Предложение, от которого невозможно отказаться

Концерн «Белгоспищепром» предлагает импортерам заняться дистрибуцией белорусских продуктов

Угол зрения

Предложение, от которого невозможно отказаться

Концерн Белгоспищепром предлагает импортерам заняться дистрибуцией белорусских продуктов

Александр ВЛАДЫКО

В белорусской политике импортозамещения едва ли остался хоть один неиспользуемый инструмент. Импорт пытаются сокращать и кнутом, и пряником. Председатель Белгоспищепрома Иван Данченко решил остановиться на «золотой середине», избрав следующую тактику: импортные бренды должны производиться в Беларуси. Таким образом, предложение на рынке не оскудеет (в отличие от последствий, к которым приведет запрет импорта), отечественные мощности будут загружены, а умелые импортеры займутся дистрибуцией этой продукции (все равно, известно, лучше них в Беларуси никто торговать пока не научился). Именно в такой версии сформулировано предложение, которое руководство концерна недавно адресовало импортерам.

Ивана Данченко воодушевляет пример табачной отрасли. По его словам, расход валюты на закупку сырья и комплектующих для производства сигарет в Гродно в 4 раза меньше, чем пришлось бы платить за импорт готовой продукции. При этом количество марок произведенных в Беларуси сигарет растет едва ли не ежемесячно. Число импортируемых видов табачной продукции сводится к нескольким наименованиям.

— За последние годы мы построили фактически новую пищевую промышленность, — уверен председатель концерна. — Я не вижу такого направления, по которому у нас не хватает мощностей. Мы все можем делать.

Также концерн рассчитывает, что импортеры, чаще всего имеющие прямой контакт с иностранными производителями, поспособствуют их интересу к лицензионному производству в Беларуси. Проблема в том, что пока Беларусь раскрывала свои «объятия» для зарубежных инвесторов, те успели вложиться в соседние с нами рынки. Вряд ли «Дирол Кэдбери» или «Нестле» готовы строить новые производства для обеспечения белорусского рынка собственными жвачками и бульонными кубиками. Уже не первый год длится попытка заинтересовать в кондитерских мощностях гомельского «Спартака» мирового гиганта «Крафт». Хотя интерес этот заключается не столько в захвате белорусского рынка, сколько в дальнейшем экспорте продукции в Россию. Не складываются тесные отношения между Гомельским масложировым комбинатом и «Золотой семечкой» (АПГ «Юг Руси»). Вместо давно анонсированного концерном производства знаменитого масла, два субъекта сегодня и вовсе отдалились один от другого. Впрочем, Ивана Данченко пока не смущает возможность многочисленных отказов со стороны мировых производителей с громкими именами — главное сделать предложение.

Более жизнеспособным выглядит вариант с дистрибуцией импортерами белорусской продукции. Могут, конечно, заставить, но, похоже, концерн настроен миролюбиво. Иван Данченко, в отличие от многих других, реально смотрит на сегодняшний уровень знаний и умений производителей в области продаж и эффективность традиционных каналов сбыта. В частности, председатель концерна не скрывает недовольство работой оптовых баз Минторга и Белкоопсоюза.

— Если они будут работать в прежнем пассивном режиме, то мы станем еще больше отдаляться от них и делать акцент на развитии самостоятельной работы по продажам, начнем работать напрямую, — в начале августа заявил руководитель концерна.

«Напрямую» тоже не все так прямо и ровно. За последние годы, особенно благодаря развитию розничной торговли и сетей, многие поставщики и производители качественно выросли в сфере продаж и маркетинга. Хотя в целом уровень этих показателей остается пока печальным.

— Большинству наших производителей необходимо осовременится, пересмотреть свои подходы, добавить к качественному производству и качественное умение предложить свои товары рынку — призвал Иван Данченко. В таких условиях полезный опыт частных импортеров по организации продаж востребован как никогда.

Официально

На складах растут запасы алкоголя и сахара

По итогам работы за январь — июнь 2009 года организациями «Белгоспищепрома» произведено продукции промышленности и потребительских товаров на 107 и 107,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Рентабельность по концерну составляет 15,5%. Прибыль от реализации за рассматриваемые периоды выросла на 2,2%. Инвестиции в основной капитал составили 174%.

Сахарная отрасль

На складах организаций концерна находится почти два среднемесячных выпуска готовой продукции (183,4%) на сумму 487,5 млрд рублей. Основное влияние на рост запасов оказала сахарная отрасль, где запасы составляют 557,3%. По мнению руководства концерна, данный объем необходим для дальнейшей реализации на внутреннем и внешнем рынках до сентября. Хотя в этом полугодии наблюдается снижение экспорта сахара (88% к уровню прошлого года).

