Вы здесь

Почему падает потребление молока белорусами?

07.06.2010

В РБ постоянно растет производство молока на душу населения.

В 2009 году оно составило порядка 680 кг на человека.

Правда, по показателю потребления в 2008 году было 235 кг на человека, а в 2009 году всего 209 кг. Такие данные в прямом эфире TUT.BY привел и.о. директора Союза предприятий молочной отрасли Беларуси Александр Кандрашов.

Что представляет собой белорусский молочный рынок сегодня?

Белорусский молочный рынок экспортоориентированный: по производству молока мы занимаем первое место в мире. Но мы также входим в то небольшое количество стран, которое имеет на сегодня излишки молока, которые можно эффективно продавать на внешние рынки.

Самой известной страной, которая имеет излишки молочной продукции, является Новая Зеландия. Она экспортирует до 90% своей продукции, в том числе и один из самых высокомаржинальных продуктов, который идет сегодня на экспорт, – сыр. У нас эта отрасль сейчас направлена на увеличение производства. Мы также входим в число стран, где сыр является одним из наиболее продаваемых продуктов и экспортообразующим товаром.

Можно ли сказать, что белорусы начали потреблять больше молока и молочных продуктов в последние годы?

Как ни странно, нет. Это очень большая проблема сегодня для всей молочной отрасли, для нашего населения и будущего поколения. Это проблема всемирная.

С чем это может быть связано?

Скорее всего, это связано с тем, что идет переориентирование структуры потребления молодого поколения. Для того чтобы переформировать структуру, нужно довольно продолжительное время и хорошие финансовые вложения. Яркий пример – Америка, которая является лидером по производству молока. Она разработала систему, которая всем известна – "Got milk". В ней принимают участие практически все звезды шоу-бизнеса. Они пьют молоко, показывают, что молоко – это полезно, здорово, модно, популярно. И в самом деле, эта рекламная кампания начала давать свои результаты, в частности среди молодого поколения.

Мы своими силами пытались разрабатывать такую рекламную кампанию в прошлом году, однако исходя из того, каким бюджетом мы сейчас располагаем, наши затраты минимальны. Ключевым ежегодным событием является День молока. Это годовое событие, которое мы хотим сделать популярным, имиджевым, модным, привлекать туда не только родителей и их детей, но и молодых людей, чтобы они видели, что нужно менять структуру своего питания, иначе мы теряем внутренний рынок.

Производство молока на душу населения постоянно растет, и в 2009 году составило порядка 680 кг на человека. По показателю потребления в 2008 году было 235 кг на человека, а в 2009 году уже 209 кг. Это тревожные факты, ведь медицинская норма потребления для улучшения здоровья, для нормального функционирования организма составляет порядка 350 кг на человека. Европа потребляет и того больше – около 370 кг. Поэтому в Евросоюзе нет такой проблемы – отдавать продукцию на экспорт: они ее очень много потребляют у себя. Мы же этот момент немного начали отпускать.

Может быть, это как-то связано с тем, что мы как раз и ориентируемся на экспорт? Может быть, поэтому мы стали терять внутренний рынок? Готовы ли мы поддерживать на высоком уровне потребление молока в Беларуси?

Я надеюсь, что предприятия и Министерство сельского хозяйства поддержат нашу организацию. Власти поддержат наше намерение увеличить это потребление, и, возможно, мы будем обращаться с просьбой о выделении средств за счет бюджета. Частично мы готовы пожертвовать своими средствами, чтобы увеличить потребление молока, потому что если дальше ситуация будет развиваться таким образом, мы потеряем свой рынок и будем зависимы от внешних стран.

Существует ли рейтинг предприятий по объему выпуска продукции?

Безусловно. В частности, я могу привести рейтинг по основному товару – сырам, где первое место занимает Березовский сыродельный комбинат. Очень стремительно вырвался в лидеры за счет присоединения и модернизации сыродельных заводов и "Савушкин продукт", гродненский "Молочный мир", Щучин, Кобрин, Пружаны, "Бабушкина крынка", "Беловежские сыры". Все это известные продукты и на внутреннем, и на внешнем рынках.

Какие проблемы беспокоят молочную отрасль?

