Продукты без химии в Москве доступны только богачам

Килограмм мяса придется отдать минимум 400 рублей, а за литр молочка – до 130 рублей.

Экономисты, эксперты, политики и даже поэты неоднократно предлагали сложить гимн российскому предпринимательству (напомним, сегодня у предпринимателей профессиональный праздник), а также устанавливать памятники за героизм. «Комсомолка» против надгробных камней и канонизации при жизни. Поэтому сегодня мы расскажем бизнес-истории со счастливым продолжением в самой утопичной (по мнению многих) отрасли – сельском хозяйстве.

БЛАЖЬ СОСТОЯТЕЛЬНЫХ?

«Ковыряться в земле и батрачить на грядках» – это удел бедных. Не забрасывайте меня камнями, это стереотип не мой, а общественный. И, кажется, настало время от этого предрассудка избавиться. Ибо фермерство нынче своего рода привилегия богатых.

120 км от Москвы, дорога хорошая, окрестности стандартные – покосившиеся избы, повалившиеся заборы, шиномонтаж. Экоферма «Коновалово» смотрится в этом антураже киношной декорацией. Здесь и «Добро пожаловать» на воротах, и декоративная мельница рядом с прудом. Хозяин Александр Коновалов прекрасно вписывается своей американской улыбкой (наши люди с такой улыбкой в обществе не показываются) в эту совсем нетипичную для России картину. Недавно он выпустил книгу «Жизнь в стиле эко», в которой описывает, как отказался от успешной бизнес-карьеры, каменных джунглей Москвы и построил свой рай, который приносит сейчас хорошую прибыль.

– Когда у нас в семье появилась первая внучка, мы поняли, что жить в таких условиях дальше нельзя, – цитирует Александр первую строчку своей книги. – И мы купили эту землю и решили построить экоферму. Мы тогда не представляли себе, что это станет еще и успешным бизнесом.

Рентабельность 30% – это действительно более чем удачный бизнес.

Ни Александр, ни его жена не знали о сельском хозяйстве почти ничего. Закупили книги, начали спрашивать советы, увлеклись. Благо деньги на это были. Друзья тоже заявили, что хотят здоровой пищи. Так и появилась идея выращивать на продажу.

Александр показывает владения и рассказывает о ГМО, канцерогенах и прочих химикатах, которыми мы питаемся, и о том, как это нас убивает. И ты ему веришь. Со снисхождением скептика: мол, да, да, жить вообще вредно, а куда деваться – едим ГМО.

– Накормлю вас нашими пельменями, сами все поймете. – С этими словами Александр ведет нас в гостевое кафе.

На кухне у Коноваловых русская печка, говорит, настоящая, сделанная мастером. Бывший бизнесмен, лихо орудуя ухватом, отправляет в печь хлеб. На плите кипят пельмени. Сказать, что все вкусно, – значит промолчать…

Александр дико гордится сертификатами, которые получает его продукция. Все возможные одобрения от российских фитосанитарных органов он уже получил, теперь ждет иностранных гостей, которые проверят все по европейским экостандартам.

Это не шутка

А КТО ПОКУПАТЕЛЬ?

После обеда идем смотреть на живность. Слово «сарай» здесь применять оскорбительно, хлев – в лучшем, даже современном смысле этого слова.

…Волоокие красавицы буренки с философским видом жевали сено, уставившись в плоские мониторы телевизоров! На экране мелькали альпийские луга, в коровнике звучала приятная инструментальная музыка… Хотелось прилечь рядом.

– Это я в Швейцарии приглядел. Эффект доказан мной лично. Прослушивание музыки и просмотр картинок приносят дополнительное ведро молока в неделю.

В соседнем загоне – козочки.

– Ути какие хоро-о-ошенькие!!! – заголосил городской люд, видя маленьких ягнят. Вот он, эффект агротуризма в действии. Даже самый урбанизированный человек тянется к живому. И готов за это платить. Поэтому Коновалов построил маленький гостевой домик. Купил велосипеды и снегоходы. Разработал турмаршруты по местным полуразрушенным храмам. Водит экскурсии. Кормит всех домашним. Номера зарезервированы на месяц вперед. Вся эта чистая радость когда-то давалась нам бесплатно в виде бабушкиного домика в деревне, где многие проводили лето. Теперь же экологически чистые продукты – роскошь.

Смотрю на прайс и понимаю: такие здоровые продукты доступны очень немногим. Молоко – 120 рублей за литр, полкило сливочного масла – 400 рублей, телятина охлажденная – 350 – 800 рублей за кило.

– Кто покупает?

– Понимаю, что недешево, но чтобы обойтись без добавок, канцерогенов, удобрений – иначе не получается, – отвечает Александр. – А что может быть дороже здоровья?

Заказы Коновалову поступают по Интернету. Люди заказывают еду, средний заказ – 3500 – 5000 рублей. Дважды в неделю продукты развозят.

