Откровенно — про тайны кобринских сыров

Новый сыродельный цех на Кобринском маслосырзаводе был выведен на проектные мощности год назад, осенью 2015 го. Однако еще до его открытия слышались скептические замечания от партнеров и покупателей, суть которых сводилась к одной вопросительной фразе: «Вот вы выйдете на столь масштабный, поточный уровень производства, а не боитесь проиграть в итоге, ведь это же — колоссальный риск?»

Сегодня, в конце 2016 года, можно расставить все точки над I в этой истории.

Начнем, пожалуй, с самого главного. В течение 2016 года кобринское предприятие приняло участие в двух основных этапах республиканского дегустационного конкурса «Чемпион вкуса», летом и осенью. На суд общественности были представлены как раз кобринские сыры из нового цеха.

На самом-то деле, компания достаточно серьезно рисковала. Дегустации проводились слепым методом. Такая вот, своеобразная русская рулетка. Эффект непредсказуемости усиливал еще один факт: все заявленные на конкурс продукты банально закупались в магазинах, а никак не предоставлялись заинтересованным участником. Наконец, для того, чтобы сыры элементарно допустили до финального этапа, они должны были пройти жесткое сито профессионального жюри… И что же?..

Кубок чемпионов — как откровение и предчувствие

Попадая в финалы этапов «Чемпиона вкуса» на «Белагро» и «Продэкспо» в этом году, сыры из Кобрина неизменно оказывались в числе лучших. Достаточно отметить, что по итогам двух основных этапов конкурса 2016 года все представленные образцы оказывались в призерах, а шесть и вовсе получали первые места. Более того, Гран-при конкурса завоевали сыры «Гауда» и «Успенский». Вкратце это означает: абсолютно лучшим вкус данных продуктов назвали и члены профессионального жюри, и посетители весьма многолюдной выставки «Продэкспо».

Нет ничего удивительного в том, что по совокупности достижений в 2016 году жюри «Чемпиона вкуса» вручило ОАО «Кобринский МСЗ» главный трофей конкурса, своеобразный Оскар отечественного продовольственного рынка — Кубок чемпионов.

По большому счету, здесь можно было бы и «сворачиваться», заполнив журнальное пространство яркими фото. Но мы решили вернуться к заголовку данного материала. Что ж это за тайны такие и откровения, про которые мы так ненавязчиво заявили?.. Попробуем поговорить обо всем по порядку, но не слишком занудно.

Назад — в СССР и вперед — в будущее

То, что сегодня среди покупателей присутствует спрос на советские качественные традиции — не секрет. Маркетологами создаются какие-то легенды, рисуются знаки качества made in USSR на продуктах, которые начали выпускаться несколько лет назад. В нашем случае все по-другому — ничего выдумывать не требовалось.

Кобринские сыры за счет прекрасного сырья (своим молоком Брестчина всегда славилась) и оригинальных технологий уже лет 40 назад обрели то, что сегодня маркетологи именуют основой для бренда. В независимой истории Беларуси предприятие также продолжало делать ставку на традиционные виды сыров, гремевших в советские времена. Однако в какой-то момент стало понятно: для полноценной работы по выпуску элитных сыров европейского уровня, о которых все настойчивее начали задумываться кобринские технологи, требовались новые площади, технологии, оборудование.

Воплощением этой идеи и стало открытие осенью 2015 года нового, с иголочки, цеха по производству твердых и полутвердых сыров — своеобразного завода в заводе. Директор предприятия Руслан Чиботарь сегодня лаконично отмечает: «Установленное в этом цеху оборудование идеально подходит для выработки нашей продукции». Казалось бы, какая простая фраза… Специалисты взяли да и воплотили в жизнь лежащую на поверхности идею: установили подходящее оборудование, добились стабильного качества и количества… А потом знай, пожинай плоды, кубки завоевывай. Однако все было не так.

Общаясь с руководством завода сейчас, в декабре 2016 года, мы поняли одно: проект этот давался весьма сложно. К примеру, не раз возникало искушение пойти по пути удешевления отдельных элементов комплекса оборудования. Тем более на всех нас как раз тогда накатывали первые волны финансового кризиса. Было еще много нюансов на тему упрощения всей процедуры, но они разбились о «сдвоенный закон», взятый на вооружение кобринскими сыроделами: «Характер — залог успеха; что дорого — то мило».

Вот и весь секрет

Неслучайно и то, что технологи кобринского предприятия утверждают сейчас примерно следующее: на выбранном австрийском оборудовании BERTSCH-Laska можно подлинно творить чудеса и не бояться ошибок; оно не позволяет отходить от общепринятых стандартов, совмещая лучшие белорусские технологии вчерашнего и сегодняшнего дня с передовыми европейскими. Однако мы понимаем: без нежности, искренности, тепла, любви к своему делу и со ставкой на железо мы получим пусть и качественный, но стандартный, бездушный продукт. А сыры из Кобрина — это все же какой-то совершенно особый уровень, совмещение технологий и удивительного подхода.

В общем, новый цех, комплекс оборудования и высокий уровень сотрудников позволили вывести на новый уровень приемку и обработку молока, изготовление сырного зерна, посолку сырья и упаковку готового продукта… К тому же, по словам Руслана Чиботаря, «наши специалисты не собираются останавливаться на достигнутом: они постоянно работают над расширением ассортимента, улучшением и стабилизацией качества, созданием абсолютно новых видов продукции». За этими словами — много реальных дел и достижений. В течение 2016 года на данном участке были произведены новые для Кобрина сыры с европейскими вкусами — и классический «Гауда», и благородный «Маасдам», и галантный «Эдам», и нежный «Сливочный Тильзитер».

В конце года в серию запускается очередная новинка — «Бургомистр». Говоря кратко, это — чудесный сыр с ароматом топленого молока.

Кроме того, ряд новаций коснулся упаковочных технологий. Появляются абсолютно новые цвета упаковки, способные выгодно подчеркнуть достоинства определенных сыров. Или вот еще информация к размышлению. Этикетка для сыра «Маасдам» уже сейчас, допустим, будет выпускаться на так называемой сульфитной бумаге. Это — дополнительная степень защиты для готового продукта, плюс возможность еще сильнее заинтересовать торговлю и покупателя, заставить гореть их глаза.

Наконец, все это — еще несколько шагов специалистов Кобринского завода на пути к заветной цели: по внешнему виду, вкусовым качествам, форме и упаковке они хотят максимально приблизить свой сыр к оригинальным голландским сырам, сырам из лучших европейских коллекций, созданных лучшими мастерами мира.

Сегодня марка «Кобринские сыры» известна и популярна в Беларуси и России, Казахстане, Узбекистане, Туркменистане, на Украине. Завод в Кобрине — крупнейший импортер белорусского продовольствия, он реализует свою элитную сырную линейку не просто в качестве белорусского продукта, а как марочную продукцию премиум-класса. Разумеется, такие сыры будут иметь право на уважение, прибыль и награды, причем отнюдь не только в нашей стране.