Рынком нельзя управлять – нужно отвечать его потребностям

У меня только одно пожелание предпринимателям – дерзайте и воплощайте свои идеи в жизнь, потому что у нас довольно короткий путь, короткая жизнь.

Если сегодня вы не наберетесь смелости попробовать, то потом, в будущем, будете сожалеть о том, что этого не сделали. Ведь дорогу осилит идущий, поэтому моя задача помочь стать на этот путь и выбрать правильное направление.

Профессиональный бизнес-консультант из Израиля, успешный экономист и финансист Алекс Магидов провел недавно в Минске семинары по предпринимательской деятельности. Этот его первый визит в Минск был организован Израильским культурным центром при посольстве Израиля в Беларуси и Ассоциацией предпринимателей Израиля (некоммерческое объединение, задачей которого является продвижение идей малого и среднего бизнеса и поддержка начинающих предпринимателей).

В Израиле, как сказал Алекс в интервью порталу BEL.BIZ, он живет ровно половину своей жизни – 20 из своих 40 лет. Одна из его специализаций – фондовый рынок. А. Магидов работал в израильских банках (консалтинг в области инвестиций на фондовые рынки), а также в инвестиционных компаниях (маркетинг инвестиционных инструментов). В настоящее время он занимается бизнес-консалтингом, преподает на курсах по предпринимательской деятельности. Работает в Израиле и посещает страны постсоветского пространства. По его словам, цель визита в Беларусь – рассказать потенциальным и уже состоявшимся бизнесменам немного о макроклимате и об экономике Израиля, финансовой системе, проблемах, с которыми сталкивается малый и средний бизнес, а также о законодательно-правовых нормах, плюсах и минусах различных форм регистрации бизнеса, ведении аудиторского учета, бухучета и т. п.

Как считает Алекс, проблемы, которые существуют у малого и среднего бизнеса в разных странах, практически одинаковы.

Понятно, что многое зависит от экономической обстановки. Но проблемы, в принципе, одни и те же. А решать те или иные задачи можно по-разному, в соответствии со специфическими условиями той или иной страны. Если же мы говорим о преимуществах малого и среднего бизнеса, то в любой стране – это амбициозность, инициативность, творческое мышление, быстрое принятие решений, реагирование на изменение рынка. И возможность малого бизнеса таким образом продвигать себя – один из его плюсов, поэтому человек и рвется в предпринимательскую деятельность, а не является наемным работником. Это с одной стороны.

С другой стороны, с такими проблемами, как отсутствие нормального доступа к кредитам, опыта управления, недостаточные вливания в маркетинг, серьезные административные издержки, бюрократия малому бизнесу приходится сталкиваться и в Израиле, и в Беларуси, и в Швеции, и в Германии. Как решаются эти вопросы на государственном уровне – это уже другое дело. Но проблемы существуют везде. Например, в Израиле у предприятий малого бизнеса в первые два года 58% выживаемости (из 5 открывшихся предприятий два закрываются). А в Швеции 88% выживаемости, т. е. выживают 9 из 10 предприятий. Это говорит о том, что созданы благоприятные условия для развития малого бизнеса, который является сегодня экономической опорой страны, потому что создает большинство новых рабочих мест в западной экономике, и в Израиле в том числе. Это благодаря его способности быстро реагировать на ситуацию, отрывать новое поле деятельности, сворачивать неперспективное производство и развивать новые отрасли в соответствие со спросом и предложением. Сегодня в Израиле малый бизнес производит около 35% от национального валового оборота.

Может показаться, что это немного. Но Израиль – страна, которая рассчитана на крупное производство. Однако одной из задач государства и госполитики является поощрение малого и среднего предпринимательства, потому что с его усилением будет обеспечиваться экономическая устойчивость страны.

