«Родны кут»: эффектное преображение

Универсам «Родны кут», который находится на проспекте Победителей, знают многие минчане. Не так давно он изменился до неузнаваемости, стал магазином по-настоящему европейского класса — начиная с дизайна торгового зала и заканчивая новой системой расчета покупателей, организованной по принципу «электронной» очереди в одну кассу. Даже избалованные хорошим сервисом иностранные гости, которые приехали на чемпионат мира по хоккею, были приятно удивлены его стильным оформлением. Своим эффектным преображением торговый объект обязан компании «Витрум Клима», которая занималась реконструкцией его под ключ.

Свободная касса вас найдет

Прежде чем приступить к реконструкции магазина, специалистами компании «Витрум Клима» была проведена большая подготовительная работа: изучены ассортиментная матрица товаров, подъездные пути, возможности заказчика, целевая аудитория. Выяснилось, что, вопервых, для покупателей «Родного кута» наличие продуктовой тележки не является принципиальным моментом, так как из-за отсутствия автостоянки у них нет возможности подъехать к торговому объекту на машине и закупить большой объем товаров. Во-вторых, средний чек здесь относительно небольшой — ведь основными клиентами магазина являются офисные работники, туристы и молодежь.

— В результате мы пришли к выводу, что в обслуживании покупателей лучше отказаться от стандартной схемы, к которой привык белорусский ритейл, — отметил заместитель директора по маркетингу ООО «Витрум Клима» Андрюс ОКИНЧИЦ. — В частности, речь шла о системе расчета покупателей и пропускной возможности касс. Когда они закрыты стойками со жвачками и боксами для сигарет, зачастую люди стоят в очереди и не замечают, что касса рядом освободилась. Поэтому мы решили взять за основу опыт западных супермаркетов и установили в магазине специализированные кассы, которые ставятся в одну линию и снабжаются сигнальной кнопкой.

Принцип работы такого оборудования заключается в следующем: а) покупатели движутся к кассам в одной очереди через несколько рядов импульсного товара; б) как только кассир освобождается, он тут же нажимает на кнопку, над кассой загорается фонарик, кассир оповещает об освободившейся кассе и жестом приглашает следующего покупателя.

Надо отметить, что «Родны кут» стал первым в Беларуси торговым объектом, где была внедрена такая система. Правда, пока она не заработала в том формате, как это было предусмотрено проектом. Однако «Витрум Клима» надеется, что сотрудники магазина и покупатели со временем оценят по достоинству технологические возможности этой новинки.

Без тупиковых зон

Все, кто впервые попадает в магазин после реконструкции, сразу отмечают, что в нем появилось гораздо больше воздуха и пространства. Добиться такого эффекта специалистам компании «Витрум Клима» удалось благодаря умелому распределению акцентов и грамотному зонированию торгового зала.

— Первое, на что мы обратили внимание, когда делали предварительный анализ, — это наличие в магазине большого количества тупиковых зон. Они никак не увязывались в правильный круговой покупательский поток с другими отделами. В результате перепланировки торгового зала мы оставили только один выделенный отдел со своим расчетным узлом — отдел алкоголя, — рассказывает начальник отдела дизайна и проектирования компании Андрей ЛАРРИ. — Остальное пространство было объединено в круг таким образом, чтобы по пути к кассе покупатель проходил мимо всех отделов магазина.

Второй момент — просматриваемость магазина. Ранее весь торговый зал магазина делился продольными рядами высоких стеллажей, образуя узкие длинные коридоры. В результате покупатели не могли ориентироваться в торговом зале, а бесконечные одинаковые ряды товаров затрудняли процесс совершения покупок. Избавившись от громоздкого оборудования, «Витрум» решил сразу две задачи: вопервых, добился визуального расширения пространства, а вовторых — упорядочил движение покупателей.

Таким же образом было оптимизировано и расположение холодильного оборудования. Если раньше оно выстраивалось в длинную линию, в которой можно было потеряться, то теперь разделилось на логичные «прочитываемые» отделы. При этом количество холода осталось прежним. Никакого волшебства, одна сплошная математика. Распределение данного оборудования по угловым зонам поз­волило убрать с него излишний акцент, который существовал ранее.

Акцент на мясо, фреш и выпечку

Существенно изменилась и входная группа магазина. До реконструкции она представляла собой узенький коридор, по которому приходилось в буквальном смысле слова протискиваться вдоль холодильников. Сегодня же покупатели могут чувствовать себя здесь по-настоящему комфортно. При этом сюда была вынесена акционная зона с овощными развалами, которая превратилась в своеобразный «магнит» магазина.

