Пивовары в недоумении

Год назад на представительном заседании в Бобруйске (пивоварни «Хайнекен»), посвященном стратегии развития пивоваренной отрасли страны, был инициирован один документ. Официально он называется протокол от 01.04.2014 № 06/23пр поручений заместителя премьер-министра Республики Беларусь. К сожалению, судьба данного поручения в определенной части подпадает под банальную формулировку: а воз и ныне там.

Суть проблемы вкратце проста и понятна. Вице-премьер Михаил Русый в апреле прошлого года по итогам совещания в Бобруйске поручил в частности следующее: Минфину совместно с концерном «Белгоспищепром» внести в Совет Министров Республики Беларусь предложения о дифференцированной (разделенной) стоимости контрольного знака на пиво и безалкогольные напитки. Однако до настоящего времени поручение уважаемого Михаила Ивановича выполнено лишь частично. Во всяком случае в отношении безалкогольных напитков, которые активно производят отечественные пивоваренные предприятия, предложений вышеупомянутыми ведомствами по дифференциации не вносилось… Ситуация осталась неизменной.

Прежде чем предметно говорить о том, что значит для отрасли этот факт, напомним, чем так примечательны контрольные идентификационные знаки (они же КИЗы) для пивоваров.

Уж десять лет прошло, а помним я и ты

В сентябре 2004 года был принят Указ Президента № 444 «О введении маркировки товаров контрольными (идентификационными) знаками». Данная мера была тогда понятна и логична. В страну в обход таможенных норм и правил ввозили самые разные партии товаров и грузов. Под угрозой оказывалось самое святое: интересы граждан и экономическая безопасность государства.

Первым продуктом, получившим соответствующую марку, стало пиво. И этот факт опять же тогда никого не удивил. Импортные пенные напитки завозили в страну с использованием откровенно криминальных и полукриминальных схем. И КИЗы, задуманные в качестве необходимой, но временной меры, помогли рынку очиститься от «пятидесяти оттенков серых и прочих» схем поставок пива в Беларусь, а государству — повысить доходы от его продаж.

Мы не раз писали о том, что с 2004 года в пивной отрасли республики изменилось многое, если не все. Острые проблемы (вроде контрафактных поставок) были сняты, взаимопонимание по большинству спорных вопросов с зарубежными поставщиками найдено. Точку зрения производителей на сей счет не раз обосновывал на самых разных уровнях исполнительный директор Союза «Гильдия пивоваров» Владислав СКРЕБЦОВ. Он полагал и полагает, что с помощью укоренения контрольных знаков государство силами Минфина и Мин-экономики уверенно ставит подножку инвесторам в пивобезалкогольную отрасль, одновременно усложняя условия работы госпредприятий, в первую очередь — компании «Криница».

«Контрольный знак свою роль уже по большому счету отыграл, — подчеркивает позицию пивоваров Владислав Скребцов. — В случае необходимости и в идеале после согласования необходимых процедур с пивоварами можно инициировать принципиально новые меры по надзору за пивом и насыщению бюджета».

ЗОЛОТАЯ БУМАГА

В марте 2015 года ведущие пивоваренные предприятия страны докладывали об итогах работы в 2014-м и планах на год текущий. В частности, весьма ярко и позитивно о планах своей компании на пресс-конференции говорил генеральный директор ОАО «Лидское пиво» Аудриус МИКШИС. Однако, когда речь зашла о КИЗах, градус оптимизма в его речи резко снизился. По словам гендиректора, в 2014 году ОАО «Лидское пиво» на закупку основного сырья для производства — солода — потратило порядка 5 млн евро, а на закупку контрольных знаков — более 3 млн евро. При том что КИЗы предприятию приходилось закупать по предоплате.

«Да, стоимость КИЗов на пиво в прошлом году снизилась, — констатировал он. — Однако с учетом того, что в объемах нашего производства доля безалкогольных напитков достигает порядка 50 %, а никакого ожидаемого снижения расценок на эти пресловутые контрольные знаки здесь не произошло, мы столкнулись с серьезной проблемой. Для всех белорусских пивоваров это очень больной вопрос. С одной стороны, вымываются оборотные средства предприятий, с другой — оплачивает весь этот «праздник» в итоге конечный потребитель, что тоже неправильно».

Аудриус Микшис отметил также, что маленький кусочек бумаги не может стоить 500 рублей. Но на сегодняшний день цена КИЗа для бутылки кваса этого производителя составляет именно такую суму. Для сравнения: стоимость контрольной марки для пол-литровой бутылки пива находится на уровне 300 рублей. «Все это очень дорого, — резюмирует генеральный директор «Лидского пива». — И совершенно непонятно, зачем контролировать потребление кваса и воды в стране».

