Потребители делают выбор в пользу натуральных продуктов. ООО "Караван"

В Москве прошел День инноваций от DSM Nutritional Products

В Беларуси компанию представляет ООО «Караван». На мероприятии был затронут широкий спектр вопросов по здоровому питанию. Чтобы познакомить белорусских специалистов с последними мировыми тенденциями и разработками компании, журнал «Продукт.BY» начинает публикацию серии статей, касающихся этой сферы. Екатерина ВЛАСОВА

О тенденциях в мире и в России в области питания рассказал президент и консультант-эксперт консалтинговой фирмы Healhy Marketing Team Петер Веннштрем. При входе на рынок товаров для здоровья и здорового образа жизни встают три типичных вопроса:

  1. Новизна бренда: как придумать и воплотить в жизнь новую и правильную идею?
  2. Направление бренда: как выбрать сегмент рынка («поле действий») в определенной категории?
  3. Спасение бренда: как управлять неудачным брендом?

И типичный первый шаг: проверка бренда на соответствие рынку товаров для здоровья: как критически оценить соответствие бренда рынку товаров для здоровья и здорового образа жизни? Эксперты фирмы Healhy Marketing Team общались с большим количеством потребителей. Что они видели в России в прошлом? Потребители осознают проблемы, но зачастую предпочитают их игнорировать. Даже если русский человек знает, что у него есть проблема со здоровьем, маловероятно, что он начнет активно искать ее решение. Заболевания — это то, что лечат, а не то, что предотвращают. Поэтому россияне решают проблему после того, как она произойдет. Что эксперты Healhy Marketing Team видели в России в 2009 году? Низкий уровень здоровья и ранняя смертность от неинфекционных заболеваний и травм. Иллюстрация ранней смертности в России по данным ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения) изображена на рис. 1 и в табл. 1.

Таблица 1. Ожидаемая продолжительность жизни и смертность взрослого населения в выбранных странах в 2000–2011 годах

Страна

Ожидаемая продолжительность жизни при рождении (2001 год)

Вероятность смерти в возрасте 15–60 лет (2000–2001 годы), мужчины, %

Вероятность смерти в возрасте 15–60 лет (2000–2001 годы), женщины, %

Российская Федерация

66

42,4

15,3

Япония

81

9,8

4,4

Франция

79

13,7

5,7

США

78

14,1

8,2

Германия

78

12,6

6,0

Великобритания

77

10,9

6,6

Дания

77

12,9

8,1

Мексика

73

18,0

10,1

Польша

70

22,8

8,8

Турция

70

21,8

12,0

Бразилия

68

25,9

13,6

Киргизская Республика

66

33,5

29,9

Источник: Мировые индикаторы развития Всемирного Банка

Повышенное артериальное давление и высокий уровень холестерина — главные факторы риска смертности в России.

Таблица 2. Вклад каждого из 10 факторов риска в смертность и индекс DALY (годы жизни, потерянные из-за преждевременной смерти и нетрудоспособности) в России в 2002 году

