«Рублевский» идет на удвоение.

Новость о том, что сеть универсамов «Рублевский» будет активно расширяться, активно гуляла в интернет-пространстве в апреле нынешнего года. Учитывая, что вокруг этой структуры, ее учредителей и руководителя проекта все последние годы теснится много слухов, мы решили провести некий пространственно-временной анализ с учетом имеющихся на руках объективных фактов.

Александр НОВИКОВ

Развитие магазинов с логотипом «Рублевский» сопровождалось волной слухов. То ли россияне покупают нашу сеть, то ли она уже изначально принадлежала российским олигархам, имела корни на знаменитом Рублевском шоссе и потому получила такое «сурьезное» название, то ли была и оставалась сугубо белорусской (нужное подчеркнуть). Плюс звучали обвинения в рейдерстве, непрозрачном происхождении финансов и т. д. На самом деле все оказалось простым и сложным одновременно.

2003–2008

Первый из сети супермаркетов «Рублевский» (2-й переулок Багратиона, 18а) открылся в конце декабря 2003-го. Так что в декабре 2013 года можно будет справлять юбилей.

В начале февраля 2004-го открылся второй «Рублевский» по улице Ольшевского, 4. Было тут же объявлено о начале то ли появления, то ли создания новой розничной сети… Да, кто-то из профессионалов улыбался по поводу того, что называть сетью два связанных одной управленческой пуповиной магазина — слишком претенциозно. Но до конца 2004 года открылось еще несколько «Рублевских». И шутки как-то отошли на второй план.

Сети магазинов «Евроопт», «Соседи», «Корзинка» (ныне это «Гиппо») и «Рублевский» быстро нашли покупателей. Тем более, серьезной конкуренции у них не было. Сейчас, конечно, сложнее. Но про специфику конкуренции в белорусской рознице мы говорить в рамках данной публикации не будем. Достаточно сказать, что основатели «Рублевского» изначально учитывали опыт развития розничных сетей в соседних странах: единый подход к оформлению, поддержание самого что ни на есть оптимального ассортимента, учитывающего пожелания покупателей, живущих вблизи конкретного магазина.

2008–2012

У этого розничного бизнеса была изначально крепкая база. Дистрибуционно-розничную группу RTL Holding (Retail Trading Logistics Holding) сформировало самое крупное в Беларуси объединение компаний по импорту товаров FMCG. В нее входили такие структуры, как «Мостра-групп», «Арлон», «Тибетрэй», «Биттер-групп».

В 2008 году проект «Рублевский» получил приличную поддержку от Международной финансовой корпорации (IFC). Это был как раз тот случай, когда в соответствии с канонами, «ложка оказалась дорога к обеду». Даже очень дорога. Как раз в канун финансового кризиса она (корпорация, а не ложка, само собой) подписала кредитный договор об инвестировании кредитных ресурсов в размере 7 млн долларов на долгосрочной основе и 19 млн долларов субординированно. Временной отрезок был определен 2008–2012 гг. Выделялись средства на расширение сети супермаркетов «Рублевский» и строительство оптовых складов.

Подписанию этого договора предшествовала кропотливая оценочная работа аудиторских компаний. Молодая столичная сеть заслужила их доверие прежде всего своей предсказуемостью.

Дальше можно говорить о реактивной динамике, устойчивом росте и всем том, что полагается. И это будет тот случай, когда слова не разойдутся с реальностью. За короткое время сеть вышла за пределы Минска. Если вплоть до 2009 года мы имели дело сугубо со столичной структурой, то четыре года назад появился магазин формата «Рублевский» в Гомеле. Затем последовали проекты в Витебске (первый магазин из «пришлых сетей» в этом консервативном городе), Гродно. Плюс — Орша и Борисов, Молодечно, Слоним и Речица.

Так сеть получила статус «межрегиональной».

Не так давно она приросла магазинами низких цен с оригинальной аббревиатурой «БазаР». В 2012-м в оперативное управление перешла сеть «Вестер», был также приобретен универсам «Невель» и т. д.

2013–2014

В апреле 2013 стало известно, что одна из крупнейших продовольственных розничных сетей «Рублевский» планирует за период менее двух лет открыть 21 магазин и приобрести четыре действующих торговых объекта в стране. Судя по всему, стратегическим партнером «Рублевского» вновь станет IFC, поскольку партнеры остались довольны взаимодействием в период с 2008 по 2012 годы.

