Российский рынок сыра

Возможности для белорусских производителей в связи с продлением эмбарго

Продовольственное эмбарго внесло существенные изменения в российской молочной отрасли, и наибольшая трансформация произошла на рынке сыра, что связано, прежде всего, с постоянно возраставшим уровнем зависимости от зарубежных поставок, наблюдаемым более пяти лет. В первой половине 2014 года зависимость российского рынка сыра от импортных поставок составляла порядка 50 %, а ключевыми странами-партнерами являлись прежде всего Беларусь, Литва, Нидерланды, Финляндия, Польша и Дания. После введения ответных санкций поставки из стран ЕС оказались под запретом, что составило примерно 70 % импортируемых ранее сыров из почти 30 стран. Сложившиеся предпочтения россиян базировались, прежде всего, на сходных с европейцами вкусовых привычках, удобной логистической составляющей и активном продвижении крупнейших производителей.

В первой половине 2014 года в Россию было ввезено 206,7 тыс. тонн сыров, при этом наиболее существенный объем поставлялся из Республики Беларусь и составил 56,4 тыс. тонн, 22,6 тыс. тонн из Литвы, 22,5 тыс. тонн из Нидерландов, 19,6 тыс. тонн из Финляндии. После введения российской стороной ответных санкций зарубежные поставки были в большинстве своем компенсированы российскими и белорусскими производителями. Так, поставки из Беларуси выросли в конце прошлого года почти на 50 %. На данный момент структура импортных поставок выглядит следующим образом: более 70 % сыра поступает из Беларуси, 10 % — из Аргентины, около 6 % — из Уругвая, порядка 4 % — из Швейцарии и Сербии.

Начиная с осени 2014-го белорусский сыр занял свободные ниши в самых различных сегментах — от традиционных сыров российской группы до твердых и элитных. Стоит отметить, что как для российских, так и для белорусских производителей появилась возможность обеспечить представленность в сетевой рознице, что в последнее время было достаточно сложно. Ранее в большинстве своем белорусские сыры поставлялись через тендерные поставки. В этой ситуации производители сыра попытались максимально оперативно вывести новые виды сыра, новые бренды, расширили фасовочные решения, но, к сожалению, снижение покупательской способности, с одной стороны, и желание производителей максимизировать прибыль — с другой — привели к тому, что на рынке началась недобросовестная конкуренция в части замены сыра на сырный продукт. Стоит признать, что рынок реагировал достаточно инертно, а масштабы поставок возрастали. Таким образом, и российские и белорусские заводы уже за I квартал 2015 года увеличили производство сырных продуктов более чем на 30 %, что привело к снижению покупательской активности.

Согласно исследованиям РБК.research «Потребительское поведение на российском рынке сыров 2015: влияние санкций и кризиса», существенный рост цен на продукты питаниям привел к переходу на более дешевую продукцию (преимущественно отечественного производства) и снижению потребления сыра. Кроме того, более 36 % россиян сократили затраты на приобретение сыра и сырных продуктов, а 27 % начали экономить на покупке сыров. Одной из причин такого покупательского поведения являются нестабильное качество, а также существенная доля сырных продуктов, которая реализуется в рознице под видом сыра. Большинство потребителей, оставившие в своем рационе сыр, отмечают, что предпочитают один раз в месяц приобрести дорогой швейцарский сыр высокого качества нежели покупать еженедельно сыр, а, возможно, и сырный продукт, пусть и сравнительно дешевый. Здесь важно отметить, что, к сожалению, ни некоторые белорусские, ни российские производители в большинстве своем не стали гарантами качества, и у нашего потребителя остается парадигма «импортный продукт — качественный продукт».

В связи с продлением на год продовольственного эмбарго, очевидно, что и для отечественных, и для белорусских производителей, как ключевых партнеров России, существует временной лаг по поставкам сыра в ситуации со сниженной конкурентной средой. Здесь важно отметить, что многие производители за последний год сделали существенный рывок касаемо брендинга и фасованного сыра, что позволяет идентифицировать на полке производителей и развивать лояльность.