Польские бренды придут в Беларусь?

О возможностях экономического сотрудничества Польши и Беларуси в консервной отрасли в рамках семинара «Польские пищевые продукты — торговля, переработка, инвестиции», который прошел в Минске, рассказал первый заместитель председателя концерна «Белгоспищепром» Игорь ШУСТОВ.

Не секрет, что еще в начале 2000-х консервная отрасль Беларуси находилась в упадке. После распада Советского Союза основные усилия направлялись в первую очередь на развитие высокодоходных сегментов переработки — сахарной, кондитерской, табачной отраслей. В то время как производство плодоовощной продукции было отодвинуто на второй план. В результате износ основных производственных фондов консервных предприятий составлял более 60 %. При этом в структуре продуктов переработки овощей и фруктов, представленных на рынке страны, преобладающую позицию занимал импорт. Так, в категории соки и нектары этот показатель составлял в 2006 году более 90 %, в категории помидоры и огурцы — более 60 %.

— Неудивительно, что на уровне правительства было принято решение о разработке Государственной программы развития переработки сельскохозяйственной продукции, которая непосредственным образом касалась консервной отрасли и вступила в действие в 2006 году, — отметил Игорь Шустов. — Данным документом предприятиям, занимающимся переработкой овощей и фруктов, предоставлялось право на получение поддержки за счет республиканского бюджета. Ставка в работе на пятилетку была сделана на два главных момента. Первый — техническое переоснащение предприятий. Второй акцент — импортозамещение, обеспечение собственным сырьем. Основной пик модернизации заводов пришелся на 2010–2012 годы. В 2012-м завершены все важные инвестиционные проекты и произведена оптимизация производственных мощностей.

В настоящий момент переработкой плодоовощной продукции в стране занимаются 32 организации разной формы собственности. В год они могут производить порядка 240 тысяч тонн консервированной продукции. Причем самого разнообразного ассортимента — от традиционных консервов до замороженной продукции, пюре-полуфабрикатов и концентрированных соков.

Что касается импортозамещения, то и эта задача решена успешно. Начиная с 2008 года, предприятия консервной отрасли полностью обеспечены отечественным сырьем. Речь, безусловно, идет о тех овощах и фруктах, которые растут на территории Беларуси. Бананы и апельсины, как бы ни старались наши сельхозорганизации, вырастить они не в состоянии. Сегодня в структуре переработки плодоовощной продукции около 60 % приходится на производство соков. Второе место занимают огурцы и томаты. Соки под брендом «Сделано в Беларуси» составляют примерно 78 % от всего объема этого продукта, присутствующего на рынке.

— Сырьевая зона наших консервных организаций в целом по стране превышает более 1000 гектаров. На мой взгляд, будущее консервной отрасли заключается в создании интегрированных структур. Такие объединения гарантируют производителям бесперебойную поставку сырья, а также решают вопросы со сбытом продукции, — пояснил Игорь Шустов. — Уже сегодня многие производители занимаются развитием собственных сырьевых зон. И это действительно грамотный подход, который позволит не повторить ошибок прошлого. Почему в 2004 году мы имели такой большой процент импорта яблок? Все очень просто: к тому моменту практически все наши сады выработали свой ресурс, а посадками новых никто не занимался, так как на эти цели средства не выделялись. Благодаря реализации программы за последние четыре года в стране было заложено 6,5 тысячи гектаров садов. Причем субсидии распространялись не только на государственные предприятия, но и на фермеров, которые могли их использовать как на закупку саженцев, так и на приобретение средств защиты. В результате этой целенаправленной работы в Беларуси появились молодые технологичные сады. К слову, здесь нам большую помощь оказали польские коллеги, в том числе и в селекционной работе.

При этом Игорь Шустов подчеркнул, что представители белорусской консервной отрасли заинтересованы и в дальнейшем сотрудничестве с польской стороной. Варианты таких взаимовыгодных партнерских отношений могут быть абсолютно разными: от элементарной закупки сырья до сотрудничества по совместному производству какого-то вида продукции с использованием известных польских брендов, пользующихся популярностью и ценящихся на рынках ЕС и России. Наконец, более глобальные проекты — вхождение на рынок Беларуси с инвестиционными проектами, которые могут подразумевать как организацию совместных производств, так и создание предприятий со 100-процентным иностранным капиталом.

Посольство Республики Польша в Республике Беларусь было инициатором и координатором так называемого живого стенда на «ПРОДЭКСПО-2015» (Минск) «Осень в польских садах и огородах», в рамках которого были представлены собранные в польских садах и огородах фрукты и овощи. В выставке участвовали группы производителей фруктов и овощей Wilga Fruit и Grupa Konary.

Кроме того, в рамках «ПРОДЭКСПО-2015» прошел семинар, посвященный производству фруктов и овощей в Польше и Евросоюзе, а также Беларуси и Евразийском экономическом союзе в 2015 году, состоялась презентация англоязычного издания книги Элизы Моравской «About Polish Apples».