Ранг

Фактор риска

Доля в общей смертности, %

Ранг

Фактор риска

Доля в индексе DALY, %

1

Повышенное артериальное давление

35,5

1

Злоупотребление алкоголем

16,5

2

Высокий уровень холестерина

23,0

2

Повышенное артериальное давление

16,3

3

Табакокурение

17,1

3

Табакокурение

13,4

4

Низкое содержание овощей и фруктов в рационе

12,9

4

Высокий уровень холестерина

12,3

5

Высокий индекс массы тела

12,5

5

Высокий индекс массы тела

8,5

6

Злоупотребление алкоголем

1,9

6

Низкое содержание овощей и фруктов в рационе

7,0

7

Низкая физическая активность

9,0

7

Низкая физическая активность

4,6

8

Загрязнение воздуха в городах

1,2

8

Наркомания

2,2

9

Свинец

1,2

9

Свинец

1,1

10

Наркомания

0,9

10

Незащищенный секс

1,0

Источник: база данных о здоровье ВОЗ/ЕВРО

Какие тенденции выявила исследовательская компания Euromonitor в 2010 году? Она отметила перемены. «Ввиду растущих проблем со здоровьем многие россияне начинают серьезно задумываться о правильном питании»(Russia Now, июнь 2010). Более 50 % россиян уже пробовали питаться «органическими» (натуральными) продуктами питания (исследовательская компания Nielsen, осень 2009). «Сейчас многие потребители уже понимают, что привычка правильно питаться — важное профилактическое мероприятие: изменив рацион питания, можно улучшить свое здоровье и снизить риск развития ряда заболеваний» (исследовательская компания Euromonitor, сентябрь, 2010 года). Вывод один: в России осознается важность здоровья. По данным исследований Healhy Marketing Team, на вопрос: «Зачем питаться здоровой пищей?» было выявлено, что для 27 % россиян в 2008 году причиной № 1 выбора здорового питания было поддержание здоровья членов семьи, а причиной № 2 для 22 % населения — поддержание высокого жизненного тонуса. В 2003 году сохранение жизненной энергии было важно для 16 % россиян. Из обзора компании HealthFocus ситуации в 2008 году видно, что препятствует заботе о здоровье. У россиян есть много причин для отказа от здорового питания (табл. 3). Таблица 3. Препятствия здоровому образу жизни в России

Назовите основную причину, по которой вы не следуете здоровому образу жизни

2008 год

Здоровая пища стоит

29 %

У меня нет времени, чтобы правильно питаться или заниматься физическими упражнениями

24 %

Я знаю, что здоровье важно. Однако у меня сейчас есть дела поважнее

22 %

Я не могу разобраться, какие именно продукты полезны

19 %

Я полностью здоров, и меня не заботит мой стиль жизни

17 %

Я еще слишком молод, чтобы беспокоиться о своем здоровье

10 %

Здоровая пища невкусная

8 %

Рецессия замедлила рост рынка органических продуктов и напитков для здорового питания. Даже на рынке органических продуктов отмечено замедление роста из-за ценового фактора. На запуск международными игроками новых брендов в области здорового питания общий экономический спад повлиял даже больше, чем снижение продаж в краткосрочной перспективе. Тем не менее, эти причины не связаны с потребительскими предпочтениями.

Ситуация через 2 года — обзор компании HealthFocus в 2010 году. Причины выбора здорового питания в России. Причина № 1: поддержание высокого жизненного тонуса (22 % россиян). Осведомленность людей об обогащенных (функциональных) продуктах питания и потребление этих продуктов увеличились. Обогащенные закуски и «энергетические» напитки — самые динамичные категории. Среди молочных продуктов кефиры и йогурты с пробиотиками и пребиотиками становятся все более популярными. Отмечен рост хлебобулочных изделий с добавлением растительных волокон. Причина № 2: хорошее самочувствие. Причина № 3: поддержание здоровья членов семьи (16 %) Причины выбора здоровой пищи в России приведены в табл. 4. Таблица 4. Причины выбора здоровой пищи в России

2004 год

2008 год

2010 год

Здоровье членов семьи

29%

27%

16%

Поддержание высокого жизненного тонуса — «энергетическая подпитка»

16%

22%

21%

Профилактика заболеваний

12%

15%

10%

Хорошее самочувствие

16%

10%

23%

Текущее поддержание здоровье

10%

10%

10%

Лечение или контроль существующих заболеваний

8%

6%

5%

Улучшение внешности

3%

3%

Снижение веса

1%

1%

2%

В категории «здоровое питание» завоевывают позиции традиционные российские продукты. Потребители все чаще делают выбор в пользу натуральных, богатых питательными веществами продуктов, которые не содержат каких-либо искусственных добавок. Многие такие продукты выращивают на экологически чистых территориях. Ввиду общей тенденции к питанию «чистой и натуральной» пищей здоровые продукты из таких регионов (например, мед, орехи, молочная продукция) приобретают все большую популярность. Растущая осведомленность о здоровом образе жизни заставляет россиян изменять свой привычный рацион питания и включать продукты, содержащие ценные ингредиенты, полезные для здоровья, а также продукты с низким содержанием жиров и продукты с такими активными ингредиентами, как растительные стеролы, способствующие поддержанию здоровья сердца. Растет осведомленность о том, что про- и пребиотики, а также продукты с высоким содержанием волокон улучшают состояние пищеварительной системы. Преимущества продуктов, в которых наиболее заинтересованы российские покупатели по данным 2008 года, приведены в табл. 5. Таблица 5. Преимущества продуктов, в которых наиболее заинтересованы российские покупатели (2008 год)

Снижение чувства стресса

58 %

Повышение работоспособности

58 %

«Сжигание» жиров и калорий

57 %

Нормализация уровня холестерина

55 %

Поддержание длительной умственной работоспособности

55 %

Повышение концентрации внимания

55 %

Снижение риска рака

54 %

Улучшение настроения

52 %

Профилактика аллергических реакций

50 % (+50 %)