Поддерживая малый бизнес, государство, во-первых, помогает решать один из самых основных проблемных вопросов – доступ к кредитам. Создано несколько специальных фондов, в рамках которых государство является гарантом возврата кредитов (поэтому кредиты коммерческих банков более доступны малому и среднему бизнесу). В Израиле довольно низкая учетная ставка (3%), а потому коммерческий процент на получение кредита может быть 7–12% годовых. Но проблема в том, что не всегда малый бизнес может предоставить гарантии для получения кредита. И поэтому государство выступает гарантом возврата 70% суммы кредита, а под остальные 30% предприниматель должен представить личный капитал. Конкретные экономические структуры, которые занимаются бизнес-консалтингом, вместе с представителями министерства промышленности и торговли решают выдавать или не выдавать кредит данному бизнесу (тут есть жесткая фильтрация). Когда принято решение о выдаче кредита, комбанк, получив госгарантии, его выдает. При этом обе стороны выигрывают: предприниматель – потому что, фактически, его бизнес проверили консультанты и признали его право на существование; комбанк – получает гарантированного клиента. Кредиты сегодня – кислород для экономики вообще и, тем более, для малого бизнеса.

В Израиле в рамках системы поддержки малого и среднего предпринимательства на первом этапе потенциальный предприниматель имеет возможность получить необходимые знания для открытия собственного дела. И если даже, прослушав курсы или тренинг-программы, человек скажет, что это не для него – для меня это тоже результат. Если человек в начале пути понимает, что это не его стезя, и изменит направление, избегая ошибки, я считаю, что эта программа тоже сделала свое дело.

Израильское минпромышлености и торговли предлагает начинающим предпринимателям субсидированную на 90% программу обучения "Создать свой бизнес" (на иврите и русском языке). Она предусматривает тренинг-курс по различным аспектам ведения малого бизнеса (юридические, аудиторские, бухгалтерские, маркетинг, пиар-компании и др.) Ближе к завершению курса бизнес-консультанты помогают предпринимателю составить бизнес-план, в котором его идея уже приобретает конкретный смысл. А результатом реализации данной госпрограммы станет создание дополнительных рабочих мест, пополнение госказны за счет налогов от новых предпринимателей. Программа доступна всем и реализуется в региональных центрах Ассоциации Предпринимателей Израиля и центрах поддержки деловой инициативы, которые есть в крупных городах. Эти независимые центры сотрудничают с израильскими министерствами и ведомствами, ассоциацией предпринимателей, муниципалитетами городов, которые тоже выделяют ассигнования для поддержки предпринимательства.

При подготовке предпринимателей важно дать им необходимую информацию о том, что представляет собой предпринимательская деятельность во всех ее аспектах. Тогда человек начинает понимать, сколь сложен этот механизм и что предпринимателю нужно быть семь пядей во лбу и держать в голове очень много вещей, которые на крупном предприятии делают различные службы и отделы. С одной стороны – ты сам себе хозяин, с другой – ты полностью несешь ответственность за все принимаемые решения.

Я не могу заменить потенциального предпринимателя в разработке той или иной бизнес-идеи. Это его задача. Моя задача – на скелет его бизнеса надеть "правильную одежку", помочь создать условия, при которых идея может быть претворена в жизнь. И мне очень интересна эта деятельность, потому что на этом пути встречаешь разных людей, разносторонне развитых, творческих, амбициозных, которые желают что-то изменить в своей жизни. И ты помогаешь им это сделать. Это приносит мне удовольствие.

Главное препятствие для начинающих предпринимателей – это целый комплекс проблем: недостаток знаний, понимания экономической обстановки в стране, опыта общения с финансовыми структурами, умения составлять финансовые документы, бизнес-план. Но эти знания можно пополнить. И после этого человек должен принять для себя решение – вступает он на путь предпринимательской деятельности или нет. Единственное, что малому предпринимателю нужно знать – он не может воспитывать рынок, а должен соотносить свою деятельность с глубоким изучением потребностей рынка. Сегодня при достаточно динамичной глобальной экономике ты не можешь повлиять на рынок, изменить правила игры. Ты всего лишь маленькая песчинка в бушующем океане, и если сможешь быть на волне – это хорошо. Если не сможешь – волна тебя просто накроет.

И я всегда говорю своим слушателям, потенциальным и уже действующим предпринимателям: господа, глубоко изучайте структуру рынка и предлагайте те товары и услуги, которые будут пользоваться спросом. А не считайте, что именно вы сформируете спрос. Это глубокая ошибка. Мы не можем управлять рынком, малый бизнес – это не крупная корпорация, которая может изменить рынок. Сегодня задача малого предпринимательства, помимо того, что у него есть какая-то идея, знать в какой нише эту идею применить, знать кто твой потенциальный клиент.