С большим приветом из зимы в лето.

Заявлять о том, что мороженое относится к всенародно любимым продуктам, будет столь же оригинально, как бухнуть в духе чеховского персонажа: «Лошади кушают овес, Волга впадает в Каспийское море». Об очевидных вещах и о том, что мы все любим мороженое, я много говорить не собираюсь, не волнуйтесь.

Этот продукт заслуживает того, чтобы о нем говорить много, интересно, по возможности оригинально. И, конечно, вкусно.

Мирослав ГАЙ

Рождение холодного героя.

Вчера

Накануне 20-й годовщины Октябрьской революции в СССР вступила в строй первая и самая крупная в Европе фабрика по производству мороженого, имевшая гигантскую по тем временам производительность — 25 тонн сливочного и фруктового мороженого в сутки. Поклонники этого лакомства должны запомнить такой красный день календаря — 4 октября 1937 года.

Забавно сегодня читать правительственное письмо, адресованное работникам новой фабрики. Правительство Cтраны Советов писало: «Новое наше производство направлено на то, чтобы сформировать новый советский массовый вкус, создать у советских людей такое вкусовое восприятие, которое меняло бы психологию людей, превращало их из «деревенских» в горожан. Новая мороженная фабрика должна связать новые вкусовые ощущения с осознанием нового характера и нового качества жизни в индустриальном государстве».

И вот что еще любопытно. Оказывается, основным толчком, побудившим поставить производство мороженого в СССР на широкую индустриальную ногу, были вечно не дающие нам покоя... американцы.

Исторический переворот в характере и условиях поглощения мороженого совершился как раз в Америке, на заре прошлого века. Именно в США, в Сент-Луисе, в 1904 году выпустили редкостную сладость — мороженое в вафельных рожках. Его принялись массово продавать на улицах, с лотков. Так власти штата Луизиана по-революционному отпраздновали 100-летие присоединения к США (революционность заключалась в том, что до этого мороженое во всем мире подавали только в кафе и барах порционно).

В 1929 году новый способ в США еще более усовершенствовали. Вместо открытых с одной стороны рожков фирма «Карнейшн» выпустила мороженое в новой форме — эскимосский пирожок (по-английски — «эскимо пай»). Прямоугольный кусочек сливочного ванильного мороженого был заглазирован со всех сторон шоколадной оболочкой, насажен на палочку и обернут фольгой. И вот как раз американской формой мороженого, даже его названием — «эскимо», решили воспользоваться советские пищевики.

В 1937 году было выпущено эскимо на палочке и клюквенное мороженое, которые после реформы 1961 года стоили, соответственно, 11 и 7 копеек.

За короткое время это лакомство стало любимейшим у всего народа. Причем в послевоенное время сложилась привычка есть мороженое не только летом, но даже зимой, в мороз, прямо на улице.

Эта несколько странная привычка получила почти государственную поддержку после фразы самого известного антисоветчика-союзника, английского премьера Уильяма Черчилля: «Народ, который ест зимой мороженое, непобедим».

Сегодня

В Беларуси периодически отмечается устойчивое уменьшение потребления мороженого, увы и ах. И все это время эксперты объясняют сей досадный факт традиционной фразой: низкая платежеспособность белорусских потребителей. Добавьте сюда расширение ассортимента сладкой продукции всех мастей, увеличение продаж овощей и фруктов, и удивляться вы перестанете. Но при колоссальном разно­образии продукции и обычных кошельках граждан на протяжении последних лет выживают и развиваются предприятия, по-настоящему заявившие о себе. Таких у нас не так много, и вы их знаете.

Наибольшим спросом пользуются «Каштан» и пломбир «Семейный» Минского хладокомбината № 2, «Топ» и «Солетто» производства СП «Санта Бремор», «Гоша» и ностальгические «Копейки» от СООО «Морозпродукт». Если вы назовете хотя бы пять других популярных марок мороженого, можете смело считать себя экспертом данного рынка.

Еще не так давно более 50 предприятий в Беларуси имели лицензии на производство мороженого, но занимались чем угодно, только не им. Сегодня мороженое выпускают не более 35 производителей, из них лишь процентов 30 — негосударственные предприятия. Но именно они занимают львиную долю рынка.

Те же «Морозпродукт» и «Санта Бремор», по самым скромным расчетам, занимают процентов 60. И этот сезон, судя по всему, позволит уйти им в окончательный и бесповоротный отрыв.

В мае «Морозпродукт» планирует открыть новый завод, специализирующийся в основном на производстве мороженого. Да и мощности «Санта Бремор» позволяют увеличивать объемы в случае необходимости.

Проблемы наших производителей

Они известны, удивительно постоянны и базируются на двух китах:

мало кто представляет, как и где продавать свою продукцию, как расширить рынок сбыта;

очень плохо, но у нас долго действовал негласный метод управления торговыми организациями при выборе поставщиков. Сводился он к тому, что магазинам по телефону навязывали продукцию государственных предприятий. Это в итоге не пошло на пользу никому: ни потребителям, ни производителям (частным или государственным — без разницы), ни торговле.

О стандартах, регламентах и качестве

Помнится, несколько лет назад (точнее, в 2005 году) было много шума по поводу революционного внедрения «государственного стандарта производства, упаковки и маркировки мороженого, устанавливающего единые требования к виду и качеству этой продукции». А в итоге никакой революции не случилось. Все закончилось пшиком.

