Вы здесь

"С "Ашаном" мы обсуждаем возможность прихода в Беларусь каждые полгода"

18.10.2010

О рынке недвижимости в эфире TUT.BY – директор "Коллиерз Интернешнл" Андрей Алешкин.

Давайте поговорим о рынке торговой недвижимости. Как изменяется ситуация в Беларуси с ней?

Много лет мы отмечали проблему нехватки профессиональных торгово-развлекательных объектов, отмечаем ее и сейчас. Сейчас ведется строительство трех торгово-развлекательных центров, но этого мало. Безусловно, на каждой большой трассе должны быть торгово-развлекательные центры: это отдых для всей семьи, где можно провести целый день, сходить в кино, поиграть в боулинг, купить продукты и товары для всей семьи. Этого у нас не хватает, хотя тенденция меняется. Еще есть, куда расти. Есть заявленные проекты, и главное – чтобы они были реализованы в правильном формате, а не в том, который я сейчас вижу. Едешь по проспекту и видишь объявления о долевом строительстве торговых площадей от 30 метров – жалко проекта. Понятно, что тот, кто купит эти 30 метров, так и останется маленькой забегаловкой, барахолкой с китайскими и турецкими брендами.

Какой должна быть тенденция? Нужно строить большие павильоны?

Должна быть классическая галерея – от маленьких до больших торговых объектов, где есть дискаунтер и товар чуть выше средней стоимости. Нужно учитывать вкусы каждого потребителя, а не только одной группы населения. Должен быть продовольственный гипермаркет, где ты можешь купить недорогие продукты, фэшн-дискаунтер, дискаунтер строительных материалов и бытовой техники – все это в торгово-развлекательном центре должно гармонично работать.

Какие еще недостатки существующих торговых центров вы могли бы назвать?

Безусловно, есть некоторые перегибы в определенную сторону – например, в одном из торговых центров очень много обуви. Отсутствует концепция развития торгового центра в классическом понимании. Я никогда не считал, что галерея должна работать только так, как было запланировано изначально. Надо следить за рынком, что-то менять – даже изменить местоположение арендатора. Торговый центр – это живой организм, и нужно постоянно над ним работать, вникать в него, ездить на выставки, отслеживать тенденции. Если говорить о долевых торговых центрах, этого, к сожалению, сделать невозможно: если ты продал человеку место, он там будет сидеть всю жизнь. Если речь идет об аренде, то с крупными клиентами можно подписывать договор на 10 лет, а с мелкими – на 11 месяцев. Посмотрел – не работает бренд, не привлекает народ – можно перенести его в другое место. Например, в России владельцы торгово-развлекательных центров лелеют их как детей: делают рекламные акции, привлекают потребителей различными маркетинговыми ходами, скидками и бонусами. У нас такое, к сожалению, отсутствует, и все потому, что мало конкурентной среды.

Пользователи задают вопрос: "Почему у нас нет "Ашана"? Интересует ли Минск иностранные сети?".

Это больная тема, я уже три года над ней бьюсь. С "Ашаном" мы общаемся каждые полгода на эту тему. Есть еще и другие сети, и все они отмечают, что им интересно, но у них есть Россия и Украина, где неохваченных городов-миллионников очень много. Иностранцы готовы были бы прийти, если бы был проект, но проекта нет. Понятно, что "Ашан" может взять торговый зал в 20 тысяч метров – есть ли у нас такой зал хотя бы в одном проекте? Максимум 12 тысяч. Соответственно, нужно сразу проектировать площади для крупных сетей, а если нет гарантии в том, что они придут, то такие центры и не проектируют.

Но над этим вопросом работаем не только мы. Мы не единственные международные консультанты в мире, мы всего лишь вторые – есть еще большая четверка консультантов. Они пока не присутствуют в Беларуси, но работают, например, в направлении привлечения сюда ИКЕИ. Но если ИКЕЯ вышла из Украины, мечтать о том, что она придет в Беларусь, пока рано.

В каком сегменте торговой недвижимости больше всего чувствуется недостаток площадей?

В классическом торгово-развлекательном центре есть продовольственный супермаркет или гипермаркет. Супермаркеты у нас есть, но гипермаркетов физически мало. Конечно, хотелось бы привлечь международные бренды, которые смогли бы предоставить потребителям приятные цены. В этом формате еще есть, куда расти.

Есть огромный формат фэшн, который у нас недоразвит. Торгово-развлекательные центры берут франшизы сами на себя, потому что не смогли привлечь оператора: они не сдают помещение в аренду, а покупают франшизу у известной марки и продают товар. Этот сегмент у нас совсем не развит, и мы будем стараться привлекать сюда фэшн-операторов разных сегментов.

Фото TUT.BY

Читайте также
Рынок потребителя заставляет бизнес всегда держать руку на пульсе, быть исключительно внимательным к малейшим движениям...
В Кёльне прошла крупнейшая мировая выставка в сфере питанияВ начале октября в Кёльне прошла крупнейшая мировая выставка...
Интервью для ПРОДУКТ.BY генерального директора компании «Викос» Виктора Кузьмича СОБЦАСудьбы наций зависят от того, как...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.