Пищевые ароматизаторы:проблемы классификации и идентификации.

Понятие «ароматизатор» включает в себя по меньшей мере несколько групп товаров, различающихся составом и свойствами и относящихся к разным товарным позициям ТН ВЭД ТС. О. Кальчицкая, декан кафедры товароведения и таможенной экспертизы УО «ГИПКиПК таможенных органов Республики Беларусь»

Сегодня на прилавках магазинов сложно найти пищевую продукцию, в которой бы не содержались различные пищевые добавки и ароматизаторы, за исключением тех групп пищевых продуктов, при изготовлении которых их применение не допускается (например, овощные и фруктовые соки, коньяки, натуральные вина, детское питание и пр.).

Такое широкое применение ароматизаторов и вкусо­ароматических пищевых добавок объясняется возможностью для производителей придать своей продукции новый аромат или восстановить частично утерянный в результате переработки или хранения продуктов, а также усилить натуральный аромат или, наоборот, избавиться от неприятных привкусов. В результате таких манипуляций продукция имеет более насыщенный вкус, становится привлекательней для покупателей и соответственно конкурентоспособной на рынке.

Применение пищевых ароматизаторов и вкусоароматических добавок является для изготовителя одним из самых эффективных и экономичных способов расширить ассортимент своей продукции за счет разнообразия вкусов и ароматов выпускаемой однотипной продукции. Наиболее яркими примерами такого производства являются напитки, чипсы, сухарики, молочная продукция (йогурты, десерты, желе), мясная продукция (колбасы, паштеты и др.), кондитерские изделия и др.

В мире производством вкусоароматических веществ (индивидуальных веществ с характерным запахом и/или вкусом, за исключением сладкого, кислого, соленого) занимаются как специализированные фирмы, так и химические предприятия. Их продукцией являются высококонцентрированные ароматы (так называемые ключи), которыми снабжаются производители пищевых ароматизаторов и вкусоароматических добавок. Они, в свою очередь, компонуют из нескольких смесей свои ароматы, добавляют растворители, носители, стабилизаторы, загустители, красители, подсластители, антиокислители, консерванты или другие вещества. Концентрация вкусо­ароматических веществ при этом может уменьшиться в сотни и более раз. Так получают готовые пищевые ароматизаторы и вкусоароматические пищевые добавки, поставляемые на предприятия пищевой промышленности, где остается их только добавить в состав производимого продукта (напитков, кондитерских изделий, молочной, мясной, икорной и другой пищевой продукции).

Таким образом, понятие «ароматизатор» включает в себя по меньшей мере несколько групп товаров, различающихся составом и свойствами.

Республика Беларусь не имеет собственных производств по изготовлению пищевых ароматизаторов, поэтому на протяжении последних 5 лет наблюдается повышенный спрос на пищевые ароматизаторы и комплексные пищевые добавки, ввозимые из зарубежных стран.

В товаросопроводительных документах и декларации на товары пищевые ароматизаторы и вкусоароматические пищевые добавки имеют коммерческое наименование «Пищевой ароматизатор». Субъектами хозяйствования зачастую такой товар заявляется как «Смеси душистых веществ», несмотря на то, что концентрация вкусоароматических веществ в них может не превышать и 2 %. С целью определения характеристик такого товара, необходимых для однозначной его классификации по ТН ВЭД ТС, должностными лицами таможенных органов назначаются таможенные экспертизы.

На сегодняшний день перед таможенными экспертами поставлены две задачи:

определение показателей для целей классификации товаров, заявленных как «пищевой ароматизатор», в соответствии с ТН ВЭД ТС;

определение подлинности продукта (отсутствие или наличие ароматизаторов в товарах, в которых такая добавка не разрешается).

Классификация пищевых ароматизаторов

За последние 10 лет работы Центральной таможенной лаборатории (с 2012 года — кафедра товароведения и таможенной экспертизы) накоплен достаточный опыт по исследованию ароматизаторов, систематизированы результаты собственных исследований и испытаний, а также результаты исследований, проведенных другими экспертными организациями.

В результате все ароматизаторы в зависимости от их состава и свойств разделены на три основные группы, которые относятся к различным товарным позициям ТН ВЭД ТС.

Первая группа товаров — это смеси высококонцентрированных вкусоароматических веществ. Товары этой группы представляют собой «смеси душистых веществ и смеси на основе душистых веществ» товарной позиции 3302 ТН ВЭД ТС.

К душистым веществам относятся:

эфирные масла (например, апельсина, мяты, бергамота);

экстрагированные эфирные масла (например, базилика, укропа);

резиноиды (например, бензоин, мускус);

водные дистилляты и водные растворы эфирных масел;

концентраты эфирных масел в жирах, восках или аналогичных продуктах, получаемые методом анфлеража или мацерацией;

натуральные и/или синтетические ароматические вещества (например, лимонен, ментол) и т. п.