— Следующая задача, стоявшая перед нами, это акцент на демонстрации мясной продукции, — поясняет руководитель проекта Виктория МИХНО. — Для заприлавочной зоны мы разработали специализированные полки, предусмотрели вешала для хамона и, разумеется, удели­-ли особое внимание выбору холодильных витрин — «Кубы», которые имеют большую площадь выкладки, а их декоративные элементы «под дерево» позволяют выдержать единую дизайн-концепцию магазина «Родны кут». Таким образом, демонстрация мясных изделий на современных прилавках «Кубы» стала более привлекательной, продукция выглядит свежей и аппетитной.

Еще одно пожелание, высказанное заказчиком, — организовать презентационную выкладку для категории «соления и мочения», которая является одной из топовых позиций Белкоопсоюза. Для этих специфических продуктов в зоне овощей и фруктов был предусмотрен салат-бар в виде домика с гастроемкостями для хранения продукции в охлажденном виде.

Наконец не забыли учесть и тот факт, что «Родны кут» расположен в офисной зоне. Соответственно, здесь актуальны продукты для перекуса. И в данном случае акцент решили сделать на свежей выпечке. В настоящий момент она стала одной из самых популярных категорий магазина.

Природные цвета и материалы

Отдельного разговора заслуживает дизайнерское оформление торгового зала.

— Интерьер магазина «Родны кут» сейчас строится на игре нескольких контрастов в цвете, тоне, фактурах и акцентном свете. С помощью этой игры нам нужно было сфокусировать внимание покупателей таким образом, чтобы они сразу могли отличить те места, где им искать ту или иную продукцию, получить необходимую информацию, — комментирует Андрей Ларри. — Поэтому потолок и пол мы сделали максимально нейтральными по отношению к зоне навигации и товарной выкладки. Акцент на товаре подчеркивает также профессиональное торговое освещение. Вместо стандартных ламп общего света в магазине использованы современные светодиодные светильники направленного света. Яркое разнообразие товара выгодно подчеркивается светом на почти черных полках. Зашивки колонн и навигация в цвет светлого клена объединяют товар в группы и становятся элементом декорации в общем решении (для навигации под каждый отдел был разработан индивидуальный рисунок).

В концепцию дизайна мы старались внести разнообразные «маркеры» белорусов и Беларуси — характер белорусской природы, белорусское гостеприимство, любовь к земле и своему ремеслу. Именно этим обусловлены цветовая гамма всего проекта, обилие индивидуальной графики, изменчивость пространства от открытого до камерного и пр.

В качестве наглядного пособия

Залог успеха любого магазина — это достойное холодильное оборудование. В большей степени оно представлено торговой маркой Freor. Данное совместное белорусско-литовское предприятие может гарантировать по-настоящему европейское качество.

Что касается импортного оборудования, то здесь были установлены низкотемпературные лари с крышкой для замороженных продуктов австрийской компании AHT. Надо отметить, что они очень востребованы сегодня среди заказчиков из-за низкого потребления электроэнергии, а также удобны в эксплуатации и, по сути, не требуют обслуживания, так как имеют автоматическое оттаивание.

Также компанией «Витрум Клима» было предложено холодильное оборудование финского производителя Norpe. Оно установлено в зоне овощей и фруктов, а также в зоне молочной продукции в виде холодильного острова низких полувертикальных стеллажей, для демонстрации таких товарных групп, как соусы, сыры и яйца.

— Мы не случайно соблюдали определенный баланс отечественных и импортных производителей, — уточняет Виктория Михно. — Для нас было важно показать не только уникальность данного магазина в системе Белкоопсоюза, но и сделать его смелым и конкурентоспособным решением на белорусском рынке продовольственного ритейла. Поэтому можно отметить положительный результат — «Родны кут» стал своеобразным наглядным пособием для представителей Белкоопсоюза: от технологических решений до демонстрации многообразия существующего на сегодняшний день современного надежного оборудования. Мы помогли шагнуть от существующих привычных стандартов в сторону современных решений ритейла и, тем самым, повысить свой рейтинг и стать более привлекательными для покупателей.

Надеемся, что менталитет белорусских ритейлеров постепенно будет меняться, и в нашей стране станет появляться больше современных магазинов — как с точки зрения обслуживания покупателей, так и с точки зрения их технологической оснащенности.

ООО «Витрум Клима»
ул. К. Цеткин, 18, офис 1
220004, Минск, Беларусь
Тел./факс: +375(17) 211-03-32
e-mail: info@vitrumgroup.by
www.vitrumgroup.com