Пейте, дети, DHA и EPA — будете здоровы!

Жители развитых стран становятся все более разборчивыми в формировании своего пищевого рациона.

Автор: Наталья ПРОСКУРНЯ

В то время как цены на продовольствие неуклонно растут и в 2011 году во всем мире страдало от недоедания по крайней мере 925 млн человек, жители развитых стран становятся все более разборчивыми в формировании своего пищевого рациона.

Рискнем предположить, что к категории развитых стран в этом смысле можно причислить и Россию, ведь и мы практически перестали покупать… просто продукты. Простой тест. Вспомните, что вы говорите в магазине продавцу: «Мне «Агушу» негазированную, «Простоквашино» 3,2%, «Семь злаков» и четыре «Александрова» в темном шоколаде».

О чем речь? О том, что никто теперь уже не ходит в магазин за молоком, сырками и хлебом. Уж лет пять как россияне формируют свои продуктовые предпочтения, выбирая между молоком и молоком. И берут с полки… бренд. У владельцев же брендов одна задача: убедить, что именно их молоко (хлеб, сыр…) — самые вкусные, натуральные, «тщательно отобранные». А в последнее время на первое место выходит основной критерий: самые полезные.

Что бы такое съесть, чтобы не заболеть?

Парадокс заключается в том, что чем дальше мы уходим от «просто молока», тем выше к нему требования с точки зрения пользы для здоровья. Раньше ведь как — все просто: «Пейте, дети, молоко — будете здоровы». А теперь: «Молоко экологически чистое, обогащенное Омега-3, кальцием, DHA, EPA»… Производители продуктов питания конкурируют за наши умы, понимая, что именно через них лежит путь и к желудку, и к сердцу и, прежде всего, к кошельку.

Кажется, все началось с того, что, борясь с лишним весом, американцы и европейцы начали подсчитывать калории — и производители стали указывать пищевую ценность продуктов на этикетках. А теперь одними калориями дело не ограничивается.

В недалеком будущем россиян ждет то, что уже стало реальностью для жителей европейских стран (чему свидетель и автор этой статьи): в большинстве продуктовых магазинов Австрии, Швейцарии, Франции, Германии и других стран отведены специальные полки (или даже целые отделы) для так называемых «биопродуктов», а также «продуктов с различными добавленным свойствами». На некоторых из них даже исчезло наименование продуктовой категории, к которой они относятся, зато крупно выделено: «Источник Омега-3» (мелким шрифтом на обороте все же написано, что это молоко) или «Без глютена». В сознание потребителя настойчиво внедряется мысль, что продукты нужно употреблять не просто, чтобы утолить голод, но чтобы… вылечиться. Или, как минимум, не заболеть. В тех же отделах продуктовых магазинов по всей Западной Европе (а не в аптеках, заметьте!) теперь продаются различные витамины, пищевые добавки и прочая специализированная продукция.

Причины этого социального феномена найти нетрудно: стареющее население Европы, достаточно высокий уровень жизни, обеспечивающий возможность выбора, традиционное внимание к своему здоровью, характерное для всех жителей стран «золотого миллиарда» и, конечно, сверхприбыли, извлекаемые производителями продуктов питания из этого тренда. Почти все перечисленные условия (кроме, может быть, внимания к своему здоровью) — характерны и для России, а значит — мы уверенно следуем тем же путем. Именно поэтому мы задались целью внести некоторую ясность в великое многообразие «продуктов для здоровья», которые в самом ближайшем будущем рискуют сильно потеснить на магазинных полках «обычные».

Биопродукты: жизнь по правилам

Продукция с маркировкой «био» вызывает непреходящее доверие потребителя с тех пор, как появилась на полках магазинов. Еще бы, ведь «bio» («жизнь») ассоциируется с пользой для здоровья — причем в соответствии с четкими критериями. Уже второе десятилетие потребители во всех странах Европейского Союза приобретают в магазинах продукцию, маркированную подобным образом.

