Польские торговые сети в ожидании нового налога

На VIII Польском потребительском форуме, посвященном развитию продовольственного рынка, торговли и дистрибуции, традиционно пытались найти лучшую формулу для максимального удовлетворения потребностей покупателей, обсуждали последние тренды в потребительском поведении и готовились к введению нового налога.

«Потребитель меняется. И насколько он меняется, достаточно посмотреть на самих себя: какими мы были 10–15 лет назад, — отметил один из участников форума. — Сегодня мы уже знаем, что можем требовать от продукта, и потому совершаем более осознанные покупки. Производитель должен, в конце концов, принять это к сведению. А тот из производителей, кто сможет не только удовлетворить нынешние потребности покупателя, но и преду-смотреть завтрашние, — станет лидером».

О том, что в Польше активно развивается smart shopping, свидетельствует растущее количество людей, использующих Интернет для получения информации о качестве продукта. Эти потребители не просто черпают информацию из сети, но и обмениваются мнениями с другими пользователями, сравнивая цены, магазины, качество.

Как отметил один из участников форума, «с точки зрения объемов продаж, могло бы сложиться мнение, что потребитель стремится совершать покупки по самым низким ценам. Но на самом деле, потребитель ищет продукт высокого качества по хорошей цене. Так что движения в сегменте самых дешевых продуктов вовсе нет, как можно было бы предположить».

Покупки по смартфону

Здоровое питание и экологические продукты — по-прежнему растущий тренд. Популярность экологических продуктов увеличивается, несмотря на более высокую цену. В обычных районах Варшавы прямо напротив обычного магазина открываются маленькие лавочки, предлагающие экологические продукты: мясо, сыр, молоко.

На форуме говорили о том, что требует расширения линейка продуктов для аллергиков, диабетиков — тех потребительских групп, которые вынуждены выбирать продукты питания со специфическими свойствами. По оценкам польских участников рынка, говорить о сформировавшихся нишах подобных продуктов пока вообще не приходится. Хотя, по сравнению с белорусским рынком, польский продовольственный рынок движется довольно активно: скажем, это уже норма — присутствие на полках безлактозного молока. В некоторых польских кафе уже начали спрашивать: с каким молоком приготовить кофе: без лактозы или вообще — с соевым?..

Представитель исследовательской компании отметила несколько трендов, которые окажут наибольшее влияние на развитие польской розничной торговли:

• здоровый образ жизни;

• интернет-покупки;

• персонализация предложения.

Кроме того, на рынок влияет растущее число пользователей смартфонов. По данным эксперта, 76 % поляков имеют доступ к Интернету, а 41 % пользуются мобильным Интернетом в смартфоне.

Как отметила эксперт, «уже совсем скоро смартфон станет важным элементом при совершении покупок и вообще всего образа жизни. Как показывают исследования, все больше потребителей ожидают от торговых сетей доступа к Wi-Fi, кассам самообслуживания и кодов QR».

Любопытным было выступление главы правления торговой сети E.LecLerc (Франция) Жана-Филиппа Магре. Он рассказал, что во Франции E.LecLerc является лидером в формате Drive: когда потребитель оформляет покупку товаров в Интернете, а потом в удобное для себя время приезжает забрать их. Господин Магре объяснил, что во Франции они активно инвестируют в Drive, поскольку это рентабельно. В Польше «бизнес должен балансировать, принимая во внимание низкую маржинальность и высокую конкуренцию».

Одной из тем форума стал вопрос о перспективах электронной торговли продовольствием. Некоторые участники выражали довольно категоричное мнение, заявляя, что продовольственная торговля никогда не перейдет в сеть на таком уровне, как торговля промышленными товарами. «Революции на продуктах питания в Интернете не сделаешь», — заявил один из участников.

Основания для такой уверенности есть. Первая причина — в логистике. Свежие продукты нужно доставлять быстро. Другая, не менее важная причина, — стандартизация продуктов питания. Одно дело решать эти вопросы в отношении промышленных товаров, другое — продуктов питания. Хотя, например, в США и Великобритании продовольственный электронный рынок растет. Набирает он обороты и в крупных польских городах. Но в любом случае, как отмечали все участники, такого движения в е-торговле, как происходит с непродовольственными товарами, в food-секторе ожидать не приходится.

Пусть поделятся

И, конечно, одной из ключевых тем форума стало обсуждение законопроекта о дополнительном налогообложении торговых предприятий и его последствий для отрасли. О необходимости введения налога заявил накануне президентских выборов кандидат от консервативной партии «Право и Справедливость» Анджей Дуда. Обоснование типично: торговые сети зарабатывают слишком много, и потому пусть поделятся. Дуда стал президентом, а в октябре парламентские выборы выиграла партия «Право и Справедливость». Так что никаких сомнений, что налог будет введен, не осталось. Более того, польские эксперты рынка розничной торговли не сомневаются, что никаких предварительных обсуждений с участниками рынка не будет.

Как отметил президент сети E.LecLerc Жан-Филипп Магре, «введение нового налога скажется на структуре всего рынка — пострадают все, поскольку никто не захочет испытывать тяжесть от нового налога в одиночку. Так что нужно ожидать инфляции».

Есть, однако, и положительные стороны. Представитель исследовательской компании предположила, что, если новый налог будет введен, то следует ожидать развития небольших магазинов, чья площадь меньше заявленных в законопроекте 250 кв. м. При том, что развитие небольших торговых предприятий — уже едва ли не один из главных трендов польского рынка розничной торговли. Как отметил один из участников форума, «в развитии небольших торговых предприятий произошла фундаментальная перемена — стерлась граница между крупными предприятиями и маленькими. Независимые маленькие магазины эффективно конкурируют с крупными торговыми сетями».

Марина Гуляева