Почему зарубежные овощи «прижимают» отечественные.

Покупать хочется свое.

А магазины предлагают китайский чеснок, «фарфоровую» морковь и блестящие яблоки. Почему так получается при стабильном спросе на белорусскую свеклу и картошку?

— Мы почувствовали серьезную конкуренцию, когда вошли в ЕвразЭС: рынки стали прозрачными. А после вступления России во Всемирную торговую организацию, к нам валом пошла зарубежная продукция, в том числе китайская, — объясняет генеральный директор Гомельской областной ассоциации производителей плодоовощной продукции Валерий Попков.

Кризис в сфере овощеводства начался в 2011 году. Тогда резко в цене поднялись семена, средства химической защиты, комплектующие, энергоносители, топливо — все привязанное к доллару. При этом снизилась рыночная стоимость самих овощей. А потенциальные покупатели ушли на свои огороды. В тот год дачники закупили в три раза больше семян, чем обычно. Ситуация повторилась и в следующем году. И сейчас тенденция сохраняется. Нашим сельхозпред­приятиям все сложнее соперничать с зарубежными. Последние отличаются высокотехнологичным производством. Валерий Афанасьевич считает, что в такой ситуации овощеводству нужна серьезная господдержка:

— Выход — в техническом переоснащении отрасли. А ведь у нас мало что изменилось с советских времен. Овощи по-прежнему убираются, загружаются, сортируются и фасуются вручную. Капуста полностью, свекла — наполовину. Брокколи разбирается на соцветия, в то время как есть техника, которая с этим может легко справиться. Если доверимся машинам, на треть снизим себестоимость продукции. Сложности есть с приемкой урожая, его хранением, переработкой и фасовкой.

Осовремениться отрасли поможет промышленная переработка. В странах ЕС, США и Японии только десять процентов овощей продается в сыром виде, остальное — в виде полуфабрикатов. У нас наоборот — перерабатывается только три процента. Но речь не только о консервации. Востребованы продукты, которые доставляют хозяйкам меньше хлопот — чистые, порезанные, замороженные, в вакуумной упаковке и даже вареные.

Аграрии сетуют…

В области почти вдвое сократили посевные площади под овощи. Причины в перепроизводстве и трудностях со сбытом на местном рынке и за рубежом. До этого в регионе работало около сотни хозяйств, а после оптимизации осталось семь, но крупных. На объем это не повлияло, зато снизились производственные затраты. Аграрии делают ставку на выращивании прибыльных культур: сладкой кукурузы, горошка, фасоли, а также огурцов и томатов в открытом грунте.

Гомельщина наполовину обеспечивает страну горошком, на 80% — луком и на 100% — спаржевой фасолью. Доля наших овощей в масштабе республики — треть. Хотя ее потребности не закрываются. Кукурузы белорусам нужно 17 миллионов условных банок, а наша область (кстати, единственная) производит четыре миллиона. Между тем, по сравнению с другими регионами мы меньше экспортируем овощей. А закупаем в основном кукурузу, огурцы, томаты и чеснок.

Две трети овощехранилищ с микроклиматом не оборудованы технологиями приемки и подготовки овощей. Все делают люди. В КСУП «Светлогорская овощная фабрика» и «Брилево» в перспективе появятся овощехранилища с механизированной приемкой, загрузкой, выгрузкой и сортировкой. Но как скоро их построят, зависит от финансирования. Госпрограмма по поддержке овощеводства, картофелеводства и плодоводства пересматривалась уже несколько раз. В ней говорится о приобретении техники и строительстве хранилищ, но ничего не сказано о развитии промышленной переработки.

Аграрии сетуют, что раньше они занимались только выращиванием овощей. А сегодня их нужно сохранить, транспортировать и продать. В КСУП «Брилево» рассказали, что в советские времена рентабельность овощей из открытого грунта составляла 90%, а сегодня — 20%. А выращенные в защищенном грунте дают всего 2%. Между тем, свежая, консервированная и замороженная продукция сельхозпредприятия пользуется спросом в любое время года. Даже в мороз люди стоят на улице в очереди в брилевский магазинчик на Центральном рынке. Несмотря на такой спрос, в области всего семь специализированных торговых точек. Для сравнения: в советские времена их в только в Гомеле было больше сорока.

Фермерские хозяйства в основном выращивают овощи на экспорт. Если они переключатся на свой рынок, госпредприятиям станет сложнее из-за внутренней конкуренции. Между тем, Россия, куда они поставляют свой урожай, в последнее десятилетие успешно развивает сельское хозяйство. Там оно все в частных руках. По производству птицы наши соседи первые в мире, свинины — вторые. Также они в лидерах по закупке племенного скота. Ускоряются и в овощеводстве — строят огромные тепличные комбинаты. Государство стимулирует отрасль субсидиями и тарифами на теплоносители со скидкой в 50%.

Валерий Попков считает, что в первую очередь нам надо работать на свой рынок, снижать стоимость продукции без экономического ущерба для производителя. Это будет выгодно и покупателям, которые пока еще хотят покупать отечественные овощи.

Источник: gp.by