Вы здесь

Полгода, которые определенно пошли в плюс

Алексей БОГДАНОВ
Начальник главного управления ВЭД Минсельхозпрода

Начнем этот, во многом традиционный, обзор с официальной новости. По данным на 1 августа, рентабельность экспортных продаж белорусской сельскохозяйственной в целом и пищевой продукции в частности была как никогда высока. По сравнению с летом прошлого года многие структурные показатели (рентабельность в первую очередь) увеличились в разы.

Итоги работы «по экспорту» за первое полугодие 2016 года на продовольственном рынке страны мы подводим с начальником Главного управления ВЭД Минсельхозпрода Алексеем БОГДАНОВЫМ.

Первый факт, который следовало бы отметить, таков. В целом по итогам первых шести месяцев сложилась весьма привлекательная картина — практически по всем направлениям деятельности организаций Минсельхозпрода. Росли объемы поставок. И если новостью про успехи в деле роста экспорта белорусской молочной продукции (110,7 % к уровню прошлого года) уже никого особо не «зацепишь», то рост поставок мяса за пределы страны специалистов приятно удивил.

Мясной прорыв

Так вот, по мясопродуктам общий рост поставок организациями Минсельхозпрода к уровню прошлого года составил 103,4 %. Можно говорить об увеличении поставок свинины (!!!), мяса птицы, разнообразных изделий из мясного сырья. Особо стоит отметить объем поставок с высокой добавленной стоимостью — колбасных изделий и готовой консервированной продукции (171,8 и 132,3 % соответственно).

«Наши товаропроизводители реализуют задачу, которая перед ними ставилась в последние годы — увеличивать глубину переработки, загружать максимально перерабатывающие мощности в Беларуси и поставлять готовую продукцию прямо на полки магазинов за пределами страны», — отметил эксперт нашего издания.

Плюсы такой стратегии известны. Перечислим лишь важнейшие:

  • добавленная стоимость остается в Беларуси;
  • растет число рабочих мест;
  • осуществляется продвижение белорусских предприятий и продуктов за счет брендинга. Качественный товар под ТМ «Сделано в Беларуси», который продается за пределами страны, дает плюс не только в экономическом, но и в политическом плане.

Никто, разумеется, не отменяет торговлю полутушами и тушами — это тоже весьма приличная статья экспорта. Другой вопрос, что такая стратегия позволяет уже зарубежным переработчикам осуществлять глубокую переработку сырья и под своим товарным знаком поставлять товар конечному потребителю.

«В целом Республика Беларусь увеличивает объемы поставок мясных товаров, — удовлетворенно констатирует Алексей Богданов. — На эту и многие иные темы мы планируем предметно поговорить на Экспортном форуме «Беларусь мясная» в конце октября текущего года».

Молочная отрасль —  под знаком запланированной стабильности

Как уже было сказано выше, отечественная «молочка» продемонстрировала традиционный рост. Минусом, и то весьма относительным, стало снижение объемов поставок СОМ к уровню прошлого года.

«Это происходит в рамках договоренностей с Российской Федерацией об объемах поставок в нынешнем году, — сообщили нам в министерстве. — Россия планово осуществляет интервенцию на рынке сухого молока летом нынешнего года. И при подписании прогнозных балансов на поставку мясо-молочной продукции из Беларуси в Россию между Минсельхозом и Минсельхозпродом в 2016 году данный фактор учитывался».

Как бы там ни было, объемы поставок СОМ к уровню прошлого года снизились, дав 88 %. В то же время освободившиеся потоки молока были перенаправлены на производство востребованной за пределами Беларуси цельномолочной продукции и сыров. Достаточно сказать, что экспорт сыров и творога «сплюсовал» к уровню прошлого года на уровне 125,6 %, кефира — 126,9 %, сметаны — 121,1 %…

Яркая особенность нынешнего года — серьезный дефицит на рынке сливочного масла, причем во всем мире. Нет ничего удивительного в том, что товарный дефицит данного продукта в Беларуси присутствовал, но только в сфере экспортных поставок. Скажем, по состоянию на 1 июля в Республике Беларусь не хватало 500 тонн масла «на экспорт». Все отечественные предприятия, занятые выпуском этого вида цельномолочной продукции, были «законтрактованы», часть контрактов оказалась «проавансирована».

Ситуация без прикрас

В Минсельхозпроде констатируют: если брать за основу поставки в натуральном выражении, то темпы «ростов и приростов» находятся на высоком уровне. Но вот в деньгах картина получается не такая радужная, повторяя тенденции 2015 года. Если говорить предметно, то:

  1. в долларовом эквиваленте цены практически на все виды продуктов упали, в том числе на основном направлении работы — в России;
  2. в Российской Федерации снижалась покупательская способность населения;
  3. у наших соседей и основных бизнес-партнеров валюта была крайне нестабильна.

Именно эти три фактора создавали и создают головную боль белорусским поставщикам и производителям, работающим на внешних рынках. Как бы там ни было, но во второй половине 2016-го запланировано добавить «в деньгах», чтобы выйти на запланированный объем экспортной выручки по итогам года.

