Отечественные фрукты начали теснить на прилавках импорт.

Внутренний рынок Беларуси должен быть обеспечен широким спектром качественной белорусской плодоовощной продукции — такое воззвание не первый год звучит из уст высоких чиновников.

Впрочем, отечественное яблоко — фрукт, может быть, и вкусный, но все-таки капризный, требующий к себе крайне деликатного отношения. Как говорят специалисты, ситуация с хранением такой продукции кардинально начала меняться буквально в последний год. Помимо того, что небывалый урожай позволил отправить в хранилища гораздо больше витаминных продуктов, нежели в предшествующие периоды, так еще в стране наконец-то начала развиваться инфраструктура плодоовощных складов, которая способствует долгому хранению плодов и овощей. Корреспондент «Р» решил выяснить, как хранятся и продаются белорусские яблоки.

В целости и сохранности

Минувший 2012 год был очень урожайным. Как подсчитали в Министерстве сельского хозяйства, плодово-ягодной продукции в хозяйствах всех категорий было собрано 630 тыс. тонн, в том числе в общественном секторе — 91 тыс. тонн. К сожалению, особенности учета не позволяют в этом гастрономическом изобилии выделить именно яблоки, но специалисты говорят, что примерно 80 % плодово-ягодного урожая — это они. Осенью минувшего года от яблок ломились ветки, что позволило полностью обеспечить потребности внутреннего рынка. Закладка в так называемые стабилизационные фонды общественного питания была произведена даже с перевыполнением планов. «На межсезонный период 2012—2013 годов в стабилизационные фонды было заложено 19 тыс. тонн фруктов, или 119 % от задания. Кроме того, в соответствии с поручением правительства дополнительно заложено 12 тыс. тонн яблок отечественного производства», — пояснила нам пресс-секретарь Минсельхозпрода Ольга Среднева.

Впрочем, урожай урожаю — рознь. Яблоки из садов и подворий граждан — это как раз и есть те «капризули», которые на складскую зимовку не устроишь. Такие фрукты нужно в максимально короткие сроки снимать с веток и отправлять на переработку. А вот товарное яблоко, которого в последние годы сельхозпредприятия и фермеры стали производить больше, вполне готово побороться за звание долгожителя. Оказывается, свежая отечественная продукция при соблюдении технологий сбора, транспортировки и хранения может продаваться до июня. По словам руководителей УП «Партизанское», занимающегося хранением и поставкой в розничную сеть Минска овощей и фруктов, белорусские яблоки, действительно, поступают в продажу до поздней весны — начала лета. Как рассказывает первый заместитель директора Елена Бердникович, на пять складских площадок предприятия, расположенных как внутри МКАД, так и за ее пределами, ежедневно поступает 200—300 заявок от торговли. Среди заказчиков есть как маленькие магазины формата «у дома», так и крупные сетевые структуры, такие как «Гиппо», «Соседи» и другие. Так что здесь никого не удивишь ни маленькими заказами свежих яблок на 45—50 килограммов, ни крупными поставками на 500—800 килограммов. В среднем со всех баз УП «Партизанское» в сутки в розницу отгружается 20—30 тонн овощей и фруктов.

«Яблоко у нас хранится в контейнерах в специально оборудованных складских помещениях, где установлено холодильное оборудование, при температуре от нуля до одного градуса по Цельсию и влажности 95 %. Здесь разные сорта: «алеся», «глостер», «заславское» и другие. Некоторые из них лежат лучше, некоторые — хуже, но для каждого сорта свое время, портиться они не успевают», — объясняет Елена Бердникович. Замдиректора отдельно отмечает, что у предприятия уже есть возможность хранить яблоки не только в холодке. На базе одного из подразделений УП «Партизанское» — предприятия «Оптовый рынок» в деревне Таборы Минского района — белорусские яблоки уже хранят в газовой среде. Особый микроклимат, при котором соблюдается строгая пропорция содержания кислорода, углекислого газа и азота, позволяет продукции сохранять первоначальные товарные свойства месяцами. В эти помещения даже доступа нет — складские камеры герметично закрыты, и о «самочувствии» фрукта можно справиться, лишь посмотрев на показания специальных приборов. Как отметила Елена Бердникович, на модернизацию складских помещений УП «Партизанское» с 2008-го по 2012 год направило более Br 39 млрд.

