От традиционных сыров — к элитным.

На Новогрудском маслодельном комбинате уверены: чтобы развивать экспортный потенциал, необходимо вкладывать средства в модернизацию производства.

В прошлом году на свое развитие Новогрудский маслодельный комбинат потратил 33,6 млрд рублей — больше, чем любое молочное предприятие страны. В нынешнем году эти расходы окажутся еще более значительными. Причем подобная политика — отнюдь не дань моде, такое решение обусловлено жизненной необходимостью. Нужно закончить программы модернизации производства, которые были начаты в прошлом, а некоторые и в позапрошлом году. Только в таком случае инвестиции оправдают себя и можно будет получить полную отдачу от вложенных средств.

Сегодня трудно поверить, что еще четыре года назад это современное предприятие было в числе неконкурентоспособных. С организации сырного производства началось возрождение комбината, восстановление его потенциала. Сейчас ассортимент предприятия превышает восемьдесят наименований, в том числе 25 видов сыров. По данному показателю Новогрудок является одним из лидеров белорусского рынка. Имея такой потенциал, предприятию легче маневрировать в условиях постоянно меняющегося спроса. Причем руководство комбината уверено, что останавливаться на достигнутом нельзя. Чтобы производить востребованный и качественный продукт, необходимо постоянно обновлять оборудование и совершенствовать технологический процесс. В настоящий момент основная часть работ по модернизации комбината сконцентрирована на двух филиалах — Любчанском сырцехе и Кореличском маслозаводе.

В Любче уже практически закончена реконструкция цеха. Завершить основные работы планируется до конца нынешнего года. Благодаря этому филиал станет отвечать всем требованиям, которые предъявляются экспортерам. Продукция, производимая здесь, на данный момент сертифицирована с учетом поставок в Россию. Сейчас идут пробные небольшие поставки в отдельные оптовые торговые организации страны-соседки с целью изучения рынка. После установки нового оборудования на этом предприятии производятся два традиционных сыра «Любчанский» и «Северный» в измененной расфасовке — в брусках по 3,0–3,5 кг. Кроме того, к ним добавились сыры, которые ранее выпускались только на центральном заводе в Новогрудке, — «Эдам Ново­грудский», «Гауда-Бел». И сделано это совсем неслучайно. Дело в том, что головное предприятие в основном ориентировано на экспорт, филиал же пока будет работать на внутренний рынок. Таким образом, удастся не упустить ни одну из позиций, важных для любого производителя.

Что касается Кореличского филиала, то и здесь тоже ведутся масштабные работы по восстановлению предприятия. Достаточно привести лишь один пример. Три производственных участка предприятия — технологические цеха по производству мягкого, рассольного и казеинового сыров — до сих пор имели собственную приемку, которая не отвечала требованиям санитарно-гигиенических норм. В скором времени на предприятии запустят одно приемно-моечное отделение, оно будет обеспечивать приемку и переработку сырья в аппаратном цехе, а затем передавать его на один, второй и третий участки. Кроме того, на заводе появилось новое оборудование по технологической мойке теплообменных аппаратов, емкостей и технологических трубопроводов. Но и это еще не все. Далее в программе — установка второй казеиновой линии, что позволит в перспективе расширить объемы производства и получить хорошую экономическую отдачу.

— Отдельного разговора заслуживает цех по производству рассольных сыров, — отмечает Александр Бир. — Оборудование здесь давно устарело, используется в основном ручной труд, что, понятное дело, не дает на выходе нужного экономического эффекта. Поэтому мы планируем продолжить модернизацию филиалов с целью дальнейшего перепрофилирования производства, углубления специализации и повышения рентабельности.

Немалые средства вкладываются и в модернизацию центрального завода. В первую очередь здесь уделяется много внимания реконструкции цеха СОМ. Хороший эффект дал переход к процессу обратного осмоса. По предварительным расчетам, это оборудование окупится в течение года, несмотря на то, что его стоимость составила 400 тысяч евро. Во-первых, предприятие имеет неплохую экономию газа, а во-вторых, уменьшаются затраты на воду, которая используется при мойке оборудования, так как теперь частично удается получать ее при отделении от молока. Хотя с повестки дня не снимается вопрос о строительстве собственного водозабора.