Кондитерская отрасль

Немного (98,4%) снизился экспорт и кондитерских изделий. С другой стороны, чуть выросли (102,5) поставки на внутренний рынок.

Ликеро-водочная и спиртовая отрасли

Производство ликеро-водочных изделий организациями концерна составило 105% к аналогичному периоду прошлого года (6210 тыс. дал). Зато остатки готовой продукции на складах с начала года выросли в 5,3 (!) раза. Вместе с запасами, которые остались в торговле, объем непроданных ликеро-водочных изделий равняется 1,3 млн дал.

Исправить ситуацию, верят в концерне, поможет давно идущая модернизация спиртовой отрасли. Недавно был осуществлен запуск цеха брагоректификации на ОСП «Костюковичский спиртзавод».

Пивобезалкогольная отрасль

Производство пива пока остается от уровня прошлого года на 10% (за 6 месяцев составило 16,6 млн дал). Входящая в состав концерна «Криница» выросла на 6,1% и в летний сезон занималась активным внедрением своего торгового оборудования.

Винодельческая отрасль

Вслед за снижением спроса на виноградные тихие вина производство этих напитков также уменьшилось до 88,8% относительно первого полугодия 2008 года. В дальнейшем производство будет только снижаться, поскольку динамика по росту запасов имеет положительный характер.

Производство игристых вин и шампанского, напротив, выросло на 6%.

Масложировая отрасль

Почти по всем категориям отрасли наблюдается рост производства (кроме растительного бутилированного масла). На порядок скоромнее цифры по поставкам этой продукции на внутренний рынок и продажам. Впрочем, пока запасы отрасли (67,1% к среднемесячному объему производства) не выглядят угрожающе.

Консервная отрасль

Рост производства плодоовощных консервов составил 111,5%, причем большинство из них упакованы уже в современную тару. В этом году в консервной промышленности было запущено 7 новых производств, 13 заводов заканчивают ввод новых мощностей. По словам руководства концерна, сегодня консервные предприятия могут полностью переработать все собираемые в Беларуси плоды и ягоды и, в частности, обеспечить потребности рынка в соке на 100%.

Экспорт

Объемы выросли, а цены упали

С начала года динамика экспорта предприятий концерна выросла с 66 до 81% относительно первого полугодия 2008 года. Ожидается, что в долларовом исчислении экспорт к концу года выйдет на прошлогодний показатель. Из-за падения цен на мировых рынках предприятия концерна за шесть месяцев потеряли порядка 20 млн долларов.

Две трети экспортных продаж приходятся на рынок РФ. При этом общее количество стран-покупателей белорусской продукции составляет уже 34. Более чем в два раза в валютном исчислении вырос экспорт в страны ЕС.

Руководство концерна озабочено эффективностью работы отделов внешнеэкономической деятельности своих производителей. По словам Ивана Данченко, в скором будущем будет проведена аттестация работников, занимающихся внешнеэкономической деятельностью.

Структура экспорта организаций «Белгоспищепрома»

Сахар — 54,4%

Молочная продукция — 8,7%

Соль пищевая — 8,7%

Кондитерские изделия — 8,6%

Семена рапса — 5,8%

Масло рапсовое — 4,5%

Солод — 1,8%

Пиво — 1,7%

Водка и ликеро-водочные изделия — 1,3%

Сухое детское питание — 1,1%

Пищевые концентраты (включая хлопья и гранулы картофельные) — 0,5%

Отходы от переработки сахарной свеклы и рапса — 0,4%

Крахмал картофельный — 0,4%

Плодоовощные консервы — 0,8%

Полиэтиленовая пленка — 0,1%

Кислоты, сивушные масла — 0,1%

Меласса — 0,2%

Оборудование — 0,2%

Саломас — 0,3%

Мыло — 0,1%

Безалкогольные напитки — 0,1%

Экспорт в разрезе иностранных государств

Российская Федерация — 63,5%

Украина — 6,8%

Латвия — 6,8%

Казахстан — 3,4%

Кыргызстан — 3,4%

Эстония — 3,1%

Литва — 2,7%

Узбекистан — 2,2%

Грузия — 2,2%

Азербайджан — 1,7%

Дания — 0,8%

США — 0,5%

Верхом на зубре

Предприятия концерна намерены преодолеть экспортные барьеры

Прошло немного времени, а зубра успели подзабыть. Напомним, что идея единого белорусского бренда была рождена два года назад и в 2008 году отдана на воспитание торговому дому «БеларусьАлко», задача которого была пробить белорусской водке дорогу на российский рынок. Пробивая стену, «БеларусьАлко» не рассчитал силы. Зубр остался сиротой. Небольшие партии произведенной продукции были проданы на внутреннем рынке.