В любом бизнесе не бывает гладко, а учитывая наше географическое положение, устойчивое экономическое развитие и внешние связи с Российской Федерацией, то молоко у нас – это у нас ахиллесова пята, которую всегда можно использовать при каких-то неблагоприятных обстоятельствах.

В прошлом году постановлением Совмина была создана "Мясомолочная компания". Целью этой компании является продвижение товара на внешние рынки, именно в страны дальнего зарубежья – Алжир, Ливан, Китай, Саудовскую Аравию, арабские страны, Южную Америку. Весь мир на эти страны смотрит, широко открыв глаза. Если мы научим китайцев пить молоко – а они уже постепенно привыкают, уровень потребления стремительно растет, – это будет широчайший объем рынка. А учитывая их географические условия, они никогда не смогут произвести столько молока, сколько готовы выпить. Это наша перспектива, мы ее сейчас выращиваем, и некоторые поставки туда идут уже сейчас.

Возможно, эти цены не соответствуют российскому рынку. На российском рынке цены, безусловно, выше – и вся продукция идет туда, предприятия не хотят активно работать с внешним рынком. С ними сложнее работать: нужен хороший отдел ВЭД, нужны какие-то связи, ведь есть языковые барьеры, географические барьеры, нужно продумать логистику, организовать сложный комплекс за меньшую маржу. Зачем? Проще продать в Россию с хорошей маржинальностью.

Так может быть, есть смысл повысить для них закупочную цену на молоко?

Тогда еще меньше прибыль получится. У нас цена не такая уж и низкая. У нас на сегодняшний день производство молока рентабельно, хоть не у всех предприятий. Здесь есть над чем работать. В целом мы не так уж и плохо выглядим на фоне мира по ценам на молоко, наши цены довольно приближены к европейским ценам, ценам Новой Зеландии и США. Однако здесь самый главный упор можно сделать на сырье: у них базисное содержание жира 4,2% , а белка 3,8% против нашего 3,6% и белка 3,2%. У них молоко чище, гораздо меньшее количество бактерий, оно жирнее, содержит больше белка, более качественное.

Вы так хорошо рассказываете, как будто все так хорошо и замечательно.

В Европе – да. У нас над этим еще нужно работать. Те средства, которые были вложены в производство молока, заложенные прогнозные показатели выполняются, хотя нужно отметить, что в летнее время немножко они снизились. Но это отклонение произошло и во всем мире: в связи с климатическими изменениями, засухой во всем мире снизилось производство молока. И цены в этом году немножко повыше, поэтому мы тоже чувствуем себя немножко получше: никаких "молочных войн" практически нет, продукция продается. Единственное, что была договоренность между министерствами России и Беларуси о непоставках сухого молока, чтобы поддержать своих производителей молока и не опускать их цену в летний период. Что касается повышения цены, то тут нужно очень осторожно подходить к вопросу, потому что летом ни одна страна в мире никогда не повышала цен. Как сказалась "молочная война" на молочной отрасли? Уже год прошел. О каких результатах можно говорить?

Я думаю, результаты все видели, извлекли для себя уроки и начали диверсифицировать свои рынки. Есть такая старая добрая английская пословица: "Не храни все яйца в одной корзине". Поэтому и мы потихоньку начали осваивать новые рынки, куда-то пробиваться, ведь главное – закрепиться, показать, что твоя продукция – хорошая и качественная.

В частности, мы недавно встречались с председателем "Молочного союза" Казахстана, с которым скоро будем сотрудничать. Возможно, это будет приурочено к началу действия нашего Таможенного союза, в рамках которого никаких ограничений быть не должно. Возьмем Евросоюз: у них внутри союза нет излишка молока, они его полностью потребляют. Между странами нет жесткого квотирования, они квотируют внешние страны. А у нас почему-то постоянно получается иначе: есть документ, который называется "Баланс спроса и предложения", однако им все пренебрегают и квотируют. Квотирования, мы считаем, в рамках Таможенного союза быть не должно, потому что Казахстан и Россия потребят все наше молоко. Если мы устраиваем экономические отношения – давайте их устраивать.

На днях первый заместитель министра сельского хозяйства и продовольствия Беларуси Надежда Котковец заявила, что Беларусь в этом году планирует увеличить объем экспорта молочной продукции до 3,4 млн тонн. По сравнению с прошлым годом планируется увеличить экспорт на 200 тыс. тонн. В Россию будет поставлено чуть больше 3 млн тонн. Значит ли это что происходит диверсификация, что мы пойдем в другие страны?

