Российская Федерация: перспективы упаковочной отрасли

Ведущие производители рынка упаковки продуктов: достижения и главные проблемы отрасли в кризис.

Владислав Дзвоник, исполнительный директор группы компаний «Трансфэр»:

В прошедшем 2009 году многие молочные компании были вынуждены заморозить инвестиционные проекты по модернизации упаковочного оборудования. В основе данной проблемы лежал дефицит молочного сырья и нехватка финансирования отрасли. Вследствие этого в нашей компании наблюдалось небольшое снижение объемов продаж.

В 2010 году, в соответствии со сложившейся ситуацией на молочном рынке, нами запланирован ряд новых решений. Если раньше мы были ориентированы только на поставку высокоскоростных линий для крупных производителей, то в этом году мы планируем развивать низкоскоростные линии для региональных заводов, в первую очередь молочных. Для средних заводов это, несомненно, новая возможность развивать свою производственную базу. Ведь такое решение позволит им упаковывать молоко не в картонные и полиэтиленовые пакеты, а в более дорогую и презентабельную упаковку. А также создавать и выводить на рынок новые продукты.

Что касается крупных заводов, то в текущей ситуации все больше внимания уделяется формату упаковки, ориентированной на массового потребителя. Современные тенденции производства таковы, что увеличивается объем продукта, но при этом за счет упрощения упаковки уменьшается его стоимость.

Артем Крюков, глава московского представительства компании SIDE:

Французская компания Sidel специализируется на производстве разливного и упаковочного оборудования для расфасовки жидкой пищевой продукции в ПЭТ бутылки. Нашим первым клиентом в России и в странх СНГ стала компания «Юнимилк». На сегодняшний день практически на всех заводах этой компании установлено наше упаковочное оборудование, что позволяет компании выпускать в ПЭТ упаковке под брендом «Простоквашино» молоко, йогурт, кефир и другую молочную продукцию.

В последнее время данный формат упаковки стремительно набирает популярность в России. Эта тенденция пришла к нам из Европы. Все большее число производителей молока и кисломолочной продукции переходят от картонной упаковки к ПЭТ бутылкам. С конца 2009 года многие крупнейшие молочные заводы России, несмотря на кризис, активно инвестируют в переоборудование производственных линий под этот вид упаковки.

Так, например, в 2008 году компания «Вимм-Билль-Данн» запустила на Кингисеппском молочном заводе производство молочной продукции в ПЭТ под маркой «Веселый молочник». Компания «Данон» выпускает в ПЭТ упаковке кисломолочные продукты под брендом «Активиа» и «Даниссимо». Воронежский молочный холдинг «Молвест» также располагает линией по производству ПЭТ бутылок. И можно с уверенностью сказать, что другие молочные заводы также будут двигаться в этом направлении. Проблема заключается лишь в финансировании подобных проектов. Речь идет о крайне дорогостоящем оборудовании, и многие заводы порой стоят дешевле, чем одна комплектная линия по ПЭТ упаковке.

Однако ПЭТ обладает целым рядом преимуществ. Одно из них заключается в том, что бутылки, изготовленные из этого материала, прекрасно перерабатываются. Сначала наши клиенты закупают преформы для выдува бутылок, а затем продают тем же производителям преформ оставшийся на производстве брак. Таким образом, все время происходит рециркуляция, что оказывается экономически выгодно.

Михаил Герасимов, директор по продажам компании EEC Promimport:

Компания PromImport занимается поставкой оборудования для упаковки из комбинированного материала. В сегменте комбинированных материалов главной проблемой является крайне ограниченное предложение по выбору формы упаковки, что практически исключает вероятность появления новинок. Так, например, после появления «ПюрПака» в начале 60-х годов особых преобразований в этой области не происходило.

В этом плане на упаковочной отрасли ощутимо отразилось появление ПЭТ упаковки. Например, такие компании как «Юнимилк» и «Вимм-Билль-Данн» раньше акцентировали внимание на картонных ламинированных пакетах типа «ПюрПак», а последние 3-4 года предпочтения крупных молочных компаний все больше смещаются в сторону ПЭТ бутылок. Однако на сегодняшний день молочных заводов, работающих в России на упаковке из комбинированных материалов, огромное множество – порядка 400. Поэтому спрос на продукцию нашей компании по-прежнему высок.

Другая проблема отрасли заключается в низком качестве отечественного сырья. Можно выделить всего двух крупных производителей картона в России – Сыктывкарский целлюлозный бумажный комбинат и комбинат компании «Ламбумис», которые непосредственно работают с сырьем российского происхождения. Остальные производители в основном используют импортное сырье. В этом плане введение новых таможенных пошлин должно изменить ситуацию в лучшую сторону.

Алексей Кириченко, представитель группы компаний KRONES AG:

На сегодняшний день Krones является единственной компанией в мире, которая специализируется на полном оснащении завода «под ключ» – от приемки до выхода готовой продукции на склад. Наше оборудование поставляется из Германии. Такой подход обусловлен, в первую очередь, вопросом обеспечения системы качества, уровень которого экономически выгоднее поддерживать при централизованном введении производства.