Тем временем, число производителей, записывающихся в состав «Золотого зубра» прибывает. Теперь это уже не только водка, но и пиво с солью. Благо, что площадку для их десантирования концерн уложил знатных размеров. Зарегистрированный товарный знак «Золотой зубр» (Zolotoy zubr и Golden bison) может использоваться предприятиями концерна по классам товаров 29, 30, 32, 33 и 35. К ним относятся: овощи и фрукты консервированные, сушеные и подвергнутые тепловой обработке, желе, варенье, компоты, яйца, молоко и молочные продукты, масла и жиры пищевые, кофе, чай, какао, сахар, заменители кофе, мука и зерновые продукты, хлебобулочные изделия, кондитерские изделия, мороженое, мед, сироп из патоки, дрожжи, пекарные порошки, соль, горчица, уксус, приправы, пряности, пищевой лед, пиво, минеральные и газированные воды и прочие безалкогольные напитки, фруктовые напитки и фруктовые соки, сиропы и прочие составы для изготовления напитков, в том числе аперитивы безалкогольные, воды, коктейли безалкогольные, лимонады, сиропы для напитков, соки овощные, соки фруктовые, составы для изготовления минеральной воды, составы для изготовления напитков, алкогольные напитки, а также услуги, связанные с оптовой и розничной торговлей продовольственными товарами.

Напомним, что замысел «Зубра» заключается в том, чтобы объединив маркетинговые бюджеты и знания по их освоению, выйти на новые (или укрепиться на существующих) рынки одним отрядом. Сегодня в «Белгоспищепроме» не сомневаются в успехе кампании. В ближайшее время обещают массированную рекламную атаку на заграничных потребителей.

Что говорят:

Людмила АЛЕКСЕЕНКОВА, начальник отдела маркетинга ОАО «Криница».

«С большим пониманием и уважением отношусь к появлению новой торговой марки «Золотой зубр», под которой выпускаются различные виды продовольственных товаров. Концерна «Белгоспищепром» не ограничился лишь доведением идеи до производителей. Он реально помогает, чтобы идея могла быть реализована и претворена в жизнь.

В частности, на нашем предприятии появилось пиво «Золотой зубр». Его плотность такова, что вызывает в памяти ассоциации с великаном из пущи — грандиозность, независимость, неповторимость. Таково мнение наших технологов, с которым я склонна согласиться.

«Золотой зубр» — это грамотный и актуальный маркетинговый ход. Людям стоит напомнить, что 600 лет назад был подписан документ, присвоивший Беловежской пуще ее заповедный статус. Соответствующая продукция под таким брендом способна заинтересовать не только белорусского потребителя».

Валентина ЦЫБУЛЬСКАЯ, начальник сектора маркетинга и ВЭД РУП «Витебский ЛВЗ»

«Изначально в идею «Золотого зубра» закладывался очень правильный и полезный смысл по развитию экспорта. Не по вине производителей не все получилось так, как задумывалось изначально. Мы, например, делаем водку «Золотой зубр с перцем». Это великолепный продукт! Но сейчас он продается в небольшом объеме на внутреннем рынке.

Мы пошли дальше и планируем делать горькую настойку «Золотой зубр» с перспективой экспорта. Это, уточню, инициатива самого Витебского ЛВЗ. Конечно, правильно, что концерн нынче вновь заговорил о перспективах «Зубра» — хорошая идея до сих пор толком не реализована.

Татьяна МАТВЕЕВА, специалист по рекламе ОАО «Мозырьсоль»

Продукцию под новой торговой маркой «Золотой зубр» мы начали выпускать летом прошлого года, предварительно установив новой упаковочное оборудование. Изначально делали продукт под рынок России, но потом решили выводить его и на полки белорусских магазинов. Теперь вся наша продукция производится под маркой «Золотой зубр».

Продажи в России у нас достаточно стабильные. Не могу сказать, что под новой маркой они рванули вверх. Но новая торговая марка — однозначный шаг в сторону укрепления бренда и имиджа производителя. Да, «Золотой зубр» принадлежит концерну, но ничего страшного в этом нет. Мы вступили в ряды производителей лучшей белорусской продукции.