Планируется, что сейчас в развитие сети, которая включает 50 магазинов и девять складов, будет вложено 74 млн долларов. Большая часть этих средств — ресурсы самого ритейлера. IFC на официальном сайте анонсировала, что в настоящее время на рассмотрении находится предложение о выделении в рамках общей стратегии суммы в 20 млн долларов. Данные средства международная организация предоставит «Рублевскому» в виде кредита.

Принципиальный момент. В ближайшее время «Рублевский» планирует вывести на рынок пять крупных объектов торговой площадью более 1100 кв. м. До сего времени таких объектов у компании не было. И во многом благодаря этому к концу 2014 года планируется увеличить среднюю торговую площадь магазинов с 490 до 670 кв. м.

Осталось дождаться, когда совет директоров IFC официально утвердит участие в этом проекте. Он станет для официальной структуры Всемирного банка и белорусской компании третьим проектом. Стоит ли говорить, что в Беларуси пока никто другой не может похвастаться таким вниманием со стороны этой международной организации.

Соцответственность и…

Беларусь — республика, где бизнес регулярно и совершенно добровольно учится нести социальную ответственность. И деятельность универсамов «Рублевский» — довольно удачный пример того, как можно тратить заработанные деньги на благие дела. Компания оказывала спонсорскую помощь хоккейному клубу «Юность-Минск», гандбольному клубу «Динамо». Велась работа с бюджетными учреждениями районов (в частности, Управлением образования администрации Заводского района с целью оказания безвозмездной помощи школе-интернату № 10) и т. д.

Кроме того, безвозмездная помощь оказывалась таким некоммерческим организациям, как «Ассоциация инвалидов», общественная благотворительная организация «Белорусский детский хоспис» и многим другим.

Помимо всего вышеперечисленного, в магазинах сети располагается большое количество «скарбонок» для сбора добровольных пожертвований в пользу ОО «Рес­публиканская ассоциация инвалидов-колясочников», а также на строительство приходского храма на пересечении улиц Волоха-Коржа в Минске, на строительство храма Покрова Пресвятой Богородицы, храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость», храма Святого Архангела Михаила…

…Социальные акции

За время работы в сети «Рублевский» проходили самые разнообразные акции. Здесь продавали продукты и товары специальными социальными корзинами: «выезд на пикник», «семейный ужин», «плотный завтрак».

С поставщиками постоянно велись переговоры о снижении отпускных цен на самый широкий перечень продуктов. Раскрученный ныне рекламный слоган «Мы так ударили по ценам, что сами в шоке» — результат незаметной большинству населения работы. У этой акции — своя предыстория.

В 2011 году, когда «раптоу?на» случился резкий рост цен на потребительские товары из-за троекратного обвала белорусского рубля, в столице проводилась кропотливая работа по поддержанию торговых надбавок на целый перечень социально значимых востребованных населением товаров в режиме, согласованном с исполнительными органами власти г. Минска.

Сеть «Рублевский» тогда первой в стране начала самым активным образом проводить акции, благодаря которым большие объемы товаров продавались по ценам ниже, чем на городских рынках. Тем самым подтверждался еще один массированный рекламный ролик: «К дому ближе — цены ниже».

Лидерство в завоеванных нишах «Рублевские» стараются не уступить и ищут новые пути для привлечения покупателей в свои магазины.

О роли личности в этой истории

Руководит проектом «Сеть универсамов «Рублевский» с 2004 года нежно мною любимая Наталия Сергеевна Шаблинская. Это — умная, самобытная и красивая женщина.

Не буду долго что-то доказывать и распинаться. В доказательство — фрагмент из ее интервью образца 2010 года:

«— По какому внутреннему закону или там девизу вы живете?

— Их много. Один такой: «В жестких условиях нужно думать, а в обычных — действовать». Еще каждый день не устаю повторять себе: «Я люблю тебя, жизнь. И надеюсь, что это — взаимно».

P. S. Сегодня Наталия Сергеевна Шаблинская после невероятно длительного, многомесячного бюллетеня выходит, точнее, уже вышла на свою обожаемую, немного сума­сшедшую работу. Пожелаем ей и ее любимому проекту всего самого доброго: понимания со стороны управленцев всех мастей как минимум, бодрости, оптимизма, в том числе и финансового. Ну и здоровья, конечно. Куда без него?..