Рейтинг сетей по версии ПРОДУКТ.BY

ПРОДУКТ.BY продолжает исследовать взаимоотношения поставщиков с ритейлом в различных категориях. Мы регулярно проводим анонимное анкетирование среди своих читателей. Просим ответить на простые вопросы, которые между тем определяют уровень и качество партнерства производителей и торговли.

Какие сети более лояльны к своим поставщикам? С кем проще и надежней работать? Кто из продавцов лучше других понимает, что такое взаимовыгодное партнерство? Периодически публикуя результаты, мы надеемся, что коллективное мнение небезынтересно всем участникам рынка.

В очередном опросе приняли участие ведущие отечественные производители продовольствия. Анализ опросных листов и комментариев к ним показал, что большинство предприятий научились взаимодействовать с ритейлом и выстраивают с торговлей долгосрочное и взаимовыгодное сотрудничество. В зависимости от того, какой ассортимент и в каком ценовом диапазоне преобладает у производителя, у него складываются лучшие отношения с той или иной сетью. Не последнюю роль в этом по-прежнему играют личные контакты и взаимные симпатии.

Регионы голосуют за своих

Обращает на себя внимание, что сам список отечественных розничных сетей, с которыми взаимодействуют наши респонденты, становится все обширнее — в этот раз он включает 22 позиции. Кроме того, наметившаяся некоторое время назад тенденция активного развития региональных игроков получила дальнейшее продвижение. Витебская «Веста», могилевские «Перекресток» и «Тройка», гомельские «Табаквинторг» и «Алеся НТК» получили зачетные баллы от местных поставщиков (особенно не слишком крупных). Последние отмечают, что со «своими» проще договариваться, решать возникающие вопросы в режиме прямого диалога, меньше логистические издержки, больше времени на реализацию скоропортящихся продуктов.

Поработали над дисциплиной платежей

Лидером по объемам реализации остается «Евроторг». Этим он, безусловно, привлекает поставщиков, заставляя приспосабливаться к довольно жестким требованиям и мириться с высокими затратами на маркетинг, акции, промо. Но именно размер этих затрат некоторые участники опроса назвали единственной причиной отказа от сотрудничества с «Евроторгом». Те же, кому удалось выстроить прочные партнерские отношения с крупнейшим ритейлером, говорят, что вполне удовлетворены сотрудничеством, особо отмечая возросшую в последнее время дисциплину платежей.

Кто кого?

Интересно, что обычно сети упрекают производителей в негибкости, консерватизме, закрытости. Однако в этот раз в своих комментариях респонденты переадресовали эти характеристики в обратном направлении. Многие считают, что торговля часто на первое место ставит прибыль, забывая о покупателях, продвижении новинок, внедрении инноваций, партнерских отношениях наконец. А именно — все эти составляющие в конечном итоге и обеспечивают прибыльность.

Например, критикуют ряд сетей за нечеткую работу по коммуникациям, отмечая, что текущие вопросы решаются долго, дозвониться до категорийщиков сложно, а сами они не перезванивают. В тех же сетях одновременно респонденты замечают сокращение объемов реализации и ассортимента закупок и, вообще, снижение темпов развития. Возможно, здесь существует какая-то связь?

Некоторые производители говорят, что в последнее время им стало сложнее работать с сетями «ГИППО», «Алми», «Мартин», и набирающий обороты Green тоже начал ужесточать требования. При этом другие отдают им свои голоса по тем или иным позициям. Все это лишний раз подтверждает, что торговля — дело тонкое, здесь все приспосабливаются кто как может, и у каждого свои критерии успешности отношений.

Предсказуемость ценится

«Виталюр» последовательно реализует стратегию развития, расширяет сеть, остается предсказуемым и понятным для партнеров. И, несмотря на то что объемы продаж через эту сеть часто невелики, поставщики верят в ее перспективность.

Много позитивных отзывов о стиле работы одной из старейших белорусских сетей — «Короны». По общему мнению, с ней просто приятно работать. Всегда можно найти компромисс, сотрудники умеют общаться, внимательны к партнерам, забирают продукцию в ассортименте, что выгодно любому производителю, а затраты на промо и акции остаются в разумных пределах.

Безопасность — в приоритете

Порадовало, что все без исключения сети с большой ответственностью подошли к обеспечению безопасности в условиях эпидемии коронавируса. В этом участники опроса были абсолютно единогласны, подчеркивая, что такой подход позволил сохранить уровень продаж на хорошем уровне. Мы искренне благодарим ритейл за заботу о здоровье покупателей и подводим окончательные итоги опроса.

Вопрос №1: «Через какую сеть вы реализуете наибольший объем продукции?»

Евроторг — 35 %;
Корона — 16 %;
Green — 8 %.

Вопрос №2: «В какой сети самая лучшая дисциплина расчетов?»

Евроторг — 32 %;
Корона — 19 %;
Green — 10 %.

Вопрос №3: «В какой сети самые демократичные условия партнерства? (цена входа, бонусы, затраты на акции и продвижение продукции)»

Корона — 54 %;
ГИППО — 10 %;
Виталюр и Веста — 8 %.

Источник: ПРОДУКТ.BY