Больше всего, по статистике, — в Германии: почти 94% немцев время от времени покупают товары категории «био». Это связано с традиционной для немцев (кстати, австрийцев и швейцарцев тоже) системой ценностей: на первом месте у них — здоровье. Как показал опрос института F&S Medienservice, 70% граждан ФРГ считают здоровье самым бесценным благом. Сегодня только в Германии продается 56 тысяч наименований продуктов с маркировкой bio. А в Австрии, приобретая биопродукты, каждый покупатель получает «расшифровку» (напечатанную на специальных пакетах или другой упаковке) того, какими дополнительными характеристиками обладает продукция под маркировкой Bio vom Berg: – Erntefrisch — сезонные овощи и фрукты (а значит, наиболее свежие); – Regional — выращенные в данной местности; – Gesund — полезные продукты (нем. — здоровый, крепкий, исправный, полезный); – Kostlich — изысканные, лакомые; – Nachhaltig — долго сохраняющие свои вкусовые качества и питательные свойства; – Vielfaltig — обладающие разнообразными и многочисленными полезными свойствами; – Wertvoll — весьма ценные; – Vitaminreich — богатые витаминами; – Klimafreundlich — безопасные для окружающей среды; – Biologisch — выращенные с применением биотехнологий.

Во Франции изначально бытовало мнение, хорошо сформулированное Рашель Бастос-Лопес, одной из производительниц биопродуктов: «Биопродукты не должны становиться массовой культурой, это продукты для избранных». Но для французов именно «избранность» зачастую является основным критерием при выборе чего бы то ни было. Особенно, если это касается еды — ведь именно Франция является «законодательницей мод» во всем, что касается высокой кухни. Именно поэтому во Франции рынок биопродуктов растет стремительно: в 2009 году его объем составил 2,6 млрд евро. В 2011 году 40% произведенных экологически чистых продуктов было реализовано через специальные магазины и столько же — через обычные супер- и гипермаркеты.

Результаты опросов показывают, что четверо из десяти французов стремятся употреблять биопродукты. И даже вино — «основу основ» французской кухни теперь производят так называемым биодинамическим методом: процесс приготовления тот же, что и для обычного вина, однако при этом в почве сохраняются натуральные компоненты и те бактерии, которые типичны для конкретного региона. В само же вино не добавляется ни сахар, ни красители, ни вкусовые добавки. Кроме того, емкости, в которых вино проходит винификацию, подвергаются обработке очищенной кислородом водой.

Почему же искушенные европейцы в массовом порядке переходят на биопродукты и готовы платить за них немалую цену: в среднем такая продукция дороже обычной на 15%? Ответ очевиден, если изучить законодательство, регламентирующее ее производство. Итак, экологически чистыми, органическими или биопродуктами считаются выращенные с учетом определенных требований сельскохозяйственные товары и произведенные из них готовые продукты питания, прошедшие стадии очистки, переработки, фасовки, упаковки на отдельных линиях с содержанием экологически чистого сырья не менее 70% веса конечного продукта.

Существуют и дополнительные требования. Так, например, фермеры-растениеводы, которые хотят, чтобы их продукция получила маркировку «био», обязаны прибегать к ротации севооборота, то есть засеивать поля каждый год разными культурами, чтобы не истощать почву и избегать скопления вредителей и возбудителей болезней. А птицеводы и животноводы должны доказать, что птица, поставляемая на рынок, не содержалась в клетках, а скот был выращен при соблюдении условия свободного выпаса. Только при следовании всем необходимым правилам продукция маркируется в соответствии со стандартами, принятыми в каждой стране ЕС.

Функциональные продукты: добавить то, что забыла Природа

Имея возможность наблюдать за жизнью людей в развитых странах, можно прийти к неутешительным выводам: уровень жизни растет, повышается комфортность существования, но вместе с этим растет и количество людей со слабым здоровьем, хроническими заболеваниями, инвалидов. Что тому виной: стрессы, оторванность от естественных, природных биологических циклов, «сидячий» или «лежачий» образ жизни, отягощенная наследственность…? И это при мощной системе здравоохранения в странах Запада. Однако, по статистике, здоровье нации зависит от системы здравоохранения всего лишь на 8–12%, тогда как от социально-экономических условий и образа жизни — на 52–55%, от состояния окружающей среды — на 20–25%, от генетической предрасположенности — на 18–20%. Соответственно, в развитых странах стараются нивелировать вредное влияние образа жизни, плохой наследственности и окружающей среды при помощи, в том числе, и продуктов питания.