Кроме того, все оборудование на участке переведено на компьютерное управление. В цехе установлено дополнительно два танка на 85 м3. Два года назад установлены теплогенераторы.

Второй фронт работ — это цельномолочный цех: здесь планируется поэтапно смонтировать творожную линию и частично запустить ее уже в нынешнем году. Для этого закуплены у украинского поставщика «Тесма-М» три закрытых котла по 6,3 м3, необходимо еще приобрести низкотемпературную камеру для заморозки и хранения творога. В настоящее время на предприятии используется семь открытых ванн, которые давно физически изношены. К тому же с запуском новой линии удастся увеличить производство творога с 1,5 до 5,0 тонн в сутки. Тогда можно будет вести речь не только о внутреннем рынке, но и об экспортном потенциале.

— Направление это весьма перспективное, творог сегодня востребован на российском рынке, — уверен директор комбината. — Плюс ко всему он достаточно стабильно продается. А значит, является для предприятия хорошим подспорьем. Особенно в те периоды, когда возникают трудности с реализацией другого товара — сухих молочных продуктов, масла, сыра.

Начата реконструкция аммиачно-компрессорного цеха, завершить которую предполагается во втором квартале следующего года. В планах также установка линии розлива жидких кисломолочных продуктов и оборудования по расфасовке вязких молочных продуктов — йогурта и сметаны. У нынешнего оборудования достаточно большой физический износ, поэтому назрела необходимость его менять.

На Новогрудском маслодельном комбинате всегда делали ставку на натуральную, молочно-диетическую продукцию. Отказываться от этих принципов не собираются здесь и в дальнейшем.

— Товар должен быть «живым» и полезным для потребителя, — считает директор предприятия. — Никаких добавок и минимум технологической обработки. Это наша принципиальная позиция. К сожалению, чистый продукт стоит сегодня столько же, сколько товар с добавками. И эта ситуация в корне неправильная. Цена у них должна пусть и незначительно, но все-таки отличаться. Еще один нюанс — наладить широкую продажу производимого нами товара сложнее, чем того, который имеет длительный срок реализации. Согласитесь, для торговли намного выгоднее второй вариант — в таком случае они экономят на транспортных расходах и рискуют понести гораздо меньшие убытки.

Поэтому предприятию приходится делать основной упор на постоянных партнеров. И надо сказать, что у комбината уже сформировался свой круг покупателей как на внутреннем, так и на внешнем рынках. С другой стороны, производители готовы сотрудничать и с торговыми организациями — предлагают им под заказ доставлять в магазины продукцию своим транспортом. Хотя парк автомобилей здесь небольшой — всего 15 машин, — он полностью соответствует современным требованиям. Все машины оснащены охлаждающими агрегатами. Не исключают на предприятии и возможности закупки дополнительной техники, если возникнет такая необходимость при условии конкретной договоренности с торговыми организациями.

При этом стоит отметить, что потенциал внутренних рынков Новогрудским маслодельным комбинатом практически использован, основные рынки сбыта сейчас находятся в России. Одним из перспективных направлений является изучение спроса на молочную продукцию в Закавказском регионе, Средней Азии, Японии, на Ближнем Востоке. Чтобы использовать экспортный потенциал по максимуму, руководство предприятия уделяет большое внимание маркетинговой службе. В последнее время здесь были произведены существенные преобразования — для установления новых деловых контактов создана группа внешне­экономической деятельности в отделе сбыта и маркетинга. На комбинате рассчитывают, что подобные реформы дадут свой положительный эффект.

ОАО «Новогрудский маслодельный комбинат», филиал ОАО «Лидский молочно-консервный комбинат»

231400, Гродненская обл., г. Новогрудок,

ул. 1 Мая, 59

Тел: +375 (1597) 2-26-54, 2-33-58

E-mail: novogrudok_MDK@mail.ru

www.novmdk.by