«Рубли» празднуют червонец

Возможно, заголовок для этого материала получился излишне панибратским, но… Не секрет ведь, что сеть универсамов «Рублевский» в народе и в профессиональной среде называют «Рублями». «Ненавязчивая реклама» довела до нашего сознания мысль, что сеть эта отмечает в декабре 2013 года десять лет с момента основания. Так что финансово-праздничные аллегории уместны. С другой стороны, материал этот — дань уважения и попытка поразмышлять вслух на тему развития нашей розницы… На примере одного проекта. Александр НОВИКОВ

Стоит для завязки беседы сказать, что эта сеть всегда была ньюсмейкером. Вокруг нее немало слухов и скандалов: примерно как вокруг Аллы Пугачевой в лучшие ее годы. Мне самому где-то лет восемь-девять назад на страницах газеты «Продовольственный рынок» доводилось писать о том, что «Рублевский» — мощный проект российских олигархов, имеющих недвижимость на Рублевском шоссе. (Об этом авторитетно заявляли вполне авторитетные источники в России и у нас). Потом информацию эту мне, и не только мне, приходилось корректировать, если не сказать сильнее. Мол, хозяева молодой сети имеют прямые белорусские корни и россиянами их называть сложно; Рублевка здесь совершенно ни при чем; за названием стоит просто наш общий любимец рубль и т. д.

В ЧЕМ СИЛА, БРАТ?

Время неслось дальше, и про «Рублевский» снова писали и передавали «новости»: то звучали обвинения сети чуть ли не в рейдерстве, потом намекали на непрозрачное происхождение финансов для развития, свою сильную руку в высшей власти и т. д. На самом деле, все оказалось проще и сложнее. Структура эта не боялась каждый день делать шаг вперед и не позволяла отступать назад.

Забегая вперед, сообщу новость с прицелом на будущее, в смысле на финал статьи. Начиная с декабря 2013 года, новые мировые системы менеджмента безопасности пищевой продукции будут внедряться в трех магазинах «Рублевский». Такого в нашей рознице еще никто не пробовал.

А сейчас стоит оценить, чего за 10 лет добились инициаторы этого оригинального проекта и как им это удалось. (В оригинальности ему не отказывают даже самые ярые противники и критики). Самое простое — пробежаться по своим собственным записям и наблюдениям за последние 10 лет.

ПЕРВАЯ ПЯТИЛЕТКА, ИЛИ БЕГЛЫЙ СТАРТ.

2003–2008

Первый из сети супермаркетов «Рублевский» (2-й переулок Багратиона, 18а) открылся в конце декабря 2003-го. Про юбилей мы уже сказали в начале статьи. Но лиха беда начало. В феврале 2004-го уже открывался второй «Рублевский» по улице Ольшевского, 4. Было тут же объявлено о начале то ли появления, то ли создания новой розничной сети… Да, кто-то из профессионалов ернически ухмылялся по поводу того, что называть сетью два связанных одной управленческой пуповиной магазина — слишком претенциозно. Но до конца 2004 года открылось еще несколько «Рублевских». И шутники как-то замолкли. Сейчас можно констатировать факт. Сети магазинов «Евроопт», «Соседи», «Корзинка» (ныне «Родная сторона») и «Рублевский» стартовали примерно в одно время, искали своих покупателей, как могли… И развивались, насколько им позволяли возможности. Правда, серьезной конкуренции у них вначале не было. Но она очень быстро появлялась. Молодым белорусским сетям приходилось определяться в своем развитии, выбирать стратегию. Основатели «Рублевского» изначально учли опыт развития розничных сетей в соседних странах: единый подход к оформлению, поддержание самого что ни на есть оптимального ассортимента, учитывающего пожелания покупателей, живущих вблизи конкретного магазина. Потом эта идея стала претерпевать определенные изменения. Но это было потом, когда в двери начал колотить ногами «бандит с большой дороги» — мировой кризис.

ОТКУДА ДЕНЬГИ? 2008–2012

Можно и нужно подчеркнуть, что у этого оте­чественного розничного проекта изначально имелась крепкая база. Дистрибуционно-розничную группу RTL Holding (Retail Trading Logistics Holding) сформировало самое крупное в Беларуси объединение компаний по импорту товаров FMCG. В него входили такие структуры, как «Мостра-групп», «Арлон», «Тибетрэй», «Биттер-групп». И сеть супермаркетов «Рублевский» изначально принадлежала этому «згуртаванню». Однако внутренних ресурсов для масштабного развития не хватало даже такой корпорации.

И вот в 2008 году проект «Рублевский» получил серьезную поддержку от Международной финансовой корпорации (IFC). Это был как раз тот случай, когда в соответствии с канонами «ложка оказалась дорога к обеду». Даже очень дорога. Как раз в канун финансового кризиса она (корпорация, а не ложка, само собой) подписала кредитный договор об инвестировании кредитных ресурсов в размере 7 млн долларов на долгосрочной основе и 19 млн долларов субординированно — в развитие отдельно взятой розничной сети. Это к вопросу о непрозрачности происхождения денег на развитие, про которые сначала писали все, кому ни лень. Временной отрезок был изначально определен на период с 2008 по 2012 годы. Средства выделялись на расширение сети супермаркетов «Рублевский» и строительство оптовых складов. Подписанию этого договора предшествовала кропотливая оценочная работа аудиторских компаний. Молодая столичная сеть заслужила их доверие, прежде всего, своей предсказуемостью.