Наверное, не случайно начало этим тенденциям было положено в Японии, которая долгое время лидировала в списке развитых экономик мира, и в то же время обладала отягощениями в виде стареющего населения, мононациональности, подрывающей генофонд, небольшой территории и вследствие этого — высокой плотности населения. Именно в Японии решили корректировать эти проблемы путем изменения рациона людей, то есть вводить в ежедневное питание специальные продукты, обладающие так называемыми добавленными свойствами. Продукты получили название функциональных, а один из первых проектов по их созданию стартовал еще в 1984 году.

Япония — единственная страна, которая в законодательном порядке определила, что такое «функциональные продукты питания», и японский рынок этих продуктов сейчас является одним из самых передовых в мире. Поэтому достижения

Японии часто берутся за основу в Европе и США. Японское правительство установило систему сертификации функциональных продуктов питания в 1991 году и признало функциональное питание как альтернативу медикаментозной терапии. Аббревиатура FOSHU (Food for Specific Health Use) теперь известна во всем мире. Закон об улучшении питания в Японии включает в себя пять категорий продуктов питания «специального диетического использования»: – сухое молоко для беременных и кормящих женщин; – сухое молоко по особому рецепту для младенцев; – продукты питания для людей пожилого возраста, которым трудно пережевывать и глотать; – единичные продукты питания для больных (которые включают в себя продукты с натрием, дополнительными калориями, протеином, лактозой и противоаллергические); – группы продуктов для диет с низким содержанием натрия, для диабетиков, лиц с болезнями печени и старческой тучностью.

Отдельной строкой описаны продукты питания для массового использования (предназначенные для оздоровления абсолютно всех категорий населения) — со специально добавленными полезными и эффективными ингредиентами. При этом функциональные ингредиенты используются только в том случае, если подтверждено медицинское и питательное преимущество обогащения ими продуктов питания.

В других развитых странах продукты тоже обогащают — причем в промышленных масштабах. В США с 1974 года, а в Канаде с 1978 года проводится обязательное обогащение всей муки независимо от сорта целым комплексом микронутриентов — витаминами В1, В2, В6, РР, А, фолиевой кислотой, железом, кальцием, магнием и цинком в таких количествах, чтобы 450 г муки обеспечивали рекомендуемую норму потребления этих веществ. В Германии, по существующему законодательству, любое молоко, предназначенное для переработки или производства детского питания, должно быть обогащено витамином D в количестве 10 мкг на 1 литр. В Австралии, Великобритании, Канаде и Швеции проводится обязательное обогащение всех сортов маргарина витаминами А и D. В Боливии, Бразилии, Дании, Коста-Рике, Никарагуа, Нигерии, Перу, Португалии, Филиппинах, Финляндии, Швейцарии, Японии и других странах разработаны специальные государственные программы по обогащению хлебобулочных изделий.

В России началом использования функциональных продуктов считается 1972 год, когда был разработан препарат на основе живых бифидобактерий и установлена его эффективность для профилактики и лечения острых кишечных инфекций у детей. Вообще говоря, когда принимается государственная программа обогащения продуктов, используют те нутриенты, которых больше всего не хватает в рационе населения того или иного региона. Для россиян — это прежде всего витамины С, А, группы В, йод, железо, кальций. Еще в советские времена витаминизировали молоко и муку, предназначенные для северян. Сейчас активно ведутся дискуссии относительно йодирования всей соли, продающейся на территории России.

Однако стремление оздоровить — как и осчастливить — всех, как известно, приводит к прямо противоположным результатам. Так и с функциональными продуктами: главное — не перейти грань разумного. Это важно понимать тем производителям продуктов питания, которые рассматривают коммерческую привлекательность выпуска обогащенных продуктов, рассчитывая на современный тренд. О безусловной пользе и, увы, столь же несомненном вреде некоторых функциональных продуктов для разных категорий населения читайте в следующей статье цикла.

www.prodindustry.ru