Приведет ли господин Ги Маки в Минск сеть Carrefour?

«EJ:Недвижимость» и приглашенные эксперты рассуждают о перспективах выхода международных торговых операторов на белорусский рынок.

В конце августа белорусскую столицу посетил партнер иностранной компании господин Ги Маки. Руководство Мингорисполкома любезно продемонстрировало гостю, интересовавшемуся особенностями ведения бизнеса в Беларуси, торговые центры и гипермаркеты Минска, устроили экскурсию на перерабатывающие предприятия, информирует Ежедневник.

Остался ли доволен увиденным господин Ги Маки, пока что сказать наверняка вряд ли возможно. Но если ответ положительный, то следующим шагом иностранной компании, которую он представлял, должен стать поиск необходимых торговых площадей и партнеров-инвесторов.

Конечно, нам бы очень хотелось, чтобы господину Ги Маки все-таки пришлось по душе увиденное и услышанное во время пребывания в Минске. Потому что мы хотим, чтобы в Беларусь пришла французская розничная сеть Carrefour.

И не только она. Ведь белорусский рынок ритейла для большинства крупных иностранных торговых операторов по большому счету до сих пор остается terra incognita. С одной стороны, частью Европы, в которой все еще не понятно, как вести бизнес, с другой – лакомым кусочком рынка с практически неразвитой конкуренцией.

В Москве первый гипермаркет Carrefour открыли летом 2009-го. Но уже осенью ритейлер сообщил, что покидает Россию из-за отсутствия перспектив роста. Посчитает ли оператор белорусский рынок более перспективным?

Ведь для того, чтобы сеть развивалась, нужны не только экономические условия и благосостояние населения республики. Для этого необходимы приемлемые цены на землю, законодательная база и торговые объекты с приемлемыми ценами на аренду площадей в них.

– Иностранные торговые операторы предъявляют жесткие требования к характеристикам объектов, начиная от их месторасположения и заканчивая прилегающими объектами. И если компанию не устраивает предложение, существующее на том или ином рынке, она откладывает свой выход. В отношении Беларуси так и происходит на протяжении ряда лет, – констатируют эксперты аналитического отдела Группы компаний «ТВОЯ СТОЛИЦА».

«EJ:Недвижимость» попросила специалистов компании обрисовать перспективы Минска в обозримом будущем и назвать самые значительные проекты, которые могли бы в будущем изменить внешний облик столичных торговых рядов. В итоге появился своего рода список объектов, которые станут знаковыми для города в ближайшее время.

Так, в самой ближайшей перспективе это ввод таких торговых объектов, как торгово-развлекательный комплекс «Замок» (общая площадь более 90 000 кв.метров, торговая часть – 27 000 кв.метров) и многофункциональный торгово-развлекательный комплекс на проспекте Победителей напротив «Минск-Арены» (88 000/20 000 кв.метров соответственно). От себя добавим, конечно, и торгово-развлекательный комплекс автовокзала «Центральный», который должен быть открыт для посетителей до конца года.

Следующий качественный скачок торговых рядов случится при вводе в эксплуатацию многофункциональных комплексов «Магнит Минска» (120 000/33 000 кв.метров) и «Галерея Минска» (26 000 кв.метров торговых площадей) и торгово-развлекательного центра «Гулливер» (100 000/40 000 кв.метров). Это, по оценкам специалистов, перспективы 2014 года.

Кроме того, важными событиями для столичного рынка торговой недвижимости будет появление следующих объектов: ТРЦ «Тивали-Центр» (ул.Притыцкого), МФК «Автоцентр» (ул.Сырокомли – ул.Гашкевича), ТЦ «Grand Fashion Mall» (ул.Кальварийская – Тучинский пер.), ОТЦ «Славянский квартал» (пр.Победителей), ТРЦ «Preston Plaza» (ул.Тимирязева – ул.Орловская), МФК «Маяк Минска» (пр.Независимости).

От того, насколько грамотными окажутся концепции этих объектов, какими брендами, международными и местными компаниями они будут заполнены, в будущем зависит не только успех этих торговых площадок и районов, прилегающих к ним, но и всех далеко идущих планов по развитию торговых сетей в Беларуси.

При этом, подчеркивают в аналитики Группы компаний «ТВОЯ СТОЛИЦА», даже самых качественных, но одиночных торговых объектов тоже недостаточно. И, чтобы привлечь в Беларусь международных торговых операторов, необходимо иметь целую линейку объектов соответствующего уровня качества, количество которых позволит выходить на рынок целой сетью магазинов. И в этом должны быть заинтересованы, в том числе, и девелоперы торговых объектов в Минске и в Беларуси.

Поэтому скорее всего августовский визит господина Ги Маки в белорусскую столицу не был последним. Так же, как не был он и первым. Представители Carrefour в Минск приезжают с завидной регулярностью на протяжении нескольких лет, проявляя стойкий интерес, но предпочитая оставаться сторонним наблюдателем за происходящими в наших торговых рядах изменениями и оставляя вопрос о перспективности выхода на белорусский рынок лишь приятной теорией.

Комментарий по делу

Светлана ШЕВЛИК, руководитель управления маркетинга Группы компаний «А-100»:

– На сегодняшний день в Минске действительно сохраняется определенный дефицит качественных торговых площадок европейского класса, однако этот фактор является далеко не единственным препятствием для выхода на наш рынок крупных западных торговых брендов. Сегодня на белорусском рынке коммерческой недвижимости присутствуют девелоперы и застройщики, работающие на достаточно высоком уровне и способные спроектировать, построить и ввести в эксплуатацию объекты с учетом всех возможных требований зарубежных операторов. Одной из таких компаний является компания А-100; за последние годы уровень вводимых объектов стал несколько выше.

На наш взгляд, немногочисленное присутствие брендов мирового уровня на белорусском рынке связано с наличием некоторых административных барьеров, а также не совсем стабильной ситуацией в экономике. Экономические факторы сказываются и на работе местных ритейлеров – снижается уровень платежеспособного спроса, ухудшается финансовое положение субъектов хозяйствования, соответственно, корректировке подвергаются и планы по расширению сетей – многие компании занимают выжидательную позицию, у девелоперов возникают сложности с формированием оптимального пула арендаторов на крупных торговых площадках.

Если вести речь о формате торговой недвижимости, то сегодня в Минске преобладают торговые центры районного значения. Наблюдается дефицит объектов с четко сформированной концепцией и наличием профессиональной управляющей команды. Большинство объектов не имеет крупных якорных арендаторов. Именно поэтому потенциал для развития существует во всех сегментах торговой недвижимости.