В молочной отрасли на данный момент у нас ведется огромное количество проектов. В частности, планируется запуск производственной линии на одном из московских заводов, где будет установлено оборудование по выпуску молочной продукции в ПЭТ упаковке.

Такой производственный переход от картонной упаковки к ПЭТ таре является на сегодняшний день основной тенденцией в молочной отрасли. Данный формат упаковки обладает рядом преимуществ.

Во-первых, ПЭТ – прозрачный, что позволяет покупателю оценить внешний вид продукта.

Во-вторых, это крайне удачная упаковка с позиции маркетинга. В отличие от картонной упаковки, которая имеет строго определенную форму, ПЭТ значительно расширяет круг возможных решений в этой области.

В-третьих, ПЭТ – перерабатываемый материал. Установка заводов по переработке ПЭТ бутылок является одним из направлений нашей компании. На этих заводах ПЭТ бутылки собираются, моются, перерабатываются и на выходе получается сырье для различных материалов, например тканей. Помимо того, существует технология «bottle to bottle», благодаря которой бутылки перерабатываются в гранулят, из которого делаются преформы для повторного изготовления бутылок. У нашей компании имеется сертификат, который подтверждает, что из ПЭТ рециклата впоследствии можно изготавливать бутылки, в том числе и для продуктов питания.

Однако в России наша компания пока не запускала заводы по переработке ПЭТ. В связи с тем, что российские цены на нефть достаточно низкие, произвести новую бутылку оказывается проще и выгоднее, нежели заниматься вторичной переработкой. С другой стороны, утилизация отходов также требует определенных затрат, которых возможно было бы избежать при переработке. Но для решения данного вопроса необходимо активное участие со стороны российского государства. В любом случае переработка отходов является крайне перспективным направлением.

Анна Аракелян, региональный менеджер по продажам AVE INDUSTRIES SRL:

Главная проблема, которая влияет на деятельность нашей компании, вызвана кризисом. Заключается она в том, что платежеспособность клиента снижена, в связи с этим наши продажи в 2009 упали. Многие клиенты изъявляли желание приобрести наше оборудование, но боялись инвестировать из-за проблем с финансированием.

Наша компания предлагает комплексные решения для розлива продуктов чувствительных к условиям розлива, таких как соки, йогурты, пастеризованное молоко, соусы и др. в стеклянные и пластиковые бутылки различного объема. Молочное направление занимает очень большую долю в портфеле нашей компании. В последние 3 года мы получаем много запросов из России на покупку оборудования. Это связано с тем, что у нас хороший референс-лист, качественная продукция, относящаяся к среднему ценовому сегменту, а также хорошая репутация и многолетний опыт работы.

В России нашими клиентами являются омский филиал компании «Вимм-Билль-Данн» ООО "МАНРОС-М", орловский завод «Молочные продукты», московская компания «ФудМилк» и «Лактис» в Ленинградской области.

В Италии 85% оборудования по розливу на заводах принадлежит нашей компании. До недавнего времени мы были единственным итальянским заводом производителем полных комплектных линий в России. Но на данный момент в России у нас не такая большая доля, как в Италии, в связи с тем, что на рынке существует высокая конкуренция. Много появилось инжиниринговых компаний, которые закупают и перепродают оборудование, понятия не имея, для чего оно предназначено. Но так как качество услуг и продаваемой продукции очень важно, то я думаю, очень скоро все эти мелкие компании отсеются и останутся только крупные, что существенно облегчит работу.

В 1997 году мы первые изобрели электронные автоматы ( EFS) по розливу молочной продукции в ПЭТ тару, а не в только в стекло или пакеты. А так как ПЭТ стало популярно в Европе, то практически все заводы закупали оборудование у нас.

В России ПЭТ развивается очень стремительно. Спрос постоянно увеличивается. Оборудование по разливу в ПЭТ упаковку не очень дорогостоящее. Оно хорошо окупается. Преимущество ее помимо всего прочего заключается в том, что есть возможность увидеть продукт. Поэтому среди покупателей она пользуется большим спросом.

В России есть перспективы прийти также к переработке отходов, как и в Европе.

Александр Бойко, исполнительного директора Национальной Конфедерации Упаковщиков, председатель Подкомитета по развитию упаковочной индустрии ТПП РФ:

В упаковочной отрасли существует ряд наиболее острых проблем. Во-первых, современное российское таможенное регулирование делает отечественное производство упаковки неконкурентоспособным.

Вследствие того, что ввозные пошлины на готовую упаковку меньше чем на сырье, собственное производство оказывается менее выгодным, нежели закупка импортной готовой упаковки. Во-вторых, в России существует дефицит качественного сырья для производства упаковки. В-третьих, достаточно много проблем, связанных с законодательным регулированием. На рассмотрении в Думе сейчас находится ряд технических регламентов с весьма спорными для нас моментами. В частности, регламент, касающийся безопасности упаковки. Также после небольшого перерыва мы вернулись к работе над законопроектом «Об упаковке и упаковочных отходах».

Данные предоставило ИА DairyNews.ru.