В состав таких смесей могут входить пищевые носители (вещества, предназначенные для растворения или разбавления вкусоароматических веществ без изменения их технологических функций и служащие только для удобства применения). Основное свойство вышеуказанным товарам придают вкусоароматические вещества, например:

жидкий ароматизатор «Лимон»; состав: смесь душистых веществ и носитель триацетин, необходимый для фиксации аромата;

жидкий ароматизатор «Креветки»; состав: смесь душистых веществ в растительном масле с целью дальнейшего его использования в приготовлении, например, креветочного соуса;

порошкообразный ароматизатор «Апельсин»; состав: апельсиновое масло, нанесенное на модифицированный крахмал (носитель) для удобства дозирования;

ароматизатор «Абрикос» для изготовления напитков; состав: душистые вещества, вода, загуститель, красители, консерванты, антиокислители.

Вторая группа товаров — мальтодекстрины со слабым ароматом. Основу таких товаров составляет мальтодекстрин. Товары этой группы по составу и свойствам соответствуют характеристикам мальтодекстринов товарных позиций 1702 или 3505 ТН ВЭД ТС. Например: ароматизатор «Маракуйя»; заявленный состав: мальтодекстрин (носитель) — 90 %, душистые вещества — 10 %. По результатам экспертизы содержание носителя составило 98 %.

Третья группа товаров — готовые комплексные пищевые добавки. В их состав могут входить ароматизаторы, пищевые продукты (соки, соль, сахар, специи и пр.), наполнители (растворители или носители) и другие пищевые добавки. Как правило, они имеют сложный рецептурный состав и оказывают комплексное функциональное действие в конечном пищевом продукте (вкус, аромат, цвет, консистенция, предотвращение от порчи и пр.).

Товары этой группы рассматриваются как «пищевые продукты в другом месте, не поименованные или не включенные» (товарная позиция 2106 ТН ВЭД ТС). Например:

ароматизатор «Мультивитамин»; состав: вода, фруктовые соки, глюкоза, душистые вещества, лимонная кислота, красители, консерванты, антиокислители;

сухой ароматизатор «Говядина»; состав: глутамат натрия, мальтодекстрин, вкусоароматические вещества, поваренная соль, лимонная кислота и прочие пищевые добавки.

К данной группе товаров относятся такие ароматизаторы, как «Холодец с хреном», «Шашлык», «Курица», «Сметана с укропом», «Сыр», «Говядина», «Пицца», которые являются наиболее востребованными и популярными на рынке ароматизаторов.

При определении классификационного кода вышеуказанных групп товаров важно учитывать и такие признаки, как функциональное назначение товара, принадлежность компонентов его состава к продукции химической промышленности, способ применения, дозировку и некоторые другие.

С 1 июля 2013 года вступит в силу технический регламент Таможенного союза «Требования безопасности пищевых добавок, ароматизаторов и технологических вспомогательных средств», в котором будут даны четкие термины и определения пищевых добавок и пищевых ароматизаторов и представлен утвержденный перечень международных и региональных стандартов, содержащих правила и методы испытаний.

В настоящее время основным документом, содержащим требования к пищевым добавкам, в том числе и пищевым ароматизаторам, в Республике Беларусь является СанПиН 2.3.5.13-10 РБ 2002 «Гигиенические требования к качеству и безопасности пищевых добавок и их применению». Руководствуясь данным документом, можно определить, является ли ароматизатор пищевым или, наоборот, может использоваться только в непищевой промышленности. К сожалению, критериев, по которым можно было бы отнести продукт к конкретной группе ароматизаторов, документ не содержит. Кроме того, в нормативной базе Республики Беларусь отсутствуют стандарты по методам их испытаний. Вот почему процесс исследования данной группы товаров требует от таможенных экспертов тщательного изучения и анализа международных регламентов, директив и стандартов. В своей работе эксперты используют специальную литературу и справочные пособия, постоянно отслеживают статьи и публикации по данной теме в периодических изданиях.

При исследовании пищевых ароматизаторов эксперты применяют самые разнообразные методы испытаний: органолептический, газохроматографический, ферментативный, спектральный, микроскопический и т. д. Так, газохроматографический анализ позволяет выяснить, является ли ароматизатор пищевым: по возможности идентифицируется каждое вкусоароматическое вещество и определяется вид технологического растворителя. Для этих целей на кафедре используется газовый хроматограф с масс-селективным детектором. Полученные результаты сопоставляются с перечнями разрешенных вкусоароматических веществ и технологических растворителей. С помощью ферментативного, микроскопического и спектрального анализов определяется вид носителя (мальтодекстрин, модифицированный крахмал, глюкоза и др.).

Анализ результатов экспертиз, проводимых за последние три года (с 2010 по 2012 годы) по идентификации пищевых ароматизаторов, заявленных в соответствии с ТН ВЭД ТС как «Смеси душистых веществ» (товарная позиция 3302), показал, что около 20 % наименований не соответствовали данному понятию. Эти товары были отнесены к другим товарным позициям (1702, 3505, 2106) с большей ставкой таможенной пошлины.