Стандартов, причем довольно жестких, в производстве продуктов питания вообще и мороженого в частности у нас никто не отменял. А с 2005 года производителям, по большому счету, просто запретили использовать ненатуральные красители и пальмовое масло.

В целом же, по словам генерального директора ИП «Морозпродукт» Сергея ДОБУДЬКО, чего-то принципиально нового ни производители, ни потребители, ни торговля тогда не увидели. Да и сегодня особых изменений в этом вопросе не наблюдается пока. Разве что на этикетках мороженого подробнейшим образом заставили расписывать состав.

Сегодня много говорят по поводу новых технических регламентов для стран Таможенного союза в области пищевой продукции. Но пока они не касаются молочной продукции. Это первое. А второе — госпредприятиям, которые хотят работать и выходить за пределы Беларуси, придется озаботиться такими международными стандартами, как ISO и HACCP, и их получением. Без них даже на внутреннем рынке могут скоро возникнуть вопросы.

Российско-белорусское мороженое.

Кто в доме хозяин?

Несмотря на то, что качество, вкус и популярность белорусского мороженого довольно высоки, на наш рынок активно «заявляются» российские производители. Среди них за период в пять лет можно выделить две крупные питерские компании «Петрохолод» и «Талосто», московское предприятие «АльтерВест», а также динамично развивающийся Коломенский хладокомбинат. Вы спросите: «Чего они здесь забыли и кому нужны, когда есть НАШЕ?».

Да, объемы потребления российского мороженого в Беларуси не так велики. Тем более после того, как отечественные магазины получили указание свыше: на прилавке должно быть минимум 80 % белорусского мороженого и максимум 20 % импортного. Под маркой импортного продается в основном российская продукция, которая постоянно находит СВОЕГО потребителя: за счет широкого ассортимента, яркого оформления, новых вкусовых «примочек» и принципиально новых видов, неизвестных белорусскому потребителю.

Качество равно цене?

Что касается качества мороженого… И у россиян, и у белорусов оно довольно высоко. Достаточно сказать, что продукция питерского предприятия «Талосто» и брестского «Санта Бремор» практически одновременно получила сертификат международного соответствия ISO 9001. А это — признание того, что продукт соответствует мировым стандартам. Уровень контроля при присвоении сертификата очень жесткий: проверяется все, начиная от травы, которой кормили корову, и заканчивая упаковкой, в которую мороженое упаковано.

Главное отличие между нами — в особенностях национальных продаж. Российской фирме, производящей мороженое, исторически не нужно было заниматься сбытом, не требовалось самостоятельно развозить свои товары по магазинам. Алгоритм работы давно отработан. Производитель «отдает» товар посреднику. Посредник закладывает в отпускную цену производителя свой «интерес» и организует дилерскую сеть в регионах. Региональный дилер «распространяет» «холодное лакомство» по магазинам. И уже магазин, исходя из своих интересов, продает товар по той или иной цене. И разговоры про спекуляцию и наживание на простом человеке там неуместны. В конечном итоге цены автоматически регулируются рынком.

В Беларуси подобные вопросы было принято решать административными методами, и такое звено, как посредник, у нас немедленно становилось «слабым». Производителю же приходилось думать о дилерской сети самостоятельно и тратить свои оборотные средства не на реконструкцию, а на сбыт.

Кто-то может даже подумать, что все очень замечательно. Белорусское мороженое становилось дешевле, российское — дороже, налицо поддержка своего. Однако российский капитал, что бы там ни говорили, шел все эти годы в отрасли, где можно получить быструю отдачу. Мороженое — это как раз тот случай, когда деньги оборачиваются быстро, поскольку товар востребован массами. И в условиях реальной конкуренции с россиянами противостоять им смогли разве что динамичные «Морозпродукт» и «Санта Бремор».

Госпредприятиям можно только сочувствовать. Тот же столичный хладокомбинат № 2 в кризисном 2011 году был вынужден отпускать мясо из своих холодильников на крупные промпредприятия Минска себе в убыток. Тем самым удалось избежать пресловутой социальной напряженности. Но и убытки были таковы, что развивать производство и продвижение своего качественного мороженого было нереально.

Когда мороженого едят больше?

По словам технолога ИП «Морозпродукт» Татьяны Габрусевой, ее личный опыт показывает: существовавший ранее гигантский разрыв между летними и зимними продажами мороженого постепенно выравнивается. Традиционно «летним» осталось «мелкое» мороженое в глазури, на палочке, в стаканчике и т. д. Зато зимой стали активно покупать крупновесовое мороженое — семейное в пластиковой упаковке, торты-мороженое и т. д. В итоге «мороженные» продажи зимой и летом подравнялись.

Завтрашний день

Как свидетельствует мировой опыт, перспективными позициями для расширения ассортимента являются:

мороженое необычной формы (например, схожей с детскими игрушками);

эксклюзивные сорта (например, с живыми йогуртами или с алкоголем);

продукция лечебно-профилактического назначения: для больных диабетом, для людей с повышенной чувствительностью к молочным продуктам (с пониженным содержанием лактозы), для приверженцев здорового образа жизни (низкокалорийные сорта).

Это — завтрашний день наших лучших производителей. Мировой опыт они усваивают очень быстро. Более того, обязательно добавят к нему что-то свое, оригинальное. На радость нам (в случае с алкоголем) и нашим детям (во всех остальных случаях).

Наука, которая знает все

Ежедневно жители Беларуси съедают в среднем около 60 тонн мороженого, летом этот показатель несколько вырастает. При этом 20 тонн мороженого в день потребляют жители одного Минска.