Расстояние от Сочи до Гродно… намного короче, чем вы думаете

Сразу же хочется раскрыть секрет броского заголовка. Дело тут не в Сочинской зимней Олимпиаде… И уж тем более не в том, что наш замечательный город Гродно на это мероприятие когда-либо претендовал.

Все намного проще и реалистичнее. В середине октября в Сочи прошел этап чемпионата мира по кольцевым гонкам «Формула-1». А ровно через месяц, на ноябрьской Международной выставке «ПРОДЭКСПО» в Минске, ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» презентовала оригинальное действо, ставшее хитом и символом этого форума.

В течение трех дней на сигарообразном болиде «Формулы-1», закрепленном на стенде гродненского предприятия, проходили виртуальные гонки. Сотни людей на «ПРОДЭКСПО» не только знакомились с достижениями и предложениями ведущих предприятий страны, но еще и азартно соревновались на треке: с помощью электронного автосимулятора. В итоге выставка получила дополнительный драйв, внимание людей всех возрастов, энергетику и много чего еще.

Об итогах и специфике проведения нашей «Формулы-1» — в конце репортажа. А сейчас хочу сказать, что в основу материала легла беседа с генеральным директором ОАО «Гродненская табачная фабрика «Неман» Юрием ЧЕРНЫШЕВЫМ. Плюс мои личные оценки и наблюдения. По факту получились такие размышления о жизни, рынке, превратностях законодательства — и все через призму одного отдельно взятого предприятия.

ВСПОМНИТЬ ВСЕ И ВСЕХ: ДАТЫ, ИМЕНА, НЕБЛАГОДАРНЫЕ ПРОГНОЗЫ

Начнем с банального, но абсолютно необходимого предисловия. Понятно, курение никому здоровья не прибавляет. С этим полностью согласен генеральный директор ОАО «ГТФ «Неман», постоянно заявляющий о том, что никогда не страдал от этой пагубной привычки. Он не курит сам и другим не советует. В то же время Юрий Степанович всегда призывал к логике, разумному выстраиванию бизнеса, а также декларировал нежелание «прогибаться под изменчивый мир». К его большому сожалению, логика часто нарушается, да и отношения с изменчивым миром складываются не всегда так, как хотелось бы. Вот несколько фактов…

На пресс-конференции в агентстве БелТА в апреле сего года представитель министерства финансов констатировал: поступления от акцизов являются одним из основных источников пополнения белорусского бюджета. Он доверительно сообщил аудитории, что в 2014 году в казну поступит 22,7 трлн «акцизных» рублей, из них — потенциальных 4,1 трлн от акцизов на табачную продукцию. (По сравнению с 2013-м поступления от «табачных денег» должны были вырасти на 1 трлн рублей). При этом влиятельный чиновник говорил о том, что акцизы на дорогие сигареты повышать не планируется, дабы не отпугивать сограждан и не подрывать продажи в данном сегменте.

Но в итоге все получилось не так гладко. С 1 июля 2014-го, впервые за многие годы, акциз на сигареты в Беларуси НЕ ВЫРОС. Но при этом ТНК, работающие на белорусском рынке, все равно подняли цены, причем дважды. То есть они увеличили свои доходы, при этом отчисления в бюджет оставив на прежнем уровне. Получается, некоторые пре-успевающие иностранные компании получают сверхдоходы за счет работы на белорусском рынке. А в это время государство просто вынуждено изыскивать средства для пополнения Фонда национального развития, пополняя его за счет своих же высокодоходных госпредприятий. Наблюдается очевидный, удивительный для нашей страны перекос.

«В последние годы, благодаря применяемой Минфином акцизной политике, цены на табачную продукцию в низком ценовом сегменте — а это на 100 % наш сегмент — росли значительно быстрее, чем в дорогом, — недоумевает сейчас Юрий Чернышев. — В итоге цены между ними начали выравниваться. Этот путь уже проходили в России, и многие давно оценили его бесперспективность. Однако не так давно четыре ТМ, представляемые транснациональными корпорациями на белорусском рынке, попали в низкий ценовой сегмент».