Опpеделение подлинности товаров

Ежегодно на рынке появляются продукты с новыми вкусами и ароматами, и потребители с удовольствием пробуют и оценивают их. Однако, приобретая продукты питания, мы должны знать, что покупаем: например, натуральный холодец или желатин с ароматизатором, лимонный напиток или напиток с ароматом лимона, натуральный сок или напиток. Покупатель должен иметь выбор — продукт с ароматизатором, либо натуральный. Но, вследствие несовершенства законодательной и нормативной базы в сфере производства и использования ароматизаторов недобросовестными производителями часто скрывается факт добавки в состав продукта ароматизатора. Таким путем достигается удешевление продукции за счет частичной замены натурального сырья пищевой добавкой.

Постоянными объектами таможенных экспертиз являются соки, так как они относятся к товарам риска (существует вероятность изменения кода ТН ВЭД ТС с увеличением таможенных платежей).

Потребление соков постоянно растет. Потребитель все больше отдает предпочтение этим продуктам как вкусным и полезным для здоровья. При этом он всецело полагается на достоверность той информации, которая вынесена производителем на упаковку, справедливо считая, что если продукт имеет наименование 100%-ный сок, то таковым он и является. Однако всегда ли это так?

Экспертами была отмечена растущая тенденция появления продукции, изготовленной с применением запрещенных компонентов — ароматизаторов. Так, присутствие ароматизаторов было выявлено в мультифруктовых, виноградных, черносмородиновых концентрированных соках.

В соответствии со Сводом правил для оценки качества фруктовых и овощных соков AIJN добавление в соки ароматизаторов не допускается. Разрешается добавление только натуральных ароматобразующих веществ, полученных из одноименных фруктов, с использованием в качестве растворителей воды, пищевого углекислого газа и этанола. Применение других растворителей не допускается. Тем не менее из поступающих в республику соков экспертами выявляются образцы, содержащие в своем составе ароматизатор.

Наиболее часто модификации состава подвергаются виноградные соки. Подозрение о добавке ароматизатора возникает уже на стадии определения органолептических показателей. Интенсивный землянично-мыльный запах или специфические ярко выраженные тона винограда сорта «изабелла» (красный виноград) в соках, изготовленных из сортов белого винограда, указывают на добавку ароматизатора.

Так, например, в виноградном концентрированном соке из белого винограда методом хромато-масс-спектрометрии было обнаружено вещество метилантранилат, который является как компонентом винограда Vitis Labrusea (американские красные сорта винограда) и его гибридов (например, «иза­белла»), так и компонентом «изабельного» виноградного ароматизатора. Интенсивный землянично-мыльный запах образца, обусловленный значительным количеством метилантранилата в пробе, указывает на добавление ароматизатора. В этом же образце было выявлено и значительное количество лимонена, который является преобладающим компонентом во вкусоароматической части плодов цитрусовых, а в ягодах винограда встречается в незначительном количестве или отсутствует. Кроме того, продукт содержал пропиленгликоль, который применяется при производстве пищевых ароматизаторов в качестве растворителя ароматобразующих веществ (добавление его в соки не допускается).

Аналогичный случай — концентрированный черносмородиновый сок. В аромате присутствовали резко выраженные малиново-карамельные тона, во вкусе — едва ощутимые тона черной смородины. Методом хромато-масс-спектрометрии выявлен растворитель триацетин, применяемый при производстве ароматизаторов (добавление триацетина в соки не допускается).

Таким образом, на основании характеристик органолептических свойств и анализа вкусоароматической части исследованных образцов был сделан вывод о несоответствии товаров натуральным концентрированным сокам. Код товаров был изменен с товарной позиции 2009 на товарную позицию 2106 с большей ставкой таможенных платежей.

Описанные выше модификации соков являются недопустимыми и указывают на грубый обман потребителя.

Фальсификация пищевых продуктов причиняет не только вред здоровью населения, но и наносит серьезный экономический урон как производителям качественной продукции, так и бюджету страны. Экспертиза пищевых товаров требует большого аналитического опыта, наличия достоверных сравнительных данных (критериев сопоставления), современной инструментальной базы, а также знания технологии и рыночной ситуации. К сожалению, далеко не всегда удается доказать факт фальсификации, что приводит к получению недобросовестными производителями прибыли, которую, в конечном счете, оплачивают потребители.

Вот почему все актуальнее встает проблема защиты отечественного потребительского рынка от фальсифицированной пищевой продукции и возрастает роль таможенных органов, обеспечивающих контроль за перемещением через таможенную границу продовольственных товаров.

Значительный вклад в решение поставленной задачи вносят эксперты, проводящие таможенные экспертизы пищевых товаров по определению подлинности и проверке заявленного кода ТН ВЭД ТС. По результатам таможенных экспертиз происходят доначисления таможенных платежей и соответственно пополнение бюджета страны.