Под небом голубым есть агрогородки

Инвестировать в птицепереработку — стоящее дело. На сегодняшний день мясо птицы пользуется высоким покупательским спросом. Поэтому многие крупные птицефабрики строят планы по увеличению своих мощностей. Реализуемый проект на небольшой Медновской птицефабрике в Брестском районе имеет свои особенности, о которых рассказала ее директор Татьяна ЛЕШИК. Наталья ЩЕЛКУНОВА

В 2010 году проект строительства убойного цеха был включен в Программу развития птицеводства, рассчитанную на 2011–2015 гг. Планировалось довести производство мяса до 10 тыс. тонн. Это реально, потому что площадь, которую занимает птицефабрика, позволяет построить и новые птичники, и производственные цеха. ОАО «Птицефабрика Медновская» — предприятие многоотраслевое, есть и ферма крупного рогатого скота, и рыбхоз, и пчеловодство, и около 2 га пахотных земель. Однако 70 % производства занимает птицефабрика. В 2011 году, завершившем четвертый десяток работы птицефабрики, было получено 2,8 тыс. тонн мяса. Чтобы выйти на планируемые объемы производства этого продукта, необходимо построить новый убойный цех. На таком решении настояли наблюдательный совет и коллектив акционерного общества. А до этого решался вопрос: быть или не быть.

Конечно, можно было легко закрыть фабрику. Но это было бы крайне неразумно, потому что в самом агрогородке Медно проживает 1 тысяча человек и соседней Знаменке — еще 2 тысячи. Люди активно приобретают участки и строят жилье. Близость к Бресту (27 км), знаменитому озеру Белое, что в 7 км, и отнесение территории к биосферному заповеднику — все это положительные факторы. Есть школы, больница. В пятистах метрах от Знаменки проходит железная дорога. Рядом — Польша и Украина. Люди убеждаются, что жить здесь можно не хуже, чем в городе. В рамках Программы развития и возрождения села молодые семьи получили возведенные дома. В республике имеются птицефабрики, построенные в поле: людей приходится возить на работу из города. Здесь же есть кому работать. Рабочую силу надо удержать, а для этого необходимо развивать производство.

Имеющийся убойный цех настолько устарел, что в нем ветслужба категорически запрещает работать. Возить птицу на убой, как рекомендуют в обл­исполкоме, на фабрики «Дружба» и «Комаровка» — это дорогостоящее удовольствие. Судите сами: нужно отдать фуру мяса за пять убоев, не считая затрат на провоз. К тому же птица при этом снижает вес, и более того, во время транспортирования она погибает. Да и не всегда партнеры готовы принять, ведь у них свои объемы. Образно говоря, убойный цех для птицефабрики, как печь для хлебопекарни. Важно, что на птицефабрике налажен законченный цикл по выращиванию бройлеров. Все очень хорошо продумано: есть свой инкубатор и родительское стадо. Понимая, что окупаемость убойного цеха займет много лет, руководством птицефабрики принято решение о строительстве современных птичников клеточного содержания. Введены в эксплуатацию два птичника. Это позволило сократить расход кормов. Рентабельность содержания птицы составила 30 %. К сожалению, сложности с финансированием строительства птичников привели к тому, что они были введены с опозданием на полгода. В результате получили меньше мяса, и фабрика не вписалась в сроки погашения кредитов.

Сейчас в 15 птичниках содержится до 250 тыс. голов. Для загрузки мощностей возводимого убойного цеха нужно строить еще пять птичников на 300 тыс. голов. На такие планы нужны соответствующие финансы, которых пока нет. Сейчас фабрика оказалась в сложной ситуации, которая с каждым днем усугубляется.

