«Пришло время говорить правду»

Вынесенная в заголовок статьи фраза стала рефреном многих публичных выступлений известного белорусского экономиста, члена Совета по развитию предпринимательства Ярослава РОМАНЧУКА. Нет ничего удивительного в том, что от своей стратегии Ярослав никуда не ушел, выступая на форуме «Беларусь аграрная» в марте.

Публикация выстроена на впечатлениях от доклада Ярослава Романчука (на форуме «Беларусь аграрная») «Сельское хозяйство Беларуси: коммерческий или социальный проект?», нескольких его недавних публикаций в марте, а также личного общения.

Базовые моменты

При всей своей ироничности, Ярослав Романчук, сам выходец из сельской местности, признает: работа на земле очень сложна, она заслуживает уважения и внимания. Но он предлагает посмотреть на данный процесс с точки зрения чистой экономики. И вот полученные холодные цифры его смущают…

«Так это социальный проект или коммерческий, наше сельское хозяйство? — задается вопросом аналитик. — Да, продовольственная и прочая безопасность — все чрезвычайно важно. Но при всем том президент Лукашенко все чаще задает обществу вопрос из серии: «Достижение уровней урожайности, яйценоскости, плодородности и так далее — все хорошо. Но где деньги-то от этого процесса?»

Сельское хозяйство — важнейший сектор белорусской экономики. Но оно отягощено проблемами, мучающими в итоге все общество. Впрочем, это не новость.

Вялотекущее развитие

Стоит сказать, что Ярослав не ограничивается какой-то одной проблемой, диагностируя общее заболевание.

Он по традиции подходит к вопросу предельно системно. Аналитик отмечает, что экономика страны отягощена серьезной долговой нагрузкой, и при этом «стало модой кивать на сельское хозяйство, потребляющее много финансов». Так ли это в реальности? И да, и нет. Согласно данным МВФ, в 2014 году ВВП Беларуси достиг практически 79 млрд долларов, но в 2016-м случился невероятный откат до 47,4 млрд долларов (–40 %). Что сулит этот ощутимый удар по экономике сегодня-завтра?

«Версия Совета Министров предполагает небольшой рост ВВП на период с 2018 по 2020 год, на уровне 1,2–2 %, —
отмечает Ярослав. — Но в этом сценарии не учитывается зависимость от России, от курса российского рубля.

И если с ним что-то печальное опять случится, даже столь скромные цифры покажутся нам сладкой сказкой. При этом наш внешний долг требует постоянного обслуживания и порядка 10,5 % ВВП — ежегодно. Если мы не будем смотреть правде в глаза, то окажемся в иллюзорном, а потому довольно опасном мире. Так что время сладких сиропов закончилось. Пришло время принимать горькие лекарства».

Сельскохозяйственные цифры и факты

В 2015 году сельское хозяйство Беларуси оказалось убыточным. Причем чистые убытки сельхозорганизаций составили 533,3 млрд рублей (при чистой прибыли фермерских хозяйств 477,5 млрд рублей).

В 2016-м чистая прибыль всего сельского хозяйства составила в пересчете 165 млн долларов.

Наконец, в 2017 году чистая прибыль (после того как государство взяло на себя более 700 млн долларов проблемных долгов) составила аж 384 млн долларов. «Как ни крути, вся чистая прибыль сельского хозяйства многократно меньше объема бюджетной помощи, — сетует Ярослав Романчук. — При таком объеме прибыли АПК не может обслуживать кредиты по рыночным ставкам на внутреннем рынке и… претендовать на кредиты извне».

Отдельно специалист обращает внимание на кричащую цифру 61,3 %. Это — показатель удельного веса убыточных сельхозпредприятий (без господдержки) в общем «пироге».

«Даже с учетом бюджетных трансфертов, щедрой государственной поддержки в стране только каждая пятая сельхозорганизация… устойчива. Остальные либо хронически работают в «красной» зоне убытков, либо балансируют в зоне высоких финансовых рисков с рентабельностью до 5 %», — делает выводы из имеющихся у него в наличии официальных статистических данных Ярослав Романчук.

Факторы, которые сдерживают развитие отечественной экономики

По мнению либеральных экономистов, этот список стабильно открывают налоги, но…

На сельское хозяйство Беларуси налоговая нагрузка мало влияет. «Отрасль имеет такие льготы, которые большинству секторов экономики даже не снились, — пожимает плечами Романчук. — Но вот монозависимость от российского рынка — известный и более серьезный фактор. В таких условиях полезно было бы придать Беларуси статус страны с рыночной экономикой Евросоюза.