Да, мы идем в Алжир, Ливан, Арабские Эмираты, прочие арабские страны. Алжир, кстати, может потребить очень много нашей продукции. Идем в Китай, Венесуэлу, Азербайджан, Таджикистан, в страны бывшего СССР. Украина в прошлом году потребила немало нашей продукции, хотя мы не исключаем некоторой возможности реэкспорта. Минсельхозпрод Беларуси продолжает работу по созданию Белсельхознадзора – аналога российской организации, которая, в общем-то, была зачинщиком пресловутой "молочной войны". Какие цели преследует создание этой организации?

Такие же цели, как и в российской организации – контроль и забота о безопасности нашего народа, чтобы защитить от некачественной продукции, внешней и внутренней. Однако во всех странах это довольно действенный инструмент – не только Россия его применяет, это применяется во всем мире. При желании можно закрыть любую продукцию.

Можно ли развязать со своей стороны "молочную войну"?

Я не думаю, что вообще нужно развязывать какие-то войны. Мы должны четко выстраивать свои взаимоотношения с Российской Федерацией. Где-то можно административно оказывать воздействие на этот рынок, смотреть на него с точки зрения управления. Он не должен развиваться стихийно и выливаться в такие вот "молочные войны". Это мешает и внешнеэкономической политике, политическим отношениям, сближению между народами. Это лишний повод для прессы написать кучу статей, а народу потом почитать. Это все выливается в общий негатив, и потом люди меньше пьют молока, потому что пишут, что там антибиотиков куча… А импорт молочной продукции у нас не более 3%.

Это то, что представлено российскими компаниями?

В основном, да. Около 80 % продукции поставляют российские компании. Кроме того, присутствуют на рынке немецкие и польские сыры, литовская продукция.

Вчера мы общались с господином Даниленко, и он сообщил, что российские молочники с интересом поглядывают на Беларусь, готовы прийти с инвестициями. Чем это может грозить Беларуси?

Наша экономика открыта для инвестирования, однако оно должно вестись по четким правилам. Довольно просто инвестировать в нашу отрасль, когда уже огромные бюджетные средства вложены в землю, нашу сырьевую базу. У нас самих достаточно модернизированные предприятия, великолепные линии, совершенно новые компьютеризированные процессы. На Западе, конечно, еще больше автоматизации и гораздо меньше людей работает на предприятии. Но мы не можем себе позволить все автоматизировать, а людей уволить, хотя с экономической точки зрения это выгодно. У нас социально направленная экономика, поэтому себестоимость производства у нас может быть выше, чем в Европе.

Если вернуться к вопросам об инвестициях, то мы вложили огромные средства в развитие нашей сырьевой зоны. Она сейчас имеет очень хорошие перспективы. Если поднять качество молока на хороший уровень, у нас будет, можно сказать, европейское молоко. А поставить предприятие очень просто, учитывая, что у нас сырье немного дешевле, чем в России. Получается высокомаржинальный продукт. Однако можем ли мы быть уверенными, что эта выручка послужит нашей экономике, а не российскому частному капиталу?

Я бы придерживался такого подхода, чтобы вкладывать в предприятия – есть заводы, которые к этому готовы, – чтобы принести пользу и не ущемить те предприятия, которые делятся своим сырьем. У нас сейчас мощности позволяют все переработать своими силами. Поэтому инвестирование – это хорошо, но по гуманным правилам.

Читайте также
В 2019 году экспорт продукции АПК оставался важнейшим направлением во внешней торговле. Об итогах работы аграриев и...
Рынок потребителя заставляет бизнес всегда держать руку на пульсе, быть исключительно внимательным к малейшим движениям...
В Кёльне прошла крупнейшая мировая выставка в сфере питанияВ начале октября в Кёльне прошла крупнейшая мировая выставка...
«ПРОДУКТ.BY»
220005, г. Минск, ул. Платонова, 22-707

+375 (17) 33-16-555
+375 (17) 33-16-777
+375 (17) 39-65-321

mail@produkt.by

*Права защищены, любое использование информации без ссылки на источник produkt.by запрещено.
*За содержание рекламных сообщений ответственность несут рекламодатели.