Россия: Продукт первой необходимости

Нынешняя осень богата на урожай зерна. Но это вовсе не на руку аграриям – они не перестают жаловаться на крайне низкие зерновые цены.

Зато переработчикам, хлебопекам, это может быть выгодно – на сырье не придется много тратиться. Только покупателю не стоит обольщаться – цена на хлеб давно уже не снижается. Пекари говорят, что хлебные цены растут совсем не из-за стоимости муки, а по другим причинам, сообщают Финансовые известия.

Хлеб – один из основных продуктов питания в России. По данным Росстата, в структуре стоимости минимального набора продуктов питания доля хлеба, круп и макаронных изделий составляет 25%. Средняя цена на хлеб, по данным той же статистики, медленно, но верно идет вверх и снижаться не думает. По сравнению с сентябрем в октябре цены на главный продукт выросли на 0,2%, а за год они увеличились на 2,9%. И все это происходит на фоне небывалого урожая.

В прошлом году в России собрали 108 млн тонн зерна, в этом, по оценкам Минсельхоза, будет собрано около 93 млн тонн. Естественно, что зерновые цены идут вниз, и поддержать их не могут ни экспорт (слишком много зерна на мировом рынке), ни начавшиеся 2 ноября закупочные интервенции (слишком поздно их начали проводить). Это снижение оказало влияние на стоимость муки. В Росстате подсчитали, что в этом октябре цены на нее упали по сравнению с сентябрем на 1- 1,6%. Но, как это ни странно, цена на главный продукт не упадет. В себестоимости производства хлеба, по словам самих пекарей, доля муки занимает всего около 20%. А ведь, казалось бы, основной компонент в рецептуре! В себестоимости хлеба помимо сырья (мука, дрожжи, соль, вода) есть такие статьи затрат: электроэнергия, тепловая энергия, оплата труда, расходы на ГСМ, налоговые платежи. Вот как раз от них-то в большей степени и зависит хлебная цена. И именно они влияют на ее колебания, все больше на рост, конечно. Получается, что на эти затраты приходится до 80% себестоимости. Подробно хлебопеки отказались рассказывать о структуре этих расходов, но известно, что большую долю в этих процентах занимают расходы на электричество и ГСМ. Но не только из одних затрат состоит цена на хлеб. Есть еще и наценка производителя. Свою прибыль хлебопеки предпочитают не раскрывать, но это и понятно – покупатели тоже не декларируют свои зарплаты, стоя у кассы магазина. Хотя от пекарей очень часто можно услышать, что производство хлеба большой рентабельностью не отличается, особенно выпечка социально значимых его сортов, всем известных нарезного, формового, подового, ржаного. Кстати, на эти виды приходится почти 70% всего продаваемого хлеба в стране. Еще больше теряют в рентабельности хлебопеки, когда в стране объявляется тотальная заморозка цен ради поддержания малоимущих слоев населения. Между тем, как подсчитали в РСПП, наценка производителей может составлять до 34% в цене на хлеб. А как говорят бизнес-консультанты, частное пекарное производство развивается большими темпами как раз в силу высокой рентабельности. По их оценкам, она достигает 50-60%. Зарабатывают свою копеечку на хлебе и еще одни участники процесса – розничные магазины. Как правило, наценка может варьироваться в зависимости от региона – местные власти стараются таким образом помогать все тому же малоимущему населению. Более-менее общим местом для всех является то, что розничная наценка на хлеб не должна превышать 20%. Так ли это на самом деле, сказать сложно. "Информация является закрытой, размер наценки относится к категории "коммерческая тайна", которую мы не имеем права разглашать", – например, так ответили "Финансовым Известиям" в розничной сети "Вестер".