Длительное чувство насыщения (долго не чувствовать голод)

48 %

Нормальный сон

47 %

Нормализация сахара крови

40 %

Релаксация

36 %

Восстановление после занятий спортом

35 %

Повышение потенции/либидо

34 %

По прогнозам исследовательской компании Euromonitor, рынок большинства продуктов и напитков для здорового питания продолжит расти в 2010–2014 годах. В продолжение темы здорового питания специалисты DSM Nutritional Products рассказали об успешных концепциях здоровья — готовых решениях компании. В 2009 году на рынок было выпущено более 1000 новых продуктов, содержащих ингредиенты DSM. Было проведено более 1500 исследований рынка. DSM — это единственный поставщик с полным циклом производства. Компания предлагает чистые вещества (витамины, каротиноиды, ферменты, нутрицевтики (БАДы) и др.) и премиксы с индивидуальным составом. Компоненты стабильны, имеют высокие сроки хранения, обладают скользящими свойствами, высокой растворимостью, диспергируемостью, биодоступностью и другими свойствами. В разрезе физиологической направленности действия компания DSM обладает широким ассортиментом функциональных ингредиентов:

  1. Для укрепления и здоровья костной системы:
    1. витамин D и кальций работают вместе для строительства и укрепления костной ткани;
    2. витамин D также способствует снижению риска переломов за счет укрепления структуры мышц;
    3. полный спектр витаминов и минеральных веществ, способствующих наилучшему усвоению кальция;
    4. geniVida® сокращает приливы и стимулирует восстановление костной массы.
  2. Для укрепления иммунитета:
    1. витамин A и β-каротин;
    2. витамины группы B ;
    3. витамин С и Е;
    4. витамин D;
    5. минеральные вещества;
    6. оmega-3.
  3. Для улучшения работы сердца:
    1. ингредиенты с долгой историей клинических исследований и хорошо известных потребителям, такие, как omega-3, витамины B, D и E;
    2. потрясающие инновационные продукты, такие, как Fruitflow™ для здорового кровотока, и resVida™ для поддержания здоровья кровеносных сосудов.
  4. Для контроля веса:
    1. Fabuless® позволяет управлять весом, контролируя аппетит;
    2. чистый экстракт зеленого чая Teavigo® производства DSM является прекрасным дополнением к здоровому питанию потребителей.
    3. полный набор микронутриентов дает гарантию полноценного питания для соблюдающих диету.
  5. Для улучшения мозговой деятельности:
    1. дети нуждаются в длинноцепочечных полиненасыщенных жирных кислотах. Они обеспечивают успешный старт в жизни;
    2. дети и подростки с помощью поливитаминов могут улучшить концентрацию внимания и успеваемость в школе;
    3. фолиевая кислота и холин могут помочь беременным и кормящим женщинам обеспечить оптимальное развитие мозга своих детей получать необходимые им питательные вещества;
    4. витамины помогают улучшить умственную активность работающих;
    5. пожилые могут получить пользу от каротиноидов, лютеина и бета-каротина, а также ДГК омега-3 ПНЖК, которые показаны для поддержки здоровья мозга.
  6. «Красота изнутри»:
    1. наука определила основные составляющие питания в поддержании красоты: питательные вещества для кожи, солнцезащитные продукты, защита кожи, увлажнение, здоровье волос и ногтей;
    2. жизненно важные витамины, каротиноиды, в частности, бета-каротин, лютеин и ликопин;
    3. антиоксиданты и липиды совместно способствуют красоте кожи, волос и ногтей.

У компании DSMNutritional Products накопился большой опыт внедрения функциональных ингредиентов в различные пищевые продукты, БАДы и фармацевтические препараты. Зарегистрировано более 220 продуктов для пищевой и фармацевтической промышленности. Получены CEP сертификаты для витаминных препаратов. Компания дает консультации по статусу Health Claim в Европе, участвует в разработке технических регламентов.

Справка «Продукт.BY» Healhy Marketing Team — группа экспертов. Дает рекомендации, которые помогают брендам отвечать на меняющиеся условия рынков продуктов питания, товаров для здоровья и здорового образа жизни. Компания работает по всему миру (в 25 странах в 2009 году). Специализируется на позиционировании брендов и инновации/реновации продуктов в пищевой и фармацевтической промышленности. Является партнером консалтинговой компании HealthFocus по международному внедрению.