Иностранный банк предоставил связанный кредит в размере 5 млн евро на приобретение убойной линии германской фирмы EMF с материалами. Расчет был верный: птицефабрика надеялась на получение кредита на строительство под 3 %. Но прошлогодний кризис на финансовом рынке внес свои коррективы. Не успели открыть кредитную линию. А сегодняшние проценты оказались непосильными. К тому же дорожают корма, вакцины. Птицефабрика только начинает развитие, можно сказать, реанимируется. В настоящее время налажен сбыт продукции по Минску, Брестской и Минской областям. Хотя есть спрос и на внешнем рынке, туда пока путь закрыт из-за ненадлежащего убойного цеха. Отсутствие большой масштабности производства не позволяет фабрике получать высокую прибыль, чтобы самим одолеть проблемы финансирования.

Пока предприятие рентабельно. Но уже с апреля текущего года, когда начались выплаты по кредиту, рентабельность снизилась с 7,7 % до 4,4 %. Птицефабрике грех жаловаться на власть. Чем могут — помогают. Но взять новый кредит проблематично, пока не рассчитались за предыдущий. А влезть в долговую яму и государство не позволит, и предприятию не хочется. Между тем стройку уже остановить невозможно. Выведены стены из сэндвич-панелей, смонтированы металлоконструкции. Идет заливка полов. Объект включен в перечень важнейших инвестпроектов. Срок ввода — в октябре 2012 года. Топтаться на месте уже нельзя, нужны решительные действия. Объект просто необходим агрогородку. За него болеют душой действующие специалисты предприятия и ждут ввода объекта новые кадры.

Заместитель директора Иван Прокопук проработал на птицефабрике 22 года. Он помогает со стройкой и решает все производственные вопросы. Главный технолог Светлана Шкляник — опытный специалист. Работая на птицефабрике более 30 лет, она приобрела ценный опыт и теперь знает все тонкости своей профессии. Новый цех даст работу инженерам, потребуются юристы, так как предприятие рассчитывает на расширение торговли, в том числе с выходом на зарубежные рынки. Будет восстанавливаться собственная торговая сеть. Александр Козел, прораб УЧСП «Алвора-Бел»:

— Германская фирма EMF поставила по контракту оборудование, стройматериалы, металлоконструкции с очень хорошими чертежами. Работать можно, но все упирается в финансирование, тянущее ворох проблем. Ведь бетон и железобетон надо покупать. Мы задолжали бетонному узлу. Проектировщики недополучают денег, чтобы рассчитаться с экспертизой. Субподрядчики начинают делать полы — с ними тоже нужно расплатиться. Сегодня в стране стройки приостановились. Ни у кого нет лишних денег. На 1 августа задолженность по этому объекту нашей фирме составила 1,8 млрд рублей. У нас за плечами много производственных и спортивно-оздоровительных объектов, но с такими трудностями финансирования столкнулись впервые. На объекте строительства убойного цеха мы работаем с 5 сентября 2011 года. При нормальном финансировании это здание уже было бы сдано.

Геннадий Лосев, директор ИП ООО «ЕМФ-ЛГ»: — Медновская птицефабрика — развивающееся предприятие. Средства ограничены, поэтому и принято решение не автоматическую линию ставить, а начинать с ручного потрошения. Мы гарантируем, что это оборудование способно работать. Фабрике предстоит нарастить мощности посадки птицы. И только потом можно ставить вопрос о переводе этой линии на автоматическое потрошение. Аппетит приходит во время еды. По такому пути идут многие птицефабрики.

Следующий этап развития фабрики предполагает строительство цеха глубокой переработки. Вся рентабельность и прибыльность птицы «сидит» не в тушке, а в продуктах переработки. Стоимость такого цеха гораздо меньше, но будет он намного прибыльнее. Если придерживаться этой схемы, то проекты окупятся. С вводом убойного цеха будет создано 20 рабочих мест. Комплект здания поставлен вместе с локальными очистными сооружениями, которые будут выполнять первичную обработку промышленных стоков до 70–80-процентной степени очистки, что позволит сбрасывать их на поля фильтрации.

Самое главное в реализации проектов на Медновской птицефабрике — занятость населения. Придут технологии высокого уровня: высокоточная механика, современные компьютерные системы управления. К фабрике проведут газ, все необходимые коммуникации. Естественно, это окажет благоприятное влияние на развитие агрогородков.