нехотя, можно пробежать всю дистанцию, но с каким результатом? Вся жизненная энергия человека должна быть направлена на успех».

На сегодняшний день представительства СП «Санта Импэкс Брест» открыты в России, Украине, Молдове.

Брестское предприятие объективно считается одним из ведущих в Европе по переработке рыбы и морепродуктов.