Не секрет, что общая дельта прибыли у иностранных табачных компаний значительно выше, чем у белорусов. Их отдельные позиции стоят дорого за счет бренда, имиджевой составляющей и т. д. К тому жевсегда есть возможность демпинговать за счет оборота. В итоге именно гродненской продукции в последнее время становилось все теснее на внутреннем рынке. Это — еще один неприятный, но объективный факт.

РОССИЯ. ЗАКОН. РЕАЛЬНОСТЬ — И МЫ

Как известно, нашумевший законодательный акт Российской Федерации под названием «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» вступил в силу с 1 июня. Мы писали о его заведомых «косяках» и о том, как эти «косяки» пытаемся слепо копировать мы. Но сейчас даже не об этом.

По мнению Юрия Чернышева, Россия свой табачный рынок успешно потеряла. «ТНК там открыто командуют, — отмечает он. — И в России в их силах устроить все что угодно, вплоть до табачных бунтов или серьезного, целенаправленного удара по федеральному бюджету. Для этого можно для начала свернуть деятельность полностью подконтрольных фабрик на территории России. Дальше нужно учесть тот факт, что вокруг России есть подконтрольные транснационалам фабрики, которые не загружены на полную мощность. Их работу можно активизировать. Но продукция придет в Россию в первую очередь по серым схемам. А это значит — налогов российский бюджет не получит».

Генеральный директор гродненского предприятия констатирует: сегодня наша страна остается практически единственной на планете, кто противостоит мировым процессам глобализации. Хотя в Европе, а теперь и в России, все «открытые» рынки табака заняли транснациональные корпорации, выдавив местных производителей или подчинив их себе.

«Кто-то скажет, что это — рынок, — иронизирует Юрий Чернышев. — Но при таком рынке сверхдоходы от торговли подакцизной табачной продукцией будут уходить из Беларуси. Наша фабрика категорически против такой перспективы».

На наш взгляд, в Беларуси отдельные ведомства в последнее время начинают поддерживать мировые тенденции, направленные на пресловутую глобализацию, что дает возможность чувствовать у себя как дома ведущим мировым ТНК. И вот это — тревожно…

НЕСКОЛЬКО ЦИФР И ФАКТОВ «ПО ГОДУ»

Несмотря на объективные проблемы на табачном рынке, полностью подконтрольное государству ОАО «ГТФ «Неман» в 2014 году, как и в последние годы, показывает весьма достойные финансово-

промышленные показатели. Руководитель предприятия озвучил несколько цифр:

общий уровень ИФО — индекса физического объема производства — в 2014 году достиг 105 %;

по экспорту мы получим примерно 160 % к уровню 2013-го;

предприятие по итогам 2014 года должно войти в пятерку крупнейших налогоплательщиков страны. Есть перспективы войти в тройку. Для этого требуется некоторая поддержка Правительства;

только в Фонд развития было внесено 80 млрд руб-лей (для сравнения — в прошлом году этот показатель не превысил 60 млрд).

Ю. Чернышев отметил также, что по итогам 2014 года самой продаваемой отечественной маркой в Беларуси стала ТМ «Фэст». По словам генерального директора, «Фэст» — наиболее успешно реализуемая торговая марка и за пределами Беларуси. К тому же наши суперслимы, благодаря внедрению суперсовременных европейских линий, стали хитами продаж».

В то же время он не считает, что модернизация фаб-рики завершена. «Не прекращающиеся модернизация, обновление, развитие — именно эти процессы делают предприятие живым, современным», — подчеркивает генеральный директор ОАО «ГТФ «Неман».

КИОСКИ. РОЗНИЦА. ОПТ

Идем дальше, к всегда актуальной теме торговли. Из-за ожесточенных ограничительных мер на реализацию оте-чественной табачной продукции в белорусской рознице было инициировано создание и развитие сети киосков «ТАБАК» в Гродно и Гродненской области.

«ТНК зачастую выкупают полки в крупнейших сетевых магазинах Беларуси и диктуют свою политику, — говорит Юрий Чернышев. — Нам, госпредприятию, в этих условиях приходится иници-

ировать свои контрмеры. Одной из них стала сеть киосков «ТАБАК». Кстати, у нас там все в равных условиях, и продукция ОАО «ГТФ «Неман» не получает каких-то заведомых преференций».