Витрина под нагрузкой

«Яблочная» тема в Беларуси к январю—февралю возникает каждый год. Свои домашние запасы белорусы к этому времени успевают съесть и после начинают ходить по магазинам в поисках местных недорогих яблок. Но на прилавках их встречают лишь импортированные фрукты из Испании, Франции, Италии. Дело в том, что розничной торговле реализовывать местный фрукт не с руки: он дешевле импортного, а значит, и торговая наценка, с которой живут реализаторы, ниже. В итоге для того, чтобы встретить на прилавке белорусское яблоко, еще недавно надо было обойти не один магазин. И у продавцов всегда был свой железный аргумент: отечественные фрукты нележкие, к январю на складах остаются лишь остатки, да и те не самые кондиционные.

Впрочем, белорусскую розницу удалось переубедить. Ей предоставили белорусские фрукты, которые по качеству от завозных ничем не отличаются, но вот цена в 2—3 раза ниже, и покупатель берет их с большей охотой. Так что в итоге вопрос, что лучше продать — килограмм импортных красавцев или два ящика местных, у торговли уже даже не стоит.

Как рассказала начальник Управления продовольственных товаров Министерства торговли Светлана Слинько, в постановление № 4 «Об ассортиментных перечнях товаров» в минувшем году была включена поправка, обязывающая торговлю иметь на прилавках наравне с импортными яблоками и 1—3 сорта белорусских. «В целом по стране это требование выдерживается, мониторинги, регулярно проводимые нами, это подтверждают, — говорит чиновник. — Даже торговые сети не дискриминируют местный фрукт — он есть во всех магазинах, которые торгуют плодоовощной продукцией». Это правда, во всех десяти магазинах, которые объехал корреспондент «Р», белорусские яблоки были представлены , а кое-где даже в более богатом ассортименте.

Первый же магазин встретил полками, ломящимися от яблок. Их на прилавке было целых пять сортов. Белорусских фруктов, правда, только два: «грант» по Br 8,8 тыс. и «мусту» по Br 10,4 тыс., все остальные — производства Нидерландов, Франции (Br 25,5 за французский «грэнни», 27,3 за голландский «рэд принс»). Причем если «французы» и «голландцы» имели традиционно «нарядный» навощенный вид, то белорусские от продаваемых рядышком польских яблочек отличались разве только тем, что продукция соседей была заранее упакована в весовые пакетики. А вот на внешний вид — разницы практически никакой, все яблоки румяные и «нарядные».

Единственное, что бросается в глаза, — это особенности выкладки: «иноземцы» занимают полки на уровне глаз, а белорусские яблоки насыпаны в ящики на уровне колена. Но заведующая магазином Светлана Горбацевич быстро находит ответ: «Это не дискриминация! Белорусские яблоки берут лучше, и приходится постоянно на стойку их ящиками подсыпать, а вот импортные покупают не так охотно — по 1—2 штуки, поэтому они и лежат на этой полке. Вы же поймите, от наших яблок просто витрина рухнет!» Рассказывая о востребованности белорусских фруктов, специалист приводит в качестве примера объемы продаж: «В среднем заказываем фрукты раз в пять дней. Объем заказа обычно таков: по ящику каждого импортного сорта и по 5—6 ящиков белорусских».

Дальше будет больше

Белорусским производителям яблок пока не по силам обеспечить внутренний рынок хорошим товарным яблоком в тех объемах, которые позволяли бы говорить о полной продовольственной безопасности. Но ситуация будет выправляться. Только в нынешнем году в сельскохозяйственных организациях и фермерских хозяйствах страны предусматривается осуществить закладку плодово-ягодных культур на площади 1,6 тыс. гектаров. Кстати, урожай-2013 ожидается не меньший, чем прошлый, — в хозяйствах всех категорий планируется получить валовой сбор плодов и ягод в объеме 677 тыс. тонн. Именно поэтому на приоритетный уровень в последнее время выходят проекты по глубокой переработке плодоовощной продукции. Потребитель все чаще отдает предпочтение полуфабрикатам и продуктам быстрого приготовления, так что очень важно предоставить ему возможность покупать плодоовощные консервы, конфитюры, фруктовые чипсы, продукты глубокой заморозки, произведенные в нашей стране.В соответствии с программой по развитию плодоводства в Беларуси до 2016 года предусматривается создание интеграционных комплексов по производству, хранению, переработке и реализации плодово-ягодной продукции. Во всех областях к отведенному сроку появятся 10 таких предприятий формата «все в одном». В каждом регионе уже определены организации, где создана основа для дальнейшего товарного производства плодов и ягод, имеются промышленные сады, база хранения продукции и современные линии по сортировке фруктов по массе и окраске на базе техники.

На снимке: торгово-закупочное предприятие «Партизанское».

Фото: Юрий МОЗОЛЕВСКИЙ

Источник: respublika