Коновалов говорит, что счастлив. Я ему верю. А на вопрос, зачем вам это надо, у вас же есть деньги, в конце концов, ехали бы в швейцарскую деревню и там хвосты коровам крутили, он отвечает, что без работы и Родины жить просто не может. Вот хотите – верьте, а хотите – нет, так и сказал и улыбнулся своей американской улыбкой…

Когда буренка смотрит по телевизору фильмы про альпийские луга, она дает больше молока. «МЫ ПРОСТО ЛЮБИМ ВКУСНО ПОЕСТЬ» История Коновалова и радовала и печалила одновременно. Что ж получается, фермерство в России может быть прибыльным и успешным только для очень богатых?

Но нашлись и другие примеры. В Интернете на запрос «фермерская продукция» выпало несколько ссылок. Сайт «Лавка» (lavkalavka.ru) привлек креативом исполнения и уникальностью задумки. Здесь можно заказать мидии из Краснодара, баранину из Калмыкии, перепелок из Тульской области от отца Владимира и чтобы все привезли завтра к вечеру к вам в Москву.

Борис Акимов, Александр Михайлов и Василий Пальшин – создатели этого проекта – ранее ни к сельскому хозяйству, ни к бизнесу отношения не имели. Помимо дружбы их объединяла страсть вкусно поесть. Магазины и рынки со временем перестали удовлетворять гастрономические претензии троицы. Друзья горевали. Потом решили, что нужно найти фермеров, которые будут снабжать их хорошей здоровой продукцией постоянно.

– Первый год мы разыскивали фермеров, и было ощущение, что их вообще нет, – рассказывает Борис Акимов, который в то время работал журналистом. – Сплошные посредники. Но мы своих фермеров нашли. Затем появилась идея создать интернет-ресурс для фермеров, чтобы люди могли у них напрямую покупать продукцию.

Разведав спрос на продукты, ребята интуитивно поняли, что главное теперь – это логистика. Нужно было придумать, как доставить продукты до потребителя от фермеров, находящихся по всей стране.

– У нас, например, есть фермер в Краснодарском крае, который выращивает мясных голубей и мидии, – рассказывает Борис. – Так он нам передает продукцию самолетом. Казалось бы, должно быть очень дорого. А на деле получается, что транспортные расходы в общей сложности увеличивают стоимость килограмма на 10 рублей. И продукция свежайшая. Жаль, не везде так развит авиатранспорт.

Но продукция все равно получается недешевая. Молоко от 90 до 120 рублей за литр.

И ребята объясняют почему на примере. Молоко от Нины Козловой из села Заокское Рязанской области стоит 120 рублей за литр. 60 рублей уходит фермеру на содержание трех коров и развитие хозяйства. 60 рублей получает «Лавка». Из них 40 рублей съедают транспортные расходы. 20 рублей идет на развитие проекта, а это новая версия сайта, возрождение рецептов, строительство «показательной» и образовательной фермы под Суздалем и прочее.

Фермеры приводят сравнение. Колбасные заводы покупают свиней по 50 – 80 рублей за кг, а продают продукцию по 300 – 500 рублей за кг. Таким образом, разница в цене – до 1000 процентов.

– Удешевить продукцию можно, но для этого нужно снизить затраты на логистику, – объясняет Борис. – Еще один путь – повысить предложение. Только фермерская продукция всегда будет дороже магазинной. Баранина из Калмыкии стоит дороже мяса из Австралии. Потому что там этих барашков тысячами выращивают, соответственно и корма им достаются дешевле, и транспортировать оптом выгоднее.

Проект разросся, и фермеры теперь сами находят «Лавку».

– Так фермерство может быть выгодным в нашей стране?

– Если бездумно вбухивать деньги и не продумывать ни спрос, ни логистику, то нет, – отвечает Борис. – Но наш проект можно назвать успешным. Более того, нам никто не мешал. Я имею в виду разговоры о том, что бизнесом в России заниматься крайне сложно из-за проверяющих и бюрократии. Может быть, потому, что мы об этом не думали, а просто занимались делом? Мы сталкиваемся с другой проблемой. У меня есть пример, как одна компания хотела открыть большое предприятие в одной из областей. Нужно было нанять 500 рабочих. Проанализировали, вышло, что на территории размером с Бельгию проживают 19 человек, которые пойдут работать. Полная деградация села. А если ты будешь сидеть на месте и ждать, что кто-то придет и заберет твой товар как есть, выгоды не будет. Нужно искать пути сбыта, сложно прорваться на рынки – идите в Интернет, нужно меняться и учиться пользоваться современными возможностями.

И все-таки медленно, но верно фермеры уходят во Всемирную сеть, сайтов, подобных «Лавке» или «Экоферме», становится все больше. Эти люди упорно опровергают стереотип, что бизнес в стране вести невозможно, а сельское хозяйство – убыточное и грязное занятие. Жаль, что плоды такого успешного бизнеса пока доступны лишь состоятельным людям...