Пища для размышлений

Почему мы делаем ставку на натуральное продовольствие, и как это помогает наращивать экспорт

Как успокоить детей специальными консервами, уберечь их от пальмового масла и почему белорусские магазины открыты для “белой плесени”, но закрыты для “Міколы”? Об этом и многом другом — разговор с генеральным директором Научно-практического центра Национальной академии наук Беларуси по продовольствию, членом-корреспондентом академии, доктором технических наук, профессором, заслуженным деятелем науки Зеноном ЛОВКИСОМ.

Когда Е — далеко не витамин...

— Зенон Валентинович, недавно британские ученые огорошили: на протяжении ближайших 40 лет мировая продовольственная система будет испытывать нарастающее давление по причине роста населения Земли до 8 млрд человек к 2030 году и 9 млрд — к 2050-му. По мнению ФАО — сельскохозяйственной и продовольственной организации ООН, — в идеале сельское, лесное и рыбное хозяйства могут обеспечить полноценным питанием всех. Однако угодья, запасы пресной воды, леса и биоразнообразие стремительно истощаются и деградируют, поэтому в глобальную систему производства продовольствия и развития сельского хозяйства необходимо вносить кардинальные изменения. Каково ваше мнение по этому поводу?

— В Беларуси и численность населения, и площади пахотных земель, и уровень развития АПК вполне позволяют обеспечить каждого качественным и полноценным питанием. Но при этом, считаю, очень важно сохранить натуральность нашего продовольственного производства. Потому что в мире отчетливо наметилась тенденция к решению проблемы голода за счет создания ГМО-продуктов — более урожайных видов сои, риса, кукурузы. Но нам в этом направлении спешить не стоит: проведенная глубокая модернизация белорусского АПК обеспечила нашей стране серьезный задел на будущее. Один только факт: ежегодно нашим НПЦ и специалистами белорусских предприятий разрабатывается примерно 600—800 новых продуктов питания.

— Неоднократно приходилось слышать от зарубежных гостей, что белорусские продукты отличает давно забытый советский вкус. В чем секрет высоких потребительских свойств белорусского продовольствия?

— В бережном сохранении технологий и использовании натуральных продуктов в качестве сырья. Мы никогда не применяли заменителей какао-масел, используя их только в натуральном виде. Когда на белорусский рынок хлынула фальсифицированная импортная “кондитерка”, мы тут же разработали методики определения какао-масел, привезли из Европы эталонные их образцы, и сегодня можем с полной уверенностью отделять качественную продукцию от содержащей заменители. И искажающей тот самый “советский” вкус — иной вязкостью, налипанием на зубы и т. д.

Каждая из существующих ныне пищевых добавок — так называемые “Е” — сама по себе может быть вполне безвредной, но когда их в продукции сразу 8, а то и 12 единиц, между ними могут возникать неизученные взаимодействия. И влияние на организм в таком случае становится неопределенным. Все это говорит об одном: свои технологические наработки и традиции нам обязательно надо сохранить!

Кому отдать пальму первенства?

— Опасения у потребителей вызывают не только пищевые добавки. Много страстей кипит вокруг продукции, приготовленной с использованием пальмового масла. ВОЗ еще в 2005 году рекомендовала уменьшить его потребление, чтобы снизить риск заболеваний сердца, однако сегодня его можно встретить во множестве импортных продуктов и даже в детском питании...

— Остаюсь последовательным противником применения пальмового масла в продуктах питания. На складе нашего центра его образец имеется, причем это масло не бутилировано, как натуральное растительное, а лежит бруском, похожим на хозяйственное мыло. И температуры человеческого тела недостаточно, чтобы расплавить его и вывести из организма. Исследования пальмового масла и его влияния на человеческий организм продолжаются, но уже сегодня можно сказать однозначно: по крайней мере детям ни в коем случае нельзя предлагать содержащие его продукты. Два года назад на научно-практической конференции перед кондитерами и хлебопеками выступали зарубежные поставщики пальмового масла, призывая приобретать их продукцию и мотивируя это экономической целесообразностью. Я думаю, это целесообразно в том случае, если готовая продукция пойдет на рынок поставщика пальмового масла. В странах ЕС, кстати, на упаковках четко указывается: “Не содержит пальмовое масло”, или же прямо предупреждается о его наличии в продукции. У нас же недобросовестные импортеры порой прописывают наличие “масел растительного происхождения”, не конкретизируя, каких именно.