Финансы и красивые романсы

Если говорить предметно, то к уровню прошлого года предприятия Минсельхозпрода (подчеркнем, в долларовом эквиваленте) получили в деньгах лишь 94,6 %. Зато в российских рублях цены по сравнению с прошлым годом оказались существенно выше. Ну а в долларах по мясопродуктам цены были в среднем ниже на 18 %, по «молочке» — на 11 %. Тем не менее постепенно ситуация выправляется. Можно напомнить, что в прошлом году диспаритет цен по мясопродуктам достигал 30 %, по молочной продукции — 40 %.

«Есть основания полагать, что к концу года экспортные цены по основным товарным позициям выйдут на запланированные показатели», — констатируют в Минсельхозпроде.

При этом ситуация зависит от состояния российского рубля, находящегося в прямой зависимости от цен на нефть. Белое и черное золото на этом участке весьма серьезно соприкасаются и влияют друг на друга.

Подводя итог теме финансов, Алексей Богданов заявил: «Наши ведомства и предприятия работают гораздо лучше и успешнее в текущем году. Благодаря этому, к примеру, удалось заработать больше на 80 млн долларов к уровню прошлого года. Если бы не было дополнительных объемов поставок разнообразной продукции, нам не пришлось бы не то что говорить, а просто мечтать о дополнительной валютной выручке».

Скажем прописную, в общем-то, истину. Привязка к рынку России и только к нему чревата объективными проблемами, про которые достаточно было сказано выше. И в связи с этим фактором особое внимание в текущем году будет опять-таки уделяться работе на других, наиболее перспективных и денежных рынках. Уже сейчас можно попробовать проанализировать направления «главных ударов», оценить некоторые показатели работы на внероссийских рынках.

Диверсификация экспорта

Ситуация на данном направлении оценивается в Минсельхозпроде достаточно позитивно. Если в прошлом году за первое полугодие мы поставили продукцию в 49 стран мира, то в нынешнем — уже в 51 страну. Лидерами поставок стали Вьетнам, Израиль, Индия. Начались поставки в Иран. В Пакистане закрепился «Беллакт». На эту страну у Беларуси серьезные планы. Речь идет о существенном расширении товарной линейки. Реализации планов пока мешает позиция пакистанской стороны, но этот вопрос постепенно решается.

Кроме того, первое полугодие 2016 года примечательно началом поставок белорусской продукции в Таиланд и Тайвань, Турцию. Отдельная тема — Япония. В эту страну в 2016-м осуществлены первые поставки желатина на 50,7 тыс. долларов. Стоит говорить о практических результатах работы с японскими партнерами на специализированных выставках «Фудэкс Джапан-2016» и «Белагро-2016».

Напомним также, что недавно была создана японо-белорусская ассоциация по развитию торгового и промышленного сотрудничества. О важности японского рынка, его масштабах и платежеспособности потенциальных партнеров говорить много не приходится.

Политика и экономика — едины больше, чем народ и партия когда-то…

Когда мы готовили эту публикацию, в Беларуси с визитом побывала делегация китайской провинции Цзянсу. В частности, прошли переговоры в Минсельхозпроде. Можно говорить о том, что меморандум о сотрудничестве с этим регионом будет подписан в ближайшее время. На данном факте есть смысл остановиться чуть подробнее, и вот почему.

Цзянсу обладает самой большой плотностью населения в КНР. В провинции живет 80 млн человек, при том что площадь ее территории в два раза меньше Беларуси. Деловые круги и руководство этого региона заинтересованы в поставках белоруской мясной и молочной продукции.

Осенью запланирован визит Президента Беларуси в КНР. Предполагается, что в его ходе будет подписано соглашение, позволяющее начать работать нашей стране более углубленно именно с регионами Китая (речь идет в частности о проведении бизнес-форумов, тематических конференций, рабочих групп). Можно говорить о создании механизма, способного серьезно подтолкнуть контакты белорусского и китайского бизнеса, вывести на новый уровень инвестиционную политику.

На такой позитивной ноте всегда приятно ставить точку. Хотя у нас получилось многоточие. 

P. S. Когда номер готовился к печати, стало известно, что Россельхознадзор ввел очередные «временные ограничения» на поставку продукции с трех молочных заводов Беларуси. Под запрет попали «Беллакт», Рогачевский молочно-консервный комбинат, Калинковичский молочный комбинат. Претензии касались оформления ими деклараций соответствия на сухое молоко.

Данная новость лишь подтверждает слова Алексея Богданова о необходимости диверсификации экспорта для всех белорусских предприятий, рассчитывающих на стабильную, прибыльную работу на внешних рынках. Попытки «отсидеться сугубо в российских окопах» все чаще разбиваются о жестокую экономическую реальность. Внешнеэкономическая стратегия Минсельхозпрода сегодня вкратце выглядит следующим образом: «Необходимо выходить на премиальные рынки со своей брендированной продукцией. При этом каждое предприятие должно иметь стратегию диверсификации внешних поставок».

«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 390-65-55
+375 (17) 390-67-77
+375 (17) 396-53-21
+375 (17) 396-53-22

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.