Без данного статуса наша сельхозпродукция будет подвергаться различным мерам регулирования, тарифным и нетарифным, и бороться с этим невозможно. На мой взгляд, правительству в целом и Минсельхозпроду в частности необходимо активнее поднимать стратегические вопросы развития рыночной экономической политики. Такого рода предложения непременно найдут понимание у главы государства».

Диагнозы Романчука

Аналитик также обнародовал несколько данных из доклада МВФ, сделанного по заказу правительства Беларуси в декабре 2017 года. Вот лишь один абзац оттуда: «Доходность госпредприятий в секторе госпредприятий была в среднем в три раза меньше, чем в частном секторе. Чистая операционная прибыль госпредприятий (как отношение к инвестициям в основной капитал) была в два с половиной-три раза меньше, хотя стоимость кредитов для них в среднем меньше».

«При дальнейшем развитии такого сюжета мы обрекаем себя на стагнацию, — уверен эксперт. — При этом у нас страшная зависимость не только от российского рынка в целом, но и огромная зависимость сельского хозяйства от господдержки. Не будь последней, проблемы экономики приняли бы просто катастрофический характер».

В качестве аргумента экономист, по сути, еще раз, пусть и на новый лад, приводит две цифры из своего презентационного блока «Финансы сельского хозяйства — 2017 год»:

* чистая прибыль (с учетом колоссальной господдержки): 741 млн рублей;

* просроченная задолженность по кредитам и займам: 440 млн рублей.

«В сельском хозяйстве есть динамично развивающиеся предприятия, — констатирует он. — Но гораздо большую долю занимает балласт, который сильно портит картину.

И если с ним не работать последовательно, мы будем иметь дело с токсичными активами, которые никогда не рассосутся. Кого нужно поддерживать в таких условиях? Тех, кто обучается, развивается, модернизируется и прочее… Но поддержка убитых госпредприятий — неуважение к тем, кто умеет работать».

Частные выводы по сельскому хозяйству

На взгляд Ярослава Романчука, «пока это — не бизнес, а социальный, культурный, политический проект. Если вкладывать каждый год 1,7 миллиарда долларов и получать 300 миллионов долларов чистой прибыли, то мне лично такой подход не понятен; кстати, если Беларусь собирается вступать в ВТО, то там подобной поддержки сельскому хозяйству никто не поймет, не поддержит и не позволит».

Аналитик также подчеркивает такую мысль: стремление сельского хозяйства к валовым показателям — это мыльный пузырь, который рано или поздно лопнет. Особое недоумение у экономиста вызывает тот факт, что замечательная мясо-молочная продукция из Беларуси в России порой стоит на 50 % дешевле, чем в нашей стране.

«Это — проявление неуважения к своему потребителю и серьезная ментальная ловушка», — резюмирует он.

Молочный конфликт, требующий немедленного разрешения

Ярослав Романчук, анализируя февральско-мартовское обострение в сфере поставок белорусских молочных продуктов на российский рынок, в конце марта сделал ряд заявлений. Суть их сводится к такой максиме: «Пришло время обращать внимание всем нам, и властям — в первую очередь, на молочный конфликт, который… касается далеко не только молока».

Экономист через Совет по развитию предпринимательства, куда он входит, поставил на повестку дня Совета Министров «критически важный вопрос»: «О защите добросовестного национального производителя молочной продукции».

«Производство молочных товаров является для Беларуси тем, чем для Швейцарии производство часов, для Италии — прошутто или для Франции — шампанского, — заявляет Ярослав Романчук. — Бренд «Сделано в Беларуси» на молочной продукции — это показатель качества производства и добросовестности производителя. Формирование доброго имени производителей молочной продукции — тот долгосрочный национальный проект, в котором участвуют бизнес, государство и общество».

Но при этом аналитик обращает внимание на общеизвестный печальный факт: с начала 2018 года на сайте Россельхознадзора была опубликована целая серия информационных материалов, которые разрушают репутацию, доброе имя и бренд Беларуси как производителя молочной продукции.

«Такая информационная кампания дискредитирует доброе имя белорусских производителей в глазах российских потребителей, создает дополнительные препятствия для продвижения и продажи наших товаров в других странах», — отмечает Ярослав.

Позиция же белорусского правительства, считает эксперт, вызывает вопросы диалектического характера: «Если претензии российской стороны необоснованные, то необходимо прекратить их в правовом, судебном порядке. Если есть основания отдельные товарные партии белорусской молочной продукции или отдельных производителей считать вредными и небезопасными для потребителей, то существует ли угроза их поступления на внутренний рынок?.. В любом случае, проблема требует незамедлительных действий со стороны правительства и органов ЕАЭС».

Источник: Produkt.by