— В специализированных СМИ второй год пиарится “зеленый суперрис” — разработанный Китайской академией сельхознаук и Международным исследовательским институтом риса на Филиппинах гибрид, устойчивый к засухе, наводнениям, соленой воде, насекомым и болезням. Утверждается, что он способен прокормить дополнительные 100 миллионов человек. Выражаясь фигурально, что может стать “белорусским суперрисом” будущего?

— Над принципиально новыми видами продукции постоянно работают наши специалисты. Скажем, никогда в Беларуси не выращивалась спаржевая фасоль, содержащая высококачественный белок, необходимый всем живым организмам. Так вот, мы не только создали адаптированные для наших широт сорта такого продукта, но и полностью разработали технологию его переработки. Ныне спаржевую фасоль выпускает сельхозпредприятие КСУП “Брилево” в Гомельском районе. Продукция эта в основном идет на экспорт. Не первый год выращиваются в нашей стране кукуруза сахарная, зеленый горошек. Но главной “фишкой” в этом отношении становится березовый сок — абсолютно натуральный, производимый без добавления сахара и весьма востребованный во многих странах: России, Болгарии, Литве, в курортных зонах южных стран.

Консервы особого назначения

Имеется у нас и продукция особого, функционального назначения. Например, производимые в Витебске консервы для беременных, клинические испытания которых подтвердили большую пользу новинки. Также разработаны и с прошлого года поставлены на производство консервы для гиперактивных детей, обладающие успокоительными свойствами: в результате их регулярного употребления у детей нормализуется сон и исчезают признаки нервозности. Не могу не назвать и поистине уникальный напиток из картофеля “Мікола”. Этот аналог хлебного кваса разработан нами давно, он не содержит кофеин, насыщен витамином С и микроэлементами пряно-ароматических трав, но запустить в производство его мы не можем: напиток целиком натуральный, срок годности его ограничен, что совершенно не устраивает торговлю. Но я убежден: это напиток будущего, он обязательно найдет свое место.

— Какие еще разработки НПЦ по продовольствию можно считать наиболее знаковыми и перспективными?

— Активно включившись в президентскую программу “Дети Беларуси”, имевшую подраздел “Детское питание”, наши специалисты буквально лет за восемь преодолели дистанцию, пройденную западными странами в течение десятилетий: в стране появились отечественные сухие и антиаллергентные смеси, молочные смеси с добавками, биопродукты, содержащие специальную микрофлору. С нуля создали и производство консервов для детского питания, соответствующих международным требованиям по укупорке и по содержанию. Ныне внутренние потребности в детском питании обеспечены полностью, часть продукции идет на экспорт.

Решена “соковая проблема”. До 2006 года изрядная доля соков и нектаров на наш рынок завозилась из-за рубежа, причем сегодня мы можем документально подтвердить: 60 процентов от общего их количества были фальсифицированными — разбавленными, с недостатком необходимых веществ и витаминов. Чтобы успокоить белорусских потребителей и обратить внимание поставщиков на качество импортных соков, мы разработали семь дополнительных стандартов и 24 методики для измерения отдельных показателей.

Мы разработали, а ряд предприятий производит, натуральные вина из отечественного сырья, коньячный напиток “Кальвадос”, а в Пинске заложили виноградный сад, позволивший выпускать отечественные виноградные вина.

Беларусь ощутимо продвинулась по сырам, включая элитные, в нынешнем году появится новый вид сыра — с белой плесенью. Не первый год успешно производятся сыры твердых сортов, не вызывая нареканий у потребителей. А белорусское сухое молоко и вовсе получило мировое признание, находя потребителей в Латинской Америке, Азии и других странах. Но самое главное, что, наращивая экспортный потенциал, наша страна неуклонно следует принципу: здоровое питание — это здоровая нация.

Источник: ng.by