Вы здесь

Российская Федерация: будет ли расти цена на чай?

26.05.2010

Депутаты Госдумы попробуют «на вкус» технический регламент заварк.

Китайцы утверждают, что три тысячи лет назад Китаем правил мудрый император Чен-Нунг. И был он, между прочим, посланником небес. Не верите? Воля ваша, а только именно ему приписывают открытие удивительных свойств чайного листа. До того в Поднебесной пили кипяченую воду, подслащенную некими растительными добавками. А вы разве чай не пьете? Все пьют, только не все верят в небесных посланников.

Впрочем, не будем поминать небо всуе, потому как дела у нас сугубо земные и важные. Россия стремится жить по правилам. Так, технология производства колбасы, автобусов, стали и всех прочих продуктов и товаров регулируется ГОСТами – государственными стандартами. До сих пор в России действуют 26 тысяч ГОСТов. Они давно «обветшали», однако многие годы новые стандарты, по сути, не разрабатывались. В 2003 году был принят Закон «О техническом регулировании». Он дозволял временно пользоваться старыми ГОСТами, но только на время создания новых технических регламентов, сообщает Vmdaily.ru .

Пока принято, правда, чуть больше 10 регламентов, однако многие важнейшие законопроекты уже находятся на рассмотрении российских парламентариев. И среди них «Техрегламент на чай и чайную продукцию».

Скажи мне, что ты пьешь…

Ваши любимые напитки, господа! Водка? Не будем о грустном. Конечно, это чай и кофе, молоко, пиво, вино, вода, извините. На молоко и молочную продукцию техрегламент уже принят, и про «разногласия» молока и молочного напитка наслышаны все. Сухое молоко оказалось «персоной нон грата», в результате отрасль лихорадит до сих пор.

Нынче депутаты Госдумы рассматривают поправки к этому техрегламенту, согласно которым молокосодержащими признаются только те продукты, наличие молочных жиров в которых не будет опускаться ниже 50 процентов. Как известно, сегодня, например, в мороженом молочный жир заменяется кокосовым маслом даже на 80–90 процентов. Так вот гложут определенные сомнения: а вдруг да с благословения новых правил производства чая разрешат использовать в качестве заварки, условно говоря, мох и болото. А нам скажут: «…и увидел Бог, что это хорошо». Вот же принятый, пока, правда, в первом чтении, техрегламент на пивоваренную продукцию дозволяет использовать при производстве пива несоложенные материалы в неограниченном объеме.

Ну что ж, заглянем в проект «чайного» техрегламента. «Чай, – следует из пункта 10 статьи 3 нового документа, – пищевой продукт, изготовленный из чайного листа и не содержащий других пищевых компонентов». В пунктах же 11–22 данной статьи разъясняется, что помимо собственно чая мы с вами можем испить «амброзии» на его основе. Ну, например, «чай с добавками (или чай ароматизированный) –

…содержащий чай в количестве более чем на 50 процентов по массе». Или чайный напиток: он изготовлен «из растительного сырья с возможным добавлением чая в количестве не более чем 50 процентов». Отдельно упомянуты такие ставшие популярными в последнее время напитки, как холодный чай, мате, каркаде, ройбос. Кроме того, всей этой информацией в обязательном порядке должна быть промаркирована чайная упаковка. То есть с принятием документа мы с вами будем приобретать, скажем, не чай мате, а чайный напиток мате.

– В настоящее время в нашей отрасли действуют санитарные нормы и старые советские ГОСТы, в части, касающейся безопасности, – отметил генеральный директор Российской ассоциации производителей чая и кофе («Росчайкофе») Рамаз Чантурия. Именно эта ассоциация и является разработчиком проекта техрегламента. – Эти ГОСТы до сих пор не перерабатывались. Конечно, нам пригодился опыт принятия техрегламента на молоко.

Опираясь на него, мы попытались предусмотреть все возможные подводные камни законотворчества. Хотя от неожиданностей никто не застрахован.

По словам Р. Чантурии, недаром попал в техрегламент холодный чай. В самом деле, порой покупаешь бутылочку, пьешь, страдая от жажды, и понимаешь, что этот напиток с чаем даже рядом не лежал.

То есть название «Холодный чай» на этикетке красовалось, а никаким чайным экстрактом в этой жидкости и не пахло. Некоторые производители ограничивались ароматизаторами. Собственно, любой безалкогольный напиток можно было обозвать подобным образом, поскольку никакого регламентирующего документа на этот счет не существовало.

Теперь, коль скоро Госдума одобрит положения техрегламента, холодным чаем можно будет именовать только тот напиток, в котором содержится как минимум один грамм экстракта чая на литр жидкости.