Юрий Степанович констатировал, что новая сеть не ограничится в своем развитии Гродненщиной. «Заключены договоры с Минской, Могилевской, Брестской областями, — сказал он. — На очереди — Гомельщина и Витебщина. Эту стратегию нужно отработать и оценить ее потенциал в масштабах республики».

Напомним, что благодаря установленным в киосках компьютерным системам можно в режиме онлайн отслеживать и фиксировать, сколько единиц подакцизной продукции продается, допустим, в минуту по всей сети. А имеющиеся видеокамеры отваживают и у несовершеннолетних граждан, и у продавцов малейшее желание нарушать жесткий закон: «Мы не продаем сигареты гражданам младше 18 лет». Такая система торговли позволяет, с одной стороны, устанавливать предельные отпускные цены на продукцию, а с другой — увеличивать отчисления в бюджет. Конечная же цель — защита внутреннего табачного рынка и противостояние попыткам монопольных проявлений со стороны транснациональных корпораций.

Кроме того, руководство ОАО «ГТФ «Неман» большое внимание уделяет работе с оптовыми структурами. И еще одной традицией «ПРОДЭКСПО» стали встречи с дистрибуторами фабрики, подведение итогов и награждение лучших, а также планирование работы на следующий год. Так было и в нынешнем году. Судя по всему, торговля оказалась довольной и по-хорошему заинтересованной.

ОХОТА ПУЩЕ НЕВОЛИ

А теперь — поворот несколько в иную сторону. Юрий Чернышев, сам заядлый охотник, увлеченно рассказывает о буднях и достижениях принадлежащего фабрике охотхозяйства и агротуристического комплекса «Белый лось» на Логойщине.

«Мы в последнее время начали активно привлекать сюда иностранцев, — говорит он. — Не так давно к нам приезжали небедные люди из ОАЭ. И они за два дня охоты оставили столько денег, сколько в среднем до этого мы зарабатывали за два месяца. При этом «Белый лось» ведь создан для всех людей, которые любят природу, ценят хороший, активный отдых, а не только для охотников. Я это всегда подчеркиваю».

Таким образом, гродненская табачная фабрика в 2014 году стала проводником совершенно новых бизнес-идей. И идеи эти внедряются в жизнь весьма активно.

НАБЛЮДЕНИЯ ИЗ ДВОРЦА РЕСПУБЛИКИ

Как это ни грустно, но мне приходится закругляться. В начале материала было обещано рассказать, чем завершились виртуальные гонки на болиде «Формулы-1», проходившие под эгидой ОАО «ГТФ «Неман» на «ПРОДЭКСПО-2014». Как на духу скажу: это мероприятие вызвало широчайший интерес у участников и посетителей выставки, а также VIP-персон страны, практически ежедневно становившихся гостями «Продэкспо». «Ревущий стенд» за несколько дней посетили премьер-министр М. Мясникович, председатель концерна «Белгоспищепром» А. Забелло, председатель правления «Белкоопсоюза» В. Иванов, заместитель министра торговли В. Драгун, заместитель управляющего делами Президента Республики Беларусь Н. Котковец. Все они, каждый по-своему, говорили по сути о том, что как раз такие, нестандартные, яркие ходы по привлечению внимания людей нужны и белорусским выставкам, и отечественным экспонентам за пределами страны.

А люди тем временем азартно соревновались… В итоге были определены десять победителей белорусской «Формулы-1». И в последний день работы выставки, 14 ноября, ОАО «ГТФ «Неман» организовало в их честь торжественную церемонию чествования во Дворце Республики. Все это было стильно, красиво, вкусно, наконец. Атмосферу талантливо создавал лучший, пожалуй, ведущий Беларуси на сегодняшний день — Георгий Колдун.

А тройка призеров, помимо индивидуальных призов (на минуточку, ноутбука, планшета и смартфона), получила возможность ощутить себя подлинными триумфаторами настоящей «Формулы-1», как в Сочи — минимум.

В общем, как сказал один поэт:

И что положено — вручили,

И был к столу допущен всяк…

Можно напоследок сказать, что Гродненской табачной фабрике «Неман» за этот год удалось добиться многого. И выставка «ПРОДЭКСПО» данный факт удачно подсветила и подчеркнула. Во всяком случае, мы увидели все именно так.