Прогноз экспорта — один миллиард долларов

Российский экспорт молочной продукции к концу 2025 года вполне может достигнуть одного миллиарда долларов. Председатель правления «Союзмолока» и президент ГК «ЭкоНива» — крупнейшего производителя молока в России — Штефан ДЮРР сделал такое заявление, выступая на VII Летнем молочном саммите в Санкт-Петербурге в качестве эксперта.

Собственник «ЭкоНивы» поделился с участниками опытом создания и развития предприятий в регионе. Компания производит 2130 тонн молока в сутки. Такой объем позволяет удерживать первое место в России и Европе и пятое — в мире. При этом имеется 550 тыс. сельхозугодий и чуть менее 80 тыс. коров. Численность работников составляет 11 тыс. Новосибирск, Рязань, Калуга, Тюмень и Ленинградская область, где недавно открылись новые фермы, — география расположения хозяйств.

Впечатляют и темпы роста. С учетом строительства новых 15 ферм суточное производство молока достигнет 3700 тонн. И если в прошлом году получено 484 тыс. тонн, то в текущем планируется 800 тыс. тонн. А в 2020-м «ЭкоНива» войдет в число молочных компаний-миллионников. «ЭкоНива», преодолев отметку 1 млн тонн молока в год, может пойти и дальше — выйти на объем 2 млн тонн. Также могут прибавить и другие крупные российские предприятия. В то же время Штефан Дюрр считает, что нельзя допустить, чтобы топ-10 производителей владели 50 % российского рынка. Должны быть и крупные, и мелкие компании.

Отмечая плюсы и минусы разных форм производителей молока, эксперт сказал, что современные крупные хозяйства требуют внедрения новейших технологий, создания рабочих мест с достойной заработной платой. Такие предприятия могут обеспечить привлекательное социальное развитие сельской территории. В свою очередь, требуются высокий уровень организации труда и управления компанией, большие капитальные вложения, что без государственной поддержки почти невозможно.

Более мелким, традиционным производствам нужны небольшие капитальные вложения, достаточно простая организация труда, стабильное, но не современное развитие сельской территории.

Штефан Дюрр подчеркнул, что уже невозможно привлечь молодых людей в те хозяйства, которые мы считаем традиционными. Исчезают как старые фермы, так и заводы, развивается новейшая переработка.

Продуктовые санкции российским производителям молока особо ничего не дали, в отличие от переработчиков, которые получили новые возможности развиваться и положить свою продукцию на полку. Многие хорошо использовали ситуацию.

Производитель молока может получить необходимое его качество, потому что сам кормит животных. А именно качественный продукт хочет видеть потребитель. В то же время иметь два бизнеса под одной крышей — производство и переработку — непросто. Хорошо уметь одно — не значит хорошо уметь и другое, считает руководитель «ЭкоНивы», также приступившей в минувшем году к переработке.

Говоря о конкурентоспособности российского молока на международном рынке, Штефан Дюрр сравнил его себестоимость с сырьем, производимым на северо-западе Германии и в Висконсине (США).

В то же время, как полагает эксперт, российский экспорт стандартных молочных продуктов может конкурировать на международных рынках, в частности, при поставках в Китай, Юго-Восточную Азию, на Ближний Восток, в Африку. Специализированную продукцию и деликатесы можно поставлять в Западную Европу. Но надо решать задачи по логистике и имиджу. При выходе на новые рынки необходимы кооперация предприятий и поддержка государства. Ближайшие три-четыре года будут происходить «тренировка», налаживание связей и приобретение опыта. Затем экспорт станет составляющей частью экономики молочной отрасли страны. Самообеспечение России молоком, по экспертному прогнозу, возможно к 2028 году.

Источник: Produkt.by