Россия. Ритейл бежит из мегаполисов

Кризис закончился. Жизнь на рынке недвижимости входит в привычное русло.

Девелоперы, отдышавшись от финансовых потрясений, строят планы на будущее. Однако каким оно будет, с уверенностью сказать пока никто не берется. Как сообщает Upakovano.ru, приподнять завесу завтрашнего дня и посмотреть, каким будет рынок торговой недвижимости в ближайшие пять лет, RussianRealty.ru попытался вместе с Виктором Розенбергом, ведущим консультантом отдела торговой недвижимости компании Cushman & Wakefield.

— Виктор, какие тенденции будут определять рынок торговой недвижимости в ближайшие пять лет?

— В ближайшей перспективе глобальных изменений не приведется: новые торговые центры, конечно, будут появляться, рыночная торговля будет уходить в торговые центры и гипермаркеты. Возможно, в Москве и других городах России начнет развиваться новыми темпами формат универмагов (department store) и формат ритейл-парков, которые обычно строятся за пределами города. — Появятся ли в ритейле в этот период какие-либо новые форматы?

— Они уже существуют, но в очень малом объеме, — это универмаги и ритейл-парки. Хорошие примеры уже есть — это Tsvetnoy department store и Стокман в Санкт-Петербурге. Ритейл-парки будут возникать обязательно, так как многие владельцы земельных участков из-за экономических факторов не готовы строить сейчас полноформатные торговые центры, но готовы построить отдельно стоящие здания гипермаркетов или магазинов товаров для дома и строительства (DIY).

— Каково будущее аутлет-центров в России в следующей пятилетке?

— Будущее их будет понятно, когда откроется первый их них — Hines Outlet Village Belaya Dacha, — проект которого реализуется при помощи C&W. Скорее всего, они будут очень популярны в будущем, но в каждом регионе России, я думаю, они появятся еще очень не скоро. Основная проблема аутлетов — нехватка брендов на российском рынке.

— Что, по вашему мнению, мешает мировым брендам приходить на российский рынок?

— Основных проблем несколько: высокие таможенные пошлины, высокие арендные ставки, недостаточное количество качественных торговых площадей. — Может ли измениться ситуация с нехваткой брендов в ближайшее время?

— Ситуация уже меняется, правда, не так быстро, как хотелось бы: все больше новых брендов заявляют о выходе в России, а многие уже подыскивают себе второй или третий магазин. Так довольно успешно на российский рынок в прошлом году вышел британский бренд Reiss.

— Как в ближайшем будущем изменятся цены: цены продаж и ставки аренды?

— В данный момент цены растут, но это происходит в самых востребованных торговых центрах. К докризисному периоду ставки еще не вернулись. На мой взгляд, они будут расти, так как спрос на торговые помещения сейчас большой, существенный рост виден.

— В каком направлении будут развиваться торговые центы в следующие пять лет?

— Торговые центры будут уходить от форматов крытых рынков и стараться привлекать сетевых операторов, так уже происходит сейчас и будет происходить дальше.

— Насколько в инвестиционном плане будет интересен сегмент торговой недвижимости через пять лет?

— Уровень предсказать трудно, многие проекты до сих пор заморожены. Инвестиционная привлекательность была всегда, и будет только расти. Строиться ТЦ будут, скорее всего, более интенсивно это будет происходить за пределами Москвы и Санкт-Петербурга.

— Как в ближайшие пять лет будет развиваться street-retail? В этой связи особенно интересно будущее Тверской улицы. Не секрет, что, по сути, главная улица сегмента сегодня находится не в самом лучшем положении. В частности, инициативы нового столичного правительства, направленные на борьбу с пробками, скорее всего, не лучшим образом отразятся на развитии Тверской как цента стрит-ритейла. Может ли это привести к появлению полноценной альтернативы Тверской? Или же все будет развиваться по иному сценарию?

— Street-retail будет развиваться небольшими темпами. На мой взгляд, главную улицу страны трудно сейчас назвать ритейл-улицей в полном понимании этого слова, я думаю, street-retail будет уходить в торговые центры и универмаги с понятной проходимостью.

— Москва давно крутится в различных рейтингах «самых-самых» столиц мира, однако в плане ритейла в российской столице до сих пор нет полноценного аналога лучшим торговым улицам мира, таким как Оксфорд-стрит в Лондоне, Пятая авеню в Нью-Йорке, Елисейские поля в Париже. Возможно ли появление подобной улицы-бренда в Москве в ближайшие пять лет? Если да, то какая улица может претендовать на это звание?

— Трудно сказать, возможно, квадрат Петровка-Столешников-ЦУМ, смогут стать такой улицей. Тверская улица вряд ли станет в ближайшее время аналогом Пятой авеню, должно измениться очень многое как в ритейле, так и в понимании уровня арендных ставок собственников помещений.