Дальше можно говорить о реактивной динамике, устойчивом росте и т. д. И это будет тот случай, когда слова не разойдутся с реальностью. За короткое время сеть вышла за пределы Минска. Если вплоть до 2009-го мы имели дело сугубо со столичной структурой, то четыре года назад появился магазин формата «Рублевский» в Гомеле. Затем последовали проекты в Витебске (первый магазин из «пришлых сетей» в этом консервативном городе), Гродно. Плюс — Орша и Борисов, Молодечно, Слоним и Речица. Так сеть получила статус межрегиональной. Чего стоило зайти и закрепиться в отдельно взятые регионы, тот же Витебск, заслуживает каких-то детективных расследований. Но это не наш жанр.

Нам можно «в подверстку» добавить, что сеть на этом этапе смогла прирасти магазинами низких цен с оригинальной аббревиатурой «БазаР». В 2012-м в оперативное управление перешла сеть «Вестер», на рубеже 2012–2013 годов был также приобретен универсам «Невель» и т. д.

ЗАГЛЯНЕМ ЗА ЗАНАВЕС. 2013–2014

В середине 2013-го стало известно: сеть супермаркетов «Рублевский» планирует менее чем за два года открыть под своим крылом 21 новый магазин и приобрести четыре действующих торговых объекта в стране. Стратегическим партнером в решении этой задачи «Рублевского» вновь стала IFC. Предыдущий этап сотрудничества с белорусской сетью у этой западной до мозга костей структуры оставил самое благоприятное впечатление. А такое не так уж часто бывает, согласитесь.

Я даже не буду сейчас говорить про деньги. Скучно и неинтересно считать их в чужих инвестпакетах. Да, есть информация, что в развитие сети, которая по состоянию на начало 2013 года включала 50 магазинов и девять складов, будет вложено 74 млн долларов. Ну и как это все проанализировать с точки зрения развития бизнеса?..

По мне, гораздо интереснее оценить такие факты. Уже в конце 2013 года, в декабре, сеть включала в свой состав 55 магазинов (с учетом «БазаРов»). В течение года были приобретены контрольные пакеты акций таких серьезных универсамов, как «Европейский» и «Волгоград» в Минске. Недавно открылся первый супермаркет «Рублевский» в Могилеве. Это значит, что недавняя локальная столичная сеть за четыре года вошла практически во все регионы страны (за исключением Бреста).

Наконец, стоит вернуться в начало публикации и красиво закруглиться. Дело в том, что в начале декабря 2013 года было подписано еще одно соглашение между сетью-юбиляром и IFC. На сей раз — в сфере пищевой безопасности. Это значит, что консультации авторитетных западных экспертов будут направлены «на усиление потенциала собственных производственных площадок торговых центров «Рублевский» в Беларуси». Для начала самые современные системы менеджмента безопасности пищевой продукции будут внедрены в трех магазинах, расположенных на улицах Нестерова, Багратиона и Маяковского в Минске. Это — крупный проект, предполагающий в случае необходимости полную перестройку магазинов.

Руководитель проекта сети универсамов «Рублевский» (и «БазаР») Наталия Шаблинская отметила: «Такой сегмент, как продукция собственного производства, занимает в нашем общем товарообороте до 12 %, что явно недостаточно. За счет сотрудничества с IFC мы хотим кардинально изменить ситуацию, причем не только количественно».

Если говорить предметно, то сеть эта готова нести ответственность за всю пищевую цепочку, сделать абсолютно прозрачным и безопасным алгоритм прохождения продуктов питания от производителя и поставщика до прилавка магазина. На Западе эти стратегии уже успешно внедрены. Что ж, нужно же когда-то начинать и нам.

НА ЧТО ПОЧТИ НЕ ХВАТИЛО ВРЕМЕНИ И МЕСТА

В рамках этой публикации я не имел возможности подробно остановиться на том, что такое социальная ответственность с точки зрения руководства сети «Рублевский»; какой эффект могут давать продуманные акции; чего стоят сегодня собственные торговые марки для ритейла в понимании юбиляров и т. д. Кроме того, мне бы хотелось подробно рассказать о бессрочном руководителе этого проекта Н. Шаблинской, чьей энергии хватило бы на запуск мощной атомной электростанции. Но это все темы необъятные, никак не на пару страниц журнального текста.

Поэтому нам остается быстренько сделать две «маленьких, но очень приятных вещи». (Если вспомнить фильм «Кавказская пленница» и товарища Саахова, обожавшего произносить бравые речи и уважающего «красавиц, спортсменок, комсомолок»):

* во-первых, можно и нужно поздравить самобытную сеть универсамов «Рублевский» с юбилеем и пожелать такого же сияния, как начищенному «юбилярному рублю»; * во-вторых, мне доверено «павiншаваць» уже читателей нашего издания от лица коллектива «Рублевского» с наступающими рождественскими и новогодними праздниками. Их (беззаботных праздников) много не бывает. А хотелось бы побольше, если честно…