В целом же этот документ, думается, не спровоцирует неожиданностей на рынке. Скорее, он описывает уже произошедшие за последние 20 лет изменения, надо сказать, очень существенные. Что мы с вами пили раньше? Чай индийский (чай «со слоном» считался дефицитом), чай цейлонский, чай грузинский. На этом чайный «модельный» ряд заканчивался. В техрегламенте перечислены черный, желтый, белый, красный, зеленый чаи. Свобода, братцы… выбора.

Так или иначе, создается впечатление, что будущие «чайные» правила не принесут с собой революционных цунами, как это оказалось в случае с техрегламентом на молочную продукцию. Правда, любителям травяных чаев или напитков а-ля «Чай для похудения» придется перестраиваться, как, собственно, и их производителям. На этикетке им придется написать «Чайный напиток для похудения», поскольку чая-то в подлинном смысле слова в этом продукте нет.

…и по какой цене

Человек – существо ранимое. Холодно – плохо, жарко – тоже мало радости. В прошлом кризисном году засуха поразила всех крупнейших производителей чая: Индию, Шри-Ланку, Кению. Как следствие, стоимость чая выросла чуть ли не на четверть. А что же нынче? В китайской провинции Юнань жестокая засуха. Специалисты говорят о заметном уменьшении производства знаменитого чая пуэр. А раз так, стоимость его, предрекают эксперты, возрастет на 30 процентов.

Бьет рекорды зной и в Индии, в частности в провинции Джарджилинг, где выращивают одноименный сорт чая.

Опять же дефицит. А дефицит – трамплин для роста цен. Снова трудовые тугрики нужно готовить?

– Ну конечно, если сырья становится меньше, стало быть, на аукционных торгах цена чая растет, подрастает и его стоимость в столичных магазинах, – комментирует Рамаз Отариевич. – Но! Чая из Юнаня станет меньше, значит, производители, покупающие чай по всему миру, будут искать ему замену, причем по сходной цене. Понимаете, для массового рынка большого дефицита чая почти никогда не бывает. Недостающему чаю находят замену. Вполне возможно, чай «Джарджилинг» подорожает, но в России этот сорт чая пьет от силы 0,1 процента населения. Производители вообще не склонны повышать цены вслед за скачками цен на аукционах.

– Ловлю вас на слове. Ассоциация «Росчайкофе» некоторое время назад попросила Минсельхоз и Федеральную антимонопольную службу разобраться в ситуации с поставками чая розничному гиганту Х5 («Перекресток», «Пятерочка», «Карусель», «Патэрсон »). Речь идет о ретробонусах. Вот где повышением цен попахивает, разве не так?

– Как известно, в начале года был принят Закон «О торговле», запретивший ретейлерам требовать с поставщиков всевозможные доплаты за право продавать их товары. Исключение – премия за объем проданного товара. Это и есть ретробонус, размер которого не может превышать 10 процентов. Так вот компания Х5 решила увеличить свою премию суммой налога на добавленную стоимость. Восторжествуй такая формула, и цены на чай после 1 августа 2010 года (к этому сроку торговые сети должны перезаключить договоры на поставку продукции в соответствии с требованиями нового закона) неизбежно поползут вверх – быть может, на 1–2 процента, но в этом никто не заинтересован. Раньше эта премия НДС не облагалась. Но в Х5 испугались рисков доначисления налога. Вот и решили перестраховаться, причем, по предварительным оценкам, другие ретейлеры инициативу данной компании не поддержали. Во всяком случае, в адрес и чайных, и кофейных компаний более никто подобных предложений не направлял.

В этой ситуации мне непонятно следующее. Если уважаемая компания убоялась рисков незапланированных расходов, то зачем же сразу требовать платы с поставщиков? Надо было написать запрос в Министерство финансов и получить разъяснение.

Могу понять, что Х5 хочет получить дополнительные средства на развитие, но при чем же здесь поставщики? Работать все должны в равновыгодных условиях. Полагаю, что уважаемому ретейлеру все-таки придется озаботиться получением соответствующих разъяснений, прежде чем в одностороннем порядке менять существующие правила.

А пока мы не располагаем однозначным решением в отношении этой ситуации с начислением НДС на ретробонусы – ни от Х5, ни от государственных органов. Угроза повышения цен, кстати, не только на чай, но и на все другие виды продуктов, сохраняется.

Читайте также
Глава одного из лидеров польского молочного рынка кооператива Spomlek Эдвард БАЙКО — о пятилетних итогах российского...
Рынок потребителя заставляет бизнес всегда держать руку на пульсе, быть исключительно внимательным к малейшим движениям...
В Кёльне прошла крупнейшая мировая выставка в сфере питанияВ начале октября в Кёльне прошла крупнейшая мировая выставка...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.