В самом деле, теневого оборота

этих напитков в Беларуси, никогда не было. Понятия «квасной» или «водный алкоголизм» даже самые смелые государственные умы не смогли ввести в активный словарь гражданина Республики Беларусь. Однако сложившаяся в 2014 году ситуация означала для производителей безалкогольных напитков (а данную продукцию, напомним, выпускают практически все предприятия пивоваренной отрасли) необходимость приобретать контрольный (идентификационный) знак по единой цене независимо от объема упаковки. Это обстоятельство повлияло на конкурентоспособность цены продукта в зависимости от упаковки и опосредованно — на потребительское поведение. Скажем даже сильнее. Сложившаяся ситуация нарушала интересы и права потребителей, которые по нерыночным причинам оказались ограничены в выборе.

ЮРИДИЧЕСКИЕ ПРОТИВОРЕЧИЯ И ВЫВОДЫ

Согласно положению Генерального соглашения по тарифам и торговле 1994 года (известно как ГАТТ 1994 г.), «все сборы и платежи любого характера (…) ограничиваются по величине приблизительной стоимостью оказанных услуг и не являются косвенной защитой для отечественных товаров или средством обложения импорта или экспорта в фискальных целях».

КИЗы на пиво и безалкогольные напитки подпадали под это определение вплоть до 2014 года. Именно тогда каким-то «волшебным образом» стоимость контрольного (идентификационного) знака в Республике Беларусь увеличилась в четыре раза. И говорить о том, что пивовары оплачивали типографии-изготовителю сугубо «приблизительную стоимость оказанной услуги» (себестоимость плюс 10–15 %), уже не приходилось.

Новая стоимость на КИЗы никак не отражала реальных инфляционных процессов и других аспектов формирования себестоимости. Фактически именно после резкого повышения стоимости контрольный (идентификационный) знак стал выполнять функцию фискального инструмента, дополнительного налога. Свои обоснованные возражения начали высказывать производители. Да и в потребительской среде пусть и небольшой, но очевидный и не слишком обоснованный рост цен на пиво и безалкогольные напитки восторга не вызвал.

Реакция государства последовала. Именно поэтому (в том числе) в Бобруйске произошло событие, с которого мы начинали данный текст — совещание от 01.04.2014 по вопросам развития пивоваренной отрасли. Одним из реальных достижений стало поручение вице-премьера Михаила Русого, фактически поручившего изменить стоимость на КИЗы для производителей безалкогольных напитков и пива. К сожалению, данное поручение уже год ждет своего четкого исполнения. А подобное промедление не способствует повышению оптимизма в пивобезалкогольной отрасли как на предприятиях с существенной долей иностранного капитала в уставном фонде, так и на госпредприятиях. В частности, генеральный директор ОАО «Криница» Александр КИЖУК в интервью нашему изданию рассказывал о том, что его предприятие «в летний период прошлого года потратило только на авансовую покупку контрольных марок от 2,6 до 2,9 млрд рублей. И это без учета затрат на обеспечение чисто технологических процессов, оплаты труда специалистов и т. д.». Руководитель «Криницы» в унисон с коллегами, возглавляющими другие пивоваренных предприятия страны, отмечал осенью прошлого года, что столь значительные средства могли бы быть направлены на модернизацию и развитие производства, борьбу с импортом наконец. Необходимость усиления последней (борьбы с импортом, то бишь импортозамещения. — Авт.) неоднократно обсуждалась на высшем уровне. В частности, была акцентирована президентом.

ЛИШНИЕ ПАРАЛЛЕЛИ С РОССИЕЙ И НАШ ПУТЬ

Ни для кого не секрет, что агрессивная политика госрегулирования оборота алкогольной продукции, ритейла и рекламы в России привела к падению пивного рынка в стране за последние годы более чем на четверть. На этом фоне Беларусь до недавнего времени смотрелась благоприятно. И пиво у нас, в отличие от России, даже не входило (и пока еще не входит) в категорию алкогольных напитков. Все в точности как в Евросоюзе. Однако, как полагают эксперты из отечественной «Гильдии пивоваров», «узаконенное превращение инструмента контроля за оборотом фактически в еще один налог не способствует развитию пивобезалкогольной отрасли Беларуси».

О том, как благодаря «скромным» КИЗам начали страдать интересы оте- чественных производителей пива и безалкогольных напитков, у которых под угрозой оказались финансовая устойчивость, перспективы развития и модернизации и т. д., было уже достаточно сказано. Повторяться не хочется. Осталось лишь подчеркнуть, что данные тенденции противоречат поручениям Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь по улучшению эффективности деятельности пивобезалкогольной отрасли республики. Свою озабоченность по этому вопросу уже выразили ведущие производители, с которыми Союз «Гильдия пивоваров» имеет единую консолидированную позицию.

На сегодняшний день гильдией предложены две абсолютно конкретные первоочередные меры.

Вот они:

• изменить порядок оплаты предприятиями пивобезалкогольной отрасли контрольных (идентификационных) знаков. Ввести режим оплаты КИЗов с отсрочкой платежа на период реализации продукции (от 30 дней);

• обязать Минфин ввести дифференцированную стоимость для КИЗов